Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство) Дисциплина Психология Практическое занятие 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Задание 2. Составьте подборку игр-упражнений, которые способствуют развитию общения и развитию правил поведения в среде (группе) сверстников. При написании подборки необходимо опираться на возрастные и психологические особенности данного возраста.
Упражнение «Через стекло».
Цель: развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.
Описание:
Участники разбиваются на пары.
Педагог говорит:
- Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга.
Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание какого – либо сообщения.
Пример сообщений:
- Я тебе позвоню, когда приеду;
- Напиши мне письмо. И др.
Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга.
Игра«Интервью».
Цель: развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости.
Оснащение: микрофоны (по количеству пар участников)
Описание:
Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты» другая – «журналисты».
Педагог говорит:
- Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой теме, например: «Город, в котором я живу». Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?»
Педагог выступает в роли наблюдателя.
Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно сыграла свои роли.
Игры - ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Описание: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
1. Две девочки поссорились –помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
5. Ребёнок плачет – успокой его.
6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
7. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
8. Ребёнок плачет – успокой его.
9. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
10. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
11. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
12. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?
Упражнение «Позвони другу»
Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.
Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:
Позвони мне позвони
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два –
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.
На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
Задание 3. Напишите ошибки взаимодействия и общения при организации взаимодействия с детьми во время проведения занятий. Составьте рекомендации по эффективному взаимодействию с воспитанниками.
Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком. Древние мудрецы говорили, что можно перейти только мост, к которому подошел. Контакт между ребенком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны бурного потока. Нет моста — нет связи, нет пути от взрослого к ребенку и наоборот.
При взаимодействии ребенок ведет себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости прямо связан с ощущением собственной безопасности. Представьте, что вам попался раненый еж. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки, до тех пор пока еж не почувствует тепло, покой, безопасность и не развернется сам. До этого помощь невозможна. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку — это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия — первоочередная задача. Ее решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принятия его, заботой о реализации его потребностей.
Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение — это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные предпосылки и не являлся сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, мы ничего не добьемся. Путь же от конца к началу может подсказать направление психологической поддержки.
Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими:
-
Стремление привлечь к себе внимание. Известны случаи, когда ребенок с хорошими способностями просто «увязает в двойках», чтобы добиться совместного с взрослыми выполнения домашних заданий. А уж такие способы привлечения внимания, как дерганье за косички, подножки, просто широко известны. -
Стремление к самоутверждению. Многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя. -
Стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям. Например, вы советуете ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорите, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и наказываете его. В результате дети начинают презирать взрослых. Особенно опасно, если у детей и подростков возникает негативизм: они не хотят слушать никого из взрослых, в особенности употребляющих те же слова, которые они слышали из лицемерных уст.
Конечно же, последовательность не означает, что вы должны упорно «стоять на своем» даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции. Вы только выиграете в углублении отношений, если признаетесь, что первоначальное мнение было ошибочным.
Например, бессмысленно от ребенка с холерическим темпераментом добиваться плавных движений, равномерных усилий и ровного, спокойного поведения. Однако при этом можно ставить задачу повышения у него произвольности поведения и развития волевого контроля.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат («вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить»; «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки.).
Ребенок, часто нарушающий поведение, подвергается критике со стороны взрослых, на него обрушиваются негативные эмоции, поэтому у него, как правило, отрицательная самооценка: «Я — плохой». Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий.
Важно вместе с ребенком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно, есть!) и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка. Нужно помочь ему сфокусироваться на своих положительных качествах, чувствах, мыслях, найти положительный смысл (например, упрямство может свидетельствовать об упорстве; драка — о стремлении отстоять справедливость; курение — о желании быть взрослым).
Важно, чтобы ребенок не просто осознал негативность девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения. В некоторых случаях возникший «позитив», с точки зрения ребенка, и позволяет достичь значимых целей.
Задание 4. Разработайте проект интерактивной группы в сети Internet для родителей и педагогов для решения задач обучения и воспитания, где родители и педагоги могли бы эффективно общаться по возникающим проблемам педагогического взаимодействия.
Для того, чтобы быть постоянно на связи, родители и педагоги решают создать группу общения между ними. Мы решили остановиться на сайте «ВКонтакте». Данный сетевой проект является самой крупной социальной сетью в странах СНГ и первый по популярности в Российской Федерации, а значит большинство моих родителей с этим ресурсом знакомы или уже зарегистрированы на данном интернет – ресурсе. На собрании я узнала, что многие родители уже общаются между собой и у меня есть возможность "включиться" в их разговоры и донести необходимую информацию до них. Так как в современном мире, где прогресс не стоит на месте и на первый план выходит интернет-общение между людьми, нам приходится подстраиваться под эти тенденции и включаться и в эту сферу жизнедеятельности наших родителей.
И тут нам приходит на помощь наша страничка в социальных сетях. Название группы «Мы вместе».
«Уважаемые родители! Эта группа создана специально для Вас, чтобы Вы были в курсе жизни Ваших детей, знали чем живёт наш класс, могли обсудить проблемы, получить ответы на возникающие у Вас вопросы, выслушать предложения и мнения друг друга!» написала я родителям.
Цель создания группы - обратная связь и улучшение работы с детьми и родителями! И хотелось бы, чтобы эта группа "В контакте" очень сдружила коллектив родителей нашего класса.
Группа в ВК является одним из основных инструментов, позволяющий установить связи, где родители будут выступать не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые будут делиться опытом воспитания, давать советы, принимать участие в групповых обсуждениях, выстраивать общение не только с педагогом, но и между собой.
В то же время можно отметить и стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах.
У меня же, как создателя (администратора группы), в сети есть различные возможности привлечения родителей к общению друг с другом:
-размещение фотографий с событиями класса (с согласия взрослых), рассказов о детях, участвующих в различных видах деятельности. Можно размещать видеозаписи с утренников, классных вечеров, открытого урока и т.д. Публиковать результаты творческой и интеллектуальной деятельности детей (поделки, презентации, проекты) .
-размещение рекомендаций по воспитанию и обучению детей в виде ссылок на психолого – педагогическую литературу и педагогические сайты. Поздравляем детей с Днём рождения.
В процессе функционирования группы появились рубрики: «С Днём рождения!», «Внимание! Важная информация!», «В копилку родителям!», «Психолог советует», «Вместе с книгой мы растём», «Адаптация первоклассников: этапы, трудности, советы», «Безопасность детей – забота родителей!», «Учимся вместе! Вперёд к знаниям!», «Музыкальная страничка», «Вопрос – ответ», «Консультация для родителей», «Приглашаю на родительское собрание». Возможно в процессе работы группы какие – то рубрики исчезнут и появятся новые.
«Группа «ВКонтакте» - это многосторонний способ связи, поскольку родители не только смогут видеть сообщения, размещаемые учителем, но и комментировать их, делиться мнением друг с другом. Это будут мотивировать родителей на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировании различного материала. А это уже новый уровень работы с родителями, которые заинтересованы в содержании воспитательного и образовательного процессов своего ребенка.