Файл: Х. зсд41 Кинезитерапия в работе с детьми с нарушениями в развитии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Телеуова К.Х. ЗСД-41
«Кинезитерапия в работе с детьми с нарушениями в развитии»
Как известно, каждая из систем нашего организма находится в движении, если какая-либо система нарушена или не работает - это непременно влияет на психофизиологическое состояние ребенка и развитие в целом.
У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается отставание в развитие двигательной сферы, расстройство в эмоционально-волевой, личностной сферах, незрелость психических функций, системное нарушение речевой деятельности, общая соматическая ослабленность. У таких учащихся проявляется снижение работоспособности в учебной деятельности, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности внимания, частая отвлекаемость, малый объем запоминания, недостаточная речевая активность – все эти трудности, возможно, преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции.
Сегодня в арсенале учителей-дефектологов, работающих с детьми с ОВЗ, имеется обширный спектр методик, расширяющих возможности детей в познании окружающей действительности, речевого, психического, их интеллектуального развития. Одним из результативных и эффективных средств в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога является применение кинезиологических упражнений.
Термин «кинезиология» происходит от греческого слова «kinesis», обозначающего «движение» и «logos» – «наука, слово». В соответствии с этим определением кинезиология – наука о движении.
Образовательная кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Целью специализированной образовательной кинезиологии является повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, развитие общей и мелкой моторики, создание положительных установок на учёбу, повышение жизненных сил организма, как психических предпосылок повышения эффективности обучения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
Известно, что единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость организма, способствуют улучшению памяти и концентрации внимания, развитию речи, пространственных представлений, развивают мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, улучшают зрительно-моторную координацию. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Рассмотрим виды кинезиологических упражнений:
• Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
• Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
• Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
• При выполнении телесных движений снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
• Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
-систематическое проведение;
-доброжелательная обстановка;
-точное выполнение движений и приемов;
-четкое владение упражнениями учителем;
-постепенное усложнение и увеличение объема заданий;
-наращивание темпа выполнения заданий.
Важные моменты в проведении кинезиологических упражнений:
·Во время образовательной деятельности проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность прерывать подобными упражнениями нецелесообразно.
·Если же предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
·Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
·Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.
Ниже приведены несколько кинезиологических упражнений, которые целесообразно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
1.Комплекс упражнений направленных на развитие кистей и пальцев рук.
Данные упражнения стимулируют общее развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
1. «Колечко»
Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполняется в прямом порядке – от указательного пальца к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются поочерёдно каждой рукой, затем – двумя одновременно.
2.«Кулак-ребро-ладонь»
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками.
3.«Лезгинка»
Ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть – восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
4.«Лягушка»
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.
5.«Замок»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет учитель, точно и чётко. Не желательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук.
6.«Ухо-нос-хлопок»
Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
7.Зеркальное рисование.
Положи на стол чистый лист бумаги. Возьми в обе руки по карандашу или фломастеру. Начни рисовать одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
8.Циркачи.
Вращать карандаш между большим, указательным и средним пальцами одной и другой руки.
2.Глазодвигательные упражнения.
Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
1. «Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.
2. «Глаз – путешественник»
Развесить в разных углах и по стенам кабинета различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
3. «Глазки»
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
3. Дыхательные упражнения
Дыхание - самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
1.Свеча
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит
большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом
задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек.
Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
2.Дышим носом
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Исходное положение – о. с.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать
тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий
продолжительны выдох с максимальным освобождением от воздуха легких
и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
3.Ныряльщик
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при
этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5
и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
4.«Песенка»
Глубоко вдохните. Руки медленно поднимите через стороны вверх. Задержите дыхание на вдохе. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустите. Вдохните. Руки медленно поднимите до уровня плеч через стороны. Задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком 0-0-0, обнимите себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и глубоко вдохните. Руки поднимите до уровня груди. Задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком У-У-У. Руки опустите вниз, голову на грудь.
4. Растяжки
1.«Тряпичная кукла и солдат»
Исходное положение - стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.
2.“Дерево”
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.