Файл: Теоретические и методические основы организации обучения дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Теоретические и методические основы организации обучения дошкольников»
Метод - происходит от греч. methodos, что означает «путь, способ движения к цели».
Метод обучения - это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения
Приём обучения – это структурная единица метода. Они соотносятся как часть к целому
ВАЖНО! Одни и те же приёмы могут быть использованы в разных методах, и один и тот же
метод может включать разные приемы
Форма обучения – способ организации деятельности обучаемых, определяющих количество и характер связей участников процесса обучения (индивидуальные, групповые, коллективные)
Формы организации обучения дошкольников - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
Классификация методов обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер)
Метод обучения
Краткая характеристика метода
Пример применения метода
Информационно- рецептивный метод экономный путь передачи информации. распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина, структура, форма, цвет и пр.) рассматривание картин, демонстрации кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказывание воспитателя или детей, чтение)
Репродуктивный метод основан на многократном повторении ребёнком информации или способа деятельности с целью формирования навыков и умений, закрепления представлений. распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина, структура, форма, цвет и пр.) рассматривание картин, демонстрации кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказывание воспитателя или детей, чтение).
Эвристический метод (частично- поисковый) проблемная задача делится на части- проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение знаний в новых условиях) упражнения конструктивного характера (перенос освоенного способа действия на новое содержание), дидактические игры, в которых информация является продуктом деятельности, моделирование, эвристическая беседа.
Проблемный метод
(метод проблемного изложения) педагог ставит проблему и показывает путь ее решения. рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблюдение (идет применение знаний на основе воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин, дидактические игры: лото, домино и др
Эвристический метод (частично- поисковый) проблемная задача делится на части- проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение знаний в новых условиях) упражнения конструктивного характера (перенос освоенного способа действия на новое содержание), дидактические игры, в которых информация является продуктом деятельности, моделирование, эвристическая беседа.
Исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем творческие упражнения, элементарный опыт, экспериментирование.


Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Виды деятельности
Примеры приемов
1
Игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной
(в отличие от его реальной жизненной) позиции
Игровые упражнения
Соревнования
Сюжетные игры
Подвижные игры с правилами
Подвижные дидактические игры
Игры с правилами
2
Познавательно-исследовательская деятельность — форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира
Наблюдение
Экскурсия
Решение проблемных ситуаций
Экспериментирование
Коллекционирование
Моделирование
Реализация проекта
Викторина
Квест
Реализация проектов
3
Коммуникативная деятельность — форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата
Игры (сюжетные, с правилами)
Беседа
Ситуативный разговор
Речевая ситуация
Составление и отгадывание загадок
Игры (сюжетные, с правилами)
4
Изобразительная деятельность — форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Реализация проектов
Чтение
Обсуждение
Разучивание
Посещение музеев
Экскурсии в природу
5
Самообслуживание и элементы бытового труда — это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/почувствовать
Трудовые поручения
Хозяйственно-бытовой труд и труд в природе
Работа в книжном уголке
Формирование навыков культуры поведения
6
Конструирование из различных материалов — форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь
Формирование навыков рисования, аппликации, констуирования
Maстерская по изготовлению продуктов детского творчества
Реализация проектов
Моделирование
7
Музыкальная деятельность — это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя
Слушание
Исполнение
Инструментированные
Импровизация, Экспериментирование
Музыкально-дидактические игры


Занимательные дела по музыкальному развитию и изобразительной деятельности
Музыкально-художественные досуги
Myзыкально-ритмические импровизации
Самостоятельная изобразительная и музыкальная деятельность
8
Восприятие художественной литературы и фольклора — форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях
Чтение
Обсуждение
Разучивание
Театрализация
Пересказ
9
Двигательная деятельность — форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции
Различные виды гимнастик
Физкультминутки во время непосредственной образовательной деятельности Занятия физической культурой
Прогулка
Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне
Самостоятельная двигательная активность|
Физкультурные досуги, игры и развлечения