Файл: Конспект урока по химии в 8 классе Составление химических формул по валентности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МБОУ Забитуйская СОШ
Конспект урока по химии в 8 классе

«Составление химических формул по валентности»

Образовательные результаты:
Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории обучения через составление плана работы на уроке;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку посредством работы в парах и группах;

- освоение правил поведения в группах, осознание своей функции с помощью групповой работы;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками через парную и групповую работу.
Метапредметные:

- формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения и развитие мотива своей познавательной деятельности через целеполагание на уроке;

- формирование умений спланировать пути достижения поставленной цели с помощью планирования действий на занятии;

- формирование умений оценить правильность выполнения предложенного задания на этапе актуализации знаний и контроля;

- способствовать овладению основами взаимоконтроля на этапе актуализации знаний и контроля;

- формирование умений организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками посредством фронтальной и групповой работы, умений аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование умений вести диалог.


Предметные:

- формирование умений владеть химическим языком через запись формул химическими знаками.

Методы обучения: индивидуальная работа учащихся, организация самостоятельной работы школьников в малой группе, работа в парах, фронтальная работа учителя с классом.
Средства обучения: ведение проблемного диалога, взаимооценивание письменных ответов, раздаточный материал, учебник, задание учителя, опыт учебной работы, опыт взаимодействия с другими.

Схема урока.


Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развиваемые учебные действия

предметные

универсальные

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку и создаёт благоприятный микроклимат в классе.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.




Личностные:

- самоорганизация;

Коммуникативные:

- умение слушать;

2. Целеполагание и мотивация

1. Учитель зачитывает классу три загадки

(с доски или со слайда) и просит отгадать, что это:

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести,

В руках не удержать?
Очень добродушная,

Мягкая послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.
В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.
2. Далее учитель предлагает учащимся индивидуально в своих тетрадях записать дату и возможную химическую формулу воды, зная, что она состоит из атомов Н и О.

3. Просит ребят записать получившиеся формулы на доске, при этом одинаковые не повторять.
4. Постановка проблемы.

Обнаруживаются разные примеры записи формулы воды (верный и неверные)

- Ребята, задание было одно?

- А какие получились результаты?

- Как вы думаете почему?


- Ребята, у всех вас дома есть поваренная соль, она состоит из атомов Na и Cl. Вы сможете верно записать химическую формулу этого вещества?
5. Постановка цели.

- Предположите в группах, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?
Учитель выслушивает мнение каждой группы. Уточняет, что учиться будем составлять формулы бинарных веществ и фиксирует после согласования с классом цель на доске в знаковой форме: Ax By

6. Определение темы урока.

- Ребята, исходя из поставленной цели, вы можете предположить тему урока?

Учитель уточняет, что формулы будем составлять по валентности, записывает тему на доске.

7. Мотивация.

- Молодцы, ребята!

Перед изучением данной темы я хочу рассказать вам притчу Сократа «О путниках с камнями».

Три путника несут тяжёлые камни в город, обливаясь потом. У всех троих спросили, зачем они это делают. Первый ответил:

- Меня заставили тащить эти проклятые камни в город.

Второй сказал с улыбкой:

- А я несу эти камни в город, чтобы продать и прокормить свою семью.

Третий с радостью ответил:

- Я несу эти камни для строительства величайшего храма, который будет радовать людей не одно столетие!
-Ребята, каждый для себя сделайте вывод, в роли какого путника вы хотели бы оказаться. Точно также и с химическими знаниями, если их заставлять учить, то они окажутся непосильной ношей.


Отгадывают загадки, говорят, что это вода.


Записывают в тетрадях возможную химическую формулу воды.


Записывают разные варианты получившихся формул на доске.

Отвечают, что одно.

- Разные.

- Знаем, что вода состоит из атомов Н и О, но не знаем в каком соотношении.

- Наверняка нет.
Обсуждают в группах, спикер высказывает мнение группы, что должны научиться составлять химические формулы веществ.

Предполагают, что тема урока «Составление химических формул».
Записывают в тетрадь тему урока «Составление химических формул по валентности».
Слушают притчу и определяют, в роли какого путника они хотели бы оказаться, переносят ассоциацию на химические знания.

Умение записывать знаки химических элементов, составлять из них химическую формулу вещества.

Личностные:

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить;

- саморегуляция, как способность к волевому усилию к преодолению препятствий.
Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- доказательство своей точки зрения;

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- умение сформулировать проблему;

- развитие знаково-символических действий на этапе фиксирования цели урока в знаковой форме;
Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- участие в коллективном обсуждении проблем;

- умение сотрудничать в группе со сверстниками;

- умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности;

- умение договариваться и приходить к общему мнению;

- умение точно выражать свои мысли.


3. Планирование деятельности

- Как мы будем достигать поставленной цели?

Учитель изображает на доске треугольник, поделённый горизонтальными линиями и, выслушивая предложения учащихся, фиксирует план действия снизу вверх.

Треугольник снизу вверх заполнен следующими фразами:

- вспомнить знаки элементов;

- повторить валентность;

- узнать правила составления формул;

- выполнить упражнения.

На вершине данного треугольника закрепляет рисунок мудрой совы
и желает всем ребятам достичь этой высоты.

Предлагают свои варианты достижения цели: вспомнить знаки химических элементов и значение валентности; узнать правила, как составлять химические формулы; закрепить полученные знания, выполняя упражнения.




Личностные:

- умение задаться вопросом: какое значение будет иметь для меня учение согласно предложенному плану действий?
Регулятивные:

- умение составлять план и последовательности действий.
Познавательные:

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- умение выбрать наиболее эффективный способ достижения цели;

- умение строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение точно выражать свои мысли.


4. Реализация намеченного

1. Актуализация знаний.

Учитель предлагает ребятам выполнить упражнение «Установи соответствие», раздав листы с заданием на парты

(или с доски, или со слайда):

Вариант I.

1. H а). магний

2. Na б). алюминий

3. Al в). водород

4. S г). сера

5. C д). хлор

6. Mg е). углерод

7. Cl ж). натрий
Вариант II.

1. O а). цинк

2. K б). калий

3. Fe в). фосфор

4. P г). фтор

5. N д). кислород

6. Zn е). азот

7. F ж). железо
Далее учитель просит учащихся в парах обменяться своими работами, проверить упражнение по ключу ответов и поставить друг другу оценки.
На доску выводится ключ ответов и критерии оценивания.
Вариант I.

1в, 2ж, 3б, 4г, 5е, 6а, 7д

Вариант II.

1д, 2б, 3ж, 4в, 5е, 6а, 7г.
Критерии оценивания:

нет ошибок – оценка «5»;

1-2 ошибки – «4»;

3-4 ошибки – «3»;

более 4 ошибок – «2».

После этого учитель просит ребят проговорить друг другу в парах, что такое валентность, как записать значение валентности, для каких элементов она постоянная, как определить значение валентности по ПС, понятие высшей низшей валентности.

На доске оставляет опорные фразы: валентность, как записать, постоянная, определяю по ПС, высшая, низшая.
Затем учитель организует краткое обсуждение данных вопросов.


2. Правила составления химических формул.

Учитель фиксирует алгоритм составления формулы на доске:

а). запишите символы химических элементов РО

б). обозначьте валентность каждого элемента: V II

Р О

в). найдите наименьшее общее кратное (НОК): V II

Р О [10]

г). разделите НОК на валентность каждого элемента: [Р] 10: V = 2

[О] 10: II = 5

д). расставьте индексы справа внизу (индекс «1» не пишут): Р2О5
Учитель предлагает ребятам на доске индивидуально составить формулы веществ, состоящих из элементов SO и NaO.
Далее учитель записывает на доске формулу РН3 , зная, что валентность водорода равна одному, просит учащихся определить валентность фосфора.

- В первом примере Р2О5 валентность фосфора была равна пяти, а в этом примере – трём. Как же узнать в каком случае, какую валентность нужно указать?

После этого учитель организует работу в группах, для этого: комплектует группы по месту учащихся, напоминает правила групповой работы. Раздаёт листы со следующей информацией:

а). у неметалла с кислородом валентность высшая: V II

Р2 О5

б). у неметалла с водородом валентность низшая: III I

Р Н3

в). у неметалла с металлом валентность низшая: II I

Ca Cl2

г). у металлов первых трёх групп валентность часто совпадает с номером группы (исключение Cu и Hg они проявляют и I, и II валентность):

I I II II III II

KCl ZnO Al2O3

д). при совпадении валентности формула не изменяется: II II

MgO

В названии веществ, образованных элементами с переменной валентностью, пишут в скобках цифру, показывающую валентность данного элемента в этом соединении. Например,

II

CuO - оксид меди (II)

I

CuO - оксид меди (I).

После этой информации для каждой группы на этом же листе предложено своё задание по составлению формул веществ, состоящих из элементов:

1 группа: ClO, NH, MgF.

2 группа: NO, HS, AlCl.

3 группа: CO, HF, ZnCl.

4 группа: HCl, ZnO, NaS.

5 группа : CaO MgCl HSe
Затем учитель предлагает от каждой группы представить результат выполненного задания на доске.

При наличии ошибок организует коррекцию, используя опыт учащихся.
- Молодцы, ребята! И с этим этапом работы вы успешно справились.
Обращаясь к плану нашей работы, нам осталось лишь выполнить упражнение. Если вы выполните его верно, у вас есть шанс получить хорошую оценку.


Выполняют упражнение индивидуально.

Обмениваются своими работами и производят взаимопроверку по ключу ответов и выставляют оценки друг другу в тетради.

Работая в парах, вспоминают понятие валентности, как её изображают и определяют по ПС, называют элементы с постоянной валентностью. Рассказывают, как определить высшую и низшую валентность элемента.

После работы в парах фронтально проговаривают ключевые моменты.
Записывают алгоритм составления формулы в тетрадь.

Два ученика записывают на доске формулы веществ: SO3, Na2O

и объясняют, как они их составили, остальные переносят эту запись в тетрадь.
Используя информацию прошлого урока, определяют, что валентность фосфора равна трём.
Отвечают, что нужно знать ещё дополнительные правила.
Знакомятся с информацией, работая в группах. Узнают, в каком случае элемент проявляет высшую или низшую валентность.

Составляют химические формулы веществ, организуют обсуждение в группе по правильности написания формулы. Представляют свои результаты на доске.

Записывают в тетрадь формулы веществ, предложенные в заданиях других групп.


Осознают, что остался последний пункт из намеченного в начале урока плана.

Умение соотнести знак химического элемента с его названием.

Актуализировать знания о валентности химических элементов.

Умения составлять формулы бинарных химических веществ.

Личностные:

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- умение освоить содержание;
Регулятивные:

- умение увидеть ошибку и исправить её самостоятельно или с помощью;

- умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность.

Познавательные:

- выделение необходимой информации;

- умение осознанно построить речевое высказывание;

- умение извлечь из предложенного материала важной и второстепенной информации;

- самостоятельное использование правил для составления химических формул веществ;

Коммуникативные:

- умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнёра;

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение сотрудничать в группе со сверстниками;

- умение договариваться и приходить к общему мнению;

- умение точно выражать свои мысли.


Вариант__I.'>5. Контроль и оценка

Учитель предлагает по вариантам задание по составлению химических формул веществ, состоящих из элементов:

Вариант I. III

KS, NaCl, ZnO, LiO, FeCl

Вариант II. II

KO, NaH, KBr, LiS, FeCl

(Задание указано на доске или на слайде)

Далее учитель организует в парах взаимопроверку работ по ключу ответов.

На доску выводится ключ ответов и критерии оценивания:

Вариант I.

K2S, NaCl, ZnO, Li2O, FeCl3
Вариант II.

K2O, NaH, KBr, Li2S, FeCl2

Критерии оценивания:

нет ошибок –«5»;

1 ошибка – «4»;

2-3 ошибки – «3»;

4-5 ошибок – «2».
- Ребята, а сейчас возьмите свои тетради, посмотрите на свой результат. У кого из вас пятёрки и четвёрки похлопайте в ладоши.

- Я рад за вас и тоже вам аплодирую!

- Не забудьте перед уходом сдать тетради и по итогам двух работ (в начале урока и сейчас) вы получите оценку в журнал.


Индивидуально выполняют предложенное задание.


Обмениваются в парах тетрадями и производят взаимопроверку работ пор ключу ответов.

В классе раздаются аплодисменты.



Умение составлять формулы химических веществ.

Личностные:

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

- умение установить связь между результатом учебной деятельности и тем, ради чего она осуществлялась;
Регулятивные:

- умение увидеть ошибку и исправить её самостоятельно или с помощью;

- умение сосредоточиться на выполнении задания.
Познавательные:

- умение самостоятельно и осознанно выполнить задание;
Коммуникативные:

- умение задать вопросы, необходимые для выполнения задания;

- умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнёра.

6. Рефлексия

Учитель обращает внимание ребят на знаковую фору записи цели урока Ax By и организует рефлексию:
- Достигнута ли цель урока?

- А сейчас запишите формулу вещества, состоящего из атомов

Н и О. Объясните, почему формула записывается Н2О.

- Прочитайте хором состав вещества

- Запишите и объясните формулу поваренной соли NaCl.

- Мы осуществили все этапы намеченного плана работы?
- Ребята, мы начинали наш урок с загадок о воде, и закончить его предлагаю тоже с водой.
Учитель приглашает ребят к своему столу, на котором стоит чаша с водой (можно кристаллизатор) и два подноса: один с маленькими бумажными корабликами, другой с камешками – галькой.

- Если вам была понятна тема урока, и вы продвинулись в своих знаниях,
то поместите на воду кораблик, а если остались моменты непонимания, то положите в воду гальку.

(Кораблик символизирует моё понимание темы, и я могу плыть дальше, а камешек – я не понял, ушёл на дно, мне нужна помощь).
- Ребята, мне повезло наблюдать сейчас на водной глади такое количество корабликов. Но, чтобы к следующей нашей встрече они не сбились с пути, я предлагаю вам дома выполнить упражнение.

Учащиеся говорят о том, что они достигли цель урока, правильно записывают в тетрадь Н2О, произносят вслух «Аш два о».

Видят со схемы на доске, что план действий осуществлён.

Подходят к столу учителя и «голосуют» с помощью корабликов и камешек.


Умение составлять формулы химических веществ.

Личностные:

- умение самому себе задать вопрос: «А зачем мне было нужно заниматься этим на уроке?»
Регулятивные:

- умение сравнить результат своих пошаговых действий с заданным эталоном-образцом;

- умение осознать учеником, как хорошо он научился составлять химические формулы, или чем ещё предстоит овладеть, чтобы научиться их составлять.
Познавательные:

- умение провести рефлексию деятельности на уроке.
Коммуникативные:

- умение участвовать в коллективном обсуждении и вступать в диалог.

7. Домашнее задание

- Запишите домашнее задание в дневник

§12, с.34-35, упр. 5 с. 37.

Кроме этого учитель предлагает выполнить следующее задание по желанию:

- Найдите в дополнительной литературе (или иных источниках) формулы веществ, имеющих название: углекислый газ, глинозём, кварц, негашёная известь, цинковая обманка и докажите, опираясь на полученные знания, что их формулы записаны верно.

- Я был рад встрече с вами, спасибо. Урок завершён.


Записывают параграф и упражнение в дневник, определяют для себя объём задания.




Личностные:

- умение осознать необходимость домашней работы для свободного продвижения в дальнейшем изучении химии.
Познавательные:

- умение осуществить необходимый поиск информации.

Коммуникативные:

- умение слушать и задать вопросы.




Используемая литература


  1. Гара Н.Н. Программы образовательных учреждений. Химия 8-11 классы. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Князева М.В. Химия. 8 класс поурочные планы по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.