Файл: Пояснительная записка данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
• запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
• публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
Совместная деятельность (сотрудничество):
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
• овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
Самоконтроль (рефлексия):
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
Эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
Принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
• открытость себе и другим;
• осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
• овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;
• перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека; профессии, связанные с биологией;
• приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) учёных в развитие биологии;
• иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях;
• применять биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
• различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты, природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах;
• проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;
• раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;
• приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;
• выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;
• аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные экологические проблемы;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;
• демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
• выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников, описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);
• применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;
• владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;
• соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;
• использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;
• создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||||
1. | Раздел 1. Биология – наука о живом | 9 | 1 | 3 | | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа в паре: использование приборов для проведения естественно - научных наблюдений и опытов; формулировать предложения по проведению опытов, наблюдений и экспериментов, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Давать определение отражающих общие свойства живого понятий «рост», «развитие», «обмен веществ» и др. Сравнивать объекты живой и неживой природы. Наблюдать за живыми организмами, выделяя свойства живого. Делать выводы о различиях тел живой и неживой природы. | Устный опрос, работа в группах, тестирование | https://www.yaklass.ru, https://videouroki.net https://resh.edu.ru/ |
2. | Раздел 2. Размножение живых организмов | 7 | 1 | 2 | | Определение учебных задач; организация рабочего места; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить: анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике; формулировать выводы из коллективного обсуждения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства. Доказывать, что размножение — общее свойство живого. | Практическая; работа; лабораторная работа, устный опрос, письменный опрос | РЭШ sh.edu.ru uchi.ru foxford.ru infourok.ru |
3. | Раздел 3. Питание живых организмов | 6 | 1 | 2 | | Выдвигать предположения о многообразии процессов в живых организмах; понимать признаки живых организмов; учиться делать отчёты о проделанной работе; находить доказательства влияния условий среды на живой организм. Объяснять значения понятий «хищник», «паразит», «растительноядное животное». Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими веществами. Проводить наблюдение за объектами живой природы. Объяснять значение пищи как источника энергии. Доказывать взаимосвязи живых организмов через цепи питания. Составлять цепь питания, в том числе с участием живых организмов своей местности. Объяснять роль зеленого листа и корня в питании растений. Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле. Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений | Практическая; работа; лабораторная работа, устный и письменный опрос | sh.edu.ru uchi.ru foxford.ru infourok.ru |
4. | Раздел 4. Жизнедеятельность живых организмов | 10 | 1 | 1 | | Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений. Доказывать зависимость жизни живых организмов от состояния окружающей среды. Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов. Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места». Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные знания. Проводить наблюдение за движением домашних животных. Планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в домашних условиях. Фиксировать результаты эксперимента. Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. | Практическая; работа; лабораторная работа, устный опрос, письменный опрос | https://www.yaklass.ru, https://videouroki.net https://resh.edu.ru/ |
5. | Раздел 5. Единство живой и неживой природы | 2 | 0 | 0 | | Приводить доказательства единства живого и неживого, природы как единого целого, которые необходимы для формирования мировоззренческих позиций. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в устную речь при обсуждении вопроса о круговороте веществ. Давать определения понятий «природное сообщество», «экосистема», «биосфера». Приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе в своей местности. | Устный опрос, письменный опрос | РЭШ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 4 | 8 | | | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | |||||||
всего | контрольные работы | практические работы | |||||||||
Раздел 1. Биология – наука о живом (9 ч) | |||||||||||
| Земля — планета жизни | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Как отличить живое от неживого? | 1 | | | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | |||||
| Клеточное строение — общий признак живых организмов | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов). | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Как человек изучает живую природу? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Прибор, открывающий невидимое Лабораторная работа №1 «Знакомство с микроскопом» | 1 | | 1 | | Практическая работа | |||||
| Живое и неживое под микроскопом. Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения». | 1 | | 1 | | Практическая работа; | |||||
| Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом Лабораторная работа №3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов». | 1 | | 1 | | Практическая работа; | |||||
| Обобщающий урок «Признаки живого. Клеточное строение живых организмов» | 1 | 1 | | | Контрольная работа | |||||
Раздел 2. Размножение живых организмов (7 ч) | |||||||||||
| Как размножаются живые организмы? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Как размножаются животные? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Как размножаются растения? Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени фасоли (гороха)» | 1 | | 1 | | Практическая работа; | |||||
| Могут ли растения производить потомство без помощи семян? Практическая работа «Уход за комнатными растениями». | 1 | | 1 | | Практическая работа; | |||||
| Почему всем хватает места на Земле? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Обобщающий урок «Как живые организмы производят потомство?» | 1 | 1 | | | Контрольная работа | |||||
Раздел 3. Питание живых организмов (6 ч) | |||||||||||
| Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Как питаются разные животные? Практическая работа «Подкармливание птиц зимой» | 1 | | 1 | | Практическая работа; | |||||
| Как питается растение? Лабораторная работа № 5 «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа». | 1 | | 1 | | Практическая работа; | |||||
| Только ли лист кормит растение? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Как питаются паразиты? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Обобщающий урок «Питание живых организмов» | 1 | 1 | | | Контрольная работа | |||||
Раздел 4. Жизнедеятельность живых организмов (10 ч) | |||||||||||
| Нужны ли минеральные соли животным и человеку? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Можно ли жить без воды? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Можно ли жить не питаясь? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Как можно добыть энергию для жизни? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Практическая работа «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе и в семье». | 1 | | 1 | | Практическая работа; | |||||
| Зачем живые организмы запасают питательные вещества? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Можно ли жить и не дышать? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Является ли человек частью живой природы? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Обобщающий урок «Жизнедеятельность живых организмов» | 1 | 1 | | | Контрольная работа | |||||
Раздел 5. Единство живой и неживой природы (2 ч) | |||||||||||
| Земля — наш общий дом. | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
| Все ли мы знаем о жизни на Земле? | 1 | | | | Устный опрос; | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 4 | 8 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Биология: 5-й класс: учебник / Т.С. Сухова, Т.А. Дмитриева. – 8-е изд. – Москва: Просвещение, 2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
-
Примерная рабочая программа основного общего образования «Биология». Базовый уровень (для 5-9 классов общеобразовательных организаций) – Москва, 2021 -
Сухова, Т. С. Биология. 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК «Живая природа» : учебно-методическое пособие / Т. С. Сухова. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 97с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://fcior.edu.ru/ http://www.uroki.net/
Виртуальная школа КиМ, https://resh.edu.ru
sh.edu.ru
uchi.ru
foxford.ru
infourok.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы
Оборудование для проведения практических и лабораторных работ по биологии
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер, проектор, интерактивная доска, МФУ