Файл: Контрольная работа по дисциплине История политических и правовых учений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Алтайский государственный гуманитарно-педагогический
университет имени В.М. Шукшина»
Институт гуманитарного образования
Кафедра историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «История политических и правовых учений»
Тема:
«Философия права» Г.Ф.В.Гегель
Выполнил студент
И – ZПД201 группы
Кузнецова
фамилия
Ирина Алексеевна
имя, отчество
Научный руководитель
канд. филос. наук, доцент
ученая степень, звание
Доценко Т. Э.
фамилия, И. О.
Бийск 2022
Содержание
Выполнил студент 1
И – ZПД201 группы 1
Введение 3
Глава 1. Метод философии Гегеля 5
Глава 2. Философия права Гегеля 7
Глава 3. Философское учение Гегеля о государстве 13
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Введение 3
Глава 1. Метод философии Гегеля 5
Глава 2. Философия права Гегеля 8
Глава 3. Философское учение Гегеля о государстве 14
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Введение
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 года в городе Штуттгарте в семье крупного чиновника. Получив начальное образование в местной гимназии, в 1788 году был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене.
После института, с 1797 года работал на дому учителем, потом директором гимназии в Нюренберге. С 1801 г преподавал в Йенском университете. С 1816 года Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 года - Берлинского, наряду с этим в 1808 – 1815 – ректор привилегированной гимназии в Нюрнберге. В студенческие годы Гегель был занят творческим развитием и пониманием достижений предшествующей политической и правовой философии.
Философия права Гегеля - одно из самых известных произведений в истории правовой и политической мысли. Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников.
Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в непрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, т.к. по его мнению, явление не менее объективно, чем сущность. В своем учении Гегель рассмотрел идею гос-ва и права, считая задачей науки о праве и государстве развитие представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного действительности.
Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился первым найти разумность в самой реальности; отсюда призыв к примирению с самой реальностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее. Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество, как опосредованная трудом, система потребностей, основанная на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Он также делит сословия и 4 политическое государство на три ветви власти, считая разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.
Глава 1. Метод философии Гегеля
Философия права Гегеля освещает формы обнаружения объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. Т.к. реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, предметом философии права оказывается идея права – единство понятия права и его осуществления.
Идея права, свобода, разворачивается в гегелевском учении в мире государства и права, сфера объективного духа предстает как идеальная правовая реальность. Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются:
1) “субъективный дух” - индивидуальное человеческое сознание;
2) “объективный дух” – право, мораль, нравственность;
3) “абсолютный дух” - включает искусство, религию, философию.
Дух есть единое и цельное, но в процессе развития происходит, переход от низкого к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы. По Гегелю мир - это сочетание природы и духа, которые находятся не вне абсолютного (абсолютного духа), а сами по себе.
Саморазвитие мира - это история абсол. духа; признание этого Гегелем, привлекло за собой важный методологический вывод для построения всей гегелевской философии - способ, каким может быть познано абсолютное, вовсе не должен принципиально отличаться от пути познания мира природы и мира духа.
Объективный дух – по Гегелю - это ступень развития духа, когда свобода впервые приобретает форму реальности, т.е. наличного бытия в виде государственно – правовых формообразований. Дух выводит из формы своей субъективности, познает и объективирует внешнюю реальность своей свободы: объективность духа входит в свои права.
Постановка и решение Гегелем вопроса о предмете и методе философии права опирается на диалектику в ее спекулятивно-идеалистической форме, метод предопределяет понятийный характер предмета исследования и по существу не исследует объект, а создает его, предмет же исследования сводится к понятийному аппарату метода, то есть тождества предмета и метода. Гегелевская философия права означает равенство их понятийного содержания.
Сам Гегель заявлял, что его диалектический метод не является чисто “внешнее искусство” или субъективная игра в доказательства и опровержения, что его метод опровергает всякую школу метафизику, руководствующуюся формальными определениями и что диалектический метод, есть “душа всякого научного развертывания мысли” и именно он, и только он, кто делает необходимую внутреннюю связь в содержании науки и его непреодолимая сила состоит во внутренне противоречивом поступательном движении и развитии.
Гегель неоднократно подчеркивал, что в истории философской мысли существует известная преемственность, обогащение последующих философских учений. Внимание Гегеля по существу предшествующих философских учений не помешало ему с успехом расширить рамки предыдущих достижений, и представил весь исторический и духовный мир в виде бесконечного процесса движения и развития. Все что нас окружает, по его словам, можно рассматривать как пример диалектики. Выступая против одностороннего абстрактно аналитического метода, он утверждал, что этот метод совершенно неприемлем для философии.
Философия по сути, не нашла своего истинного метода и только Гегель дал образец истинного метода философской науки, применив его к конкретному предмету – к сознанию. Движение сознания - это восхождение от абстрактного к определенному. Каждая последняя ступень заключает в себе предыдущие, воспроизведя их на новом более высоком уровне.
Диалектический идеализм, т.е. сочетание научного воззрения с ненаучном, является парадоксом всемирно-исторического масштаба, небывалым по своим параметрам взаимопроникновением истинного и ложного, подлинного и мнимого, сущности и видимости. Отсюда и противоречие между системой и методом Гегеля противоречие, которого отнюдь не исключает их единства. Специфическая диалектика политико-правовой сферы в гегелевской философии права проявляются окольным путем.
Сам Гегель подчеркивал своеобразие собственного философского рассмотрения проблем права и государства и акцентировал внимание на теоретико-концептуальной стороне своего политико-правового учения. «При мысли о государстве, - подчеркивал он, - нужно иметь в виду не особенные государства, а особенные учрежден, а скорее идею самое по себе, этого действительного бога».
Глава 2. Философия права Гегеля
Право по Гегелю есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли».
Понятие права значительно более широко, чем юридическое понятие о праве, оно охватывает «наличное бытие всех отраслей свободы». Это есть объективно идеалистическое понятие права. Разум, дух в области общественных отношений людей, по словам Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право. В положении Гегеля о том, что через индивидуальную волю отдельного лица осуществляется всеобщая воля, можно видеть отражение в идеалистически извращенной форме представления о зависимости индивидуального сознания от общественного сознания.
Рассмотрение процесса осуществления якобы подлинной свободы в действительности не является в учении Гегеля предметом философии права. Понятие о праве по Гегелю имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, пространстве и выражающую объективно разумную, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно отлично от понятия о праве данное Кантом и всеми сторонниками критической философии. Гегель же стремиться постигнуть разумную сущность права и гос-ва самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности.
Он трактует положительное право, как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность революции уничтожения, не отрицая при этом возможности элементов насилия и тирании в положительном праве. Но считает их для самого права чем-то случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто раз умного, как в себе и для себя сущей свободы воли.
Тремя основными формами конкретизации понятия свободы и права являются: абстрактное право, мораль, нравственность.
В сфере абстрактного права воля непосредственна и абстрактна. Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному, в диалектике свободной воли. Понятие права пока еще абстрактно. Человек здесь выступает в качестве совершенно абстрактного и свободного «Я». Такая единичная воля есть лицо, личность. «Личность – подчеркивает Гегель, - содержит вообще правоспособность». «Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц». Свою реализацию свобода абстрактной личности находит, по Гегелю, в праве частной собственности.
Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как 8 свободные личности, равны в одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью. Требование же имущественного равенства расценивается им как неразумная точка зрения, пустая и поверхностная рассудочность. Как необходимый момент в осуществлении разума Гегель трактует договор.
Предметом договора может быть лишь некоторая единичная внешняя вещь, которая только и может быть произвольно отчуждена собственником. Поэтому Гегель отвергает договорную теорию государства. «Привнесение договорного отношения, так же как и отношений частной собственности, вообще, в государственное отношение, - пишет Гегель, - привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности».
Преступление - это сознательное нарушение права как права, и наказание, поэтому является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности. По логике гегелевской трактовки, снятие преступления через наказание приводит к морали. На этой ступени, когда личность абстрактного права становится моральным субъектом, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта.
Требование субъективной свободы состоит в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.
Понятие “право” употребляется в гегелевской философии права в следующих основных случаях:
1) право как свобода (идея права);
2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
3) право как закон (позитивное право).
На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы – «свобода» и «право» выражают единый смысл.
Система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных). Конкретизация понятия права есть определенное наличное бытие свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти «особые права» даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. Последующее «особое право», диалектически «снимающее» предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичное и сильнее более абстрактного.