Файл: Пояснительная записка данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;

• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;

• запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

• публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);

Совместная деятельность (сотрудничество):

• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;

• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

• овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;

• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);


• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

Самоконтроль (рефлексия):

• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

Эмоциональный интеллект:

• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

Принятие себя и других:

• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

• признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

• открытость себе и другим;

• осознавать невозможность контролировать всё вокруг;

• овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;

• перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека; профессии, связанные с биологией;

• приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) учёных в развитие биологии;

• иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях;

• применять биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

• различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты, природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах;



• проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;

• раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;

• приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;

• выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;

• аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные экологические проблемы;

• раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;

• демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;

• выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников, описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);

• применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;

• владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;

• соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;

• использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;

• создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

Контрольные работы

Практические работы

1.

Раздел 1. Биология – наука о живом


9

1

3




Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; практическая работа в паре: использование приборов для проведения естественно - научных наблюдений и опытов; формулировать предложения по проведению опытов, наблюдений и экспериментов, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Давать определение отражающих общие свойства живого понятий «рост», «развитие», «обмен веществ» и др. Сравнивать объекты живой и неживой природы. Наблюдать за живыми организмами, выделяя свойства живого. Делать выводы о различиях тел живой и неживой природы.

Устный опрос, работа в группах, тестирование

https://www.yaklass.ru, https://videouroki.net https://resh.edu.ru/

2.

Раздел 2. Размножение живых организмов


7

1

2




Определение учебных задач; организация рабочего места; понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить: анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике; формулиро­вать выводы из коллективного обсуждения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства. Доказывать, что размножение — общее свойство живого.

Практическая; работа; лабораторная работа, устный опрос, письменный опрос

РЭШ

sh.edu.ru

uchi.ru

foxford.ru

infourok.ru

3.

Раздел 3. Питание живых организмов


6

1

2




Выдвигать предположения о многообразии процессов в живых организмах; понимать признаки живых организмов; учиться делать отчёты о проделанной работе; находить доказательства влияния условий среды на живой организм. Объяснять значения понятий «хищник», «паразит», «растительноядное животное». Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими веществами. Проводить наблюдение за объектами живой природы. Объяснять значение пищи как источника энергии. Доказывать взаимосвязи живых организмов через цепи питания. Составлять цепь питания, в том числе с участием живых организмов своей местности. Объяснять роль зеленого листа и корня в питании растений. Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле. Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений

Практическая; работа; лабораторная работа, устный и письменный опрос

sh.edu.ru

uchi.ru

foxford.ru

infourok.ru

4.

Раздел 4. Жизнедеятельность живых организмов


10

1

1




Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений. Доказывать зависимость жизни живых организмов от состояния окружающей среды. Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов. Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места». Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные знания. Проводить наблюдение за движением домашних животных. Планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в домашних условиях. Фиксировать результаты эксперимента. Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

Практическая; работа; лабораторная работа, устный опрос, письменный опрос

https://www.yaklass.ru, https://videouroki.net https://resh.edu.ru/

5.

Раздел 5. Единство живой и неживой природы


2

0

0




Приводить доказательства единства живого и неживого, природы как единого целого, которые необходимы для формирования мировоззренческих позиций. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в устную речь при обсуждении вопроса о круговороте веществ. Давать определения понятий «природное сообщество», «экосистема», «биосфера». Приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе в своей местности.

Устный опрос, письменный опрос

РЭШ

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

4

8














ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Биология – наука о живом (9 ч)




Земля планета жизни


1










Устный опрос;



Как отличить живое от неживого?

1










Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;



Клеточное строение общий признак живых организмов

1










Устный опрос;



Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов).

1










Устный опрос;



Как человек изучает живую природу?

1










Устный опрос;



Прибор, открывающий невидимое

Лабораторная работа №1 «Знакомство с микроскопом»

1




1




Практическая работа



Живое и неживое под микроскопом.

Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения».

1




1




Практическая работа;



Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом

Лабораторная работа №3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

1




1




Практическая работа;



Обобщающий урок «Признаки живого. Клеточное строение живых организмов»

1

1







Контрольная работа

Раздел 2. Размножение живых организмов (7 ч)



Как размножаются живые организмы?


1










Устный опрос;



Как размножаются животные?

1










Устный опрос;



Как размножаются растения?

Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени фасоли (гороха)»

1




1




Практическая работа;



Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

Практическая работа «Уход за комнатными растениями».

1




1




Практическая работа;



Почему всем хватает места на Земле?

1










Устный опрос;



Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?

1










Устный опрос;



Обобщающий урок «Как живые организмы производят потомство?»

1

1







Контрольная работа

Раздел 3. Питание живых организмов (6 ч)




Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?

1










Устный опрос;



Как питаются разные животные?

Практическая работа

«Подкармливание птиц зимой»

1




1




Практическая работа;



Как питается растение?

Лабораторная работа № 5

«Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа».

1




1




Практическая работа;



Только ли лист кормит растение?

1










Устный опрос;



Как питаются паразиты?

1










Устный опрос;



Обобщающий урок «Питание живых организмов»

1

1







Контрольная работа

Раздел 4. Жизнедеятельность живых организмов (10 ч)



Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

1










Устный опрос;



Можно ли жить без воды?

1










Устный опрос;



Можно ли жить не питаясь?

1










Устный опрос;



Как можно добыть энергию для жизни?

1










Устный опрос;



Практическая работа

«Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе и в семье».

1




1




Практическая работа;



Зачем живые организмы запасают питательные вещества?

1










Устный опрос;



Можно ли жить и не дышать?

1










Устный опрос;



Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?

1










Устный опрос;



Является ли человек частью живой природы?

1










Устный опрос;



Обобщающий урок «Жизнедеятельность живых организмов»

1

1







Контрольная работа

Раздел 5. Единство живой и неживой природы (2 ч)



Земля — наш общий дом.

1










Устный опрос;



Все ли мы знаем о жизни на Земле?

1










Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

4

8








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Биология: 5-й класс: учебник / Т.С. Сухова, Т.А. Дмитриева. – 8-е изд. – Москва: Просвещение, 2022

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Примерная рабочая программа основного общего образования «Биология». Базовый уровень (для 5-9 классов общеобразовательных организаций) – Москва, 2021

  2. Сухова, Т. С. Биология. 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК «Живая природа» : учебно-методическое пособие / Т. С. Сухова. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 97с.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://fcior.edu.ru/ http://www.uroki.net/

Виртуальная школа КиМ, https://resh.edu.ru

sh.edu.ru

uchi.ru

foxford.ru

infourok.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Справочные таблицы

Оборудование для проведения практических и лабораторных работ по биологии
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Компьютер, проектор, интерактивная доска, МФУ