Файл: Мкоу Путьильичёвская сош Палласовский муниципальный район.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МКОУ «Путьильичёвская СОШ»

Палласовский муниципальный район







Районный праздник «Пасхальная радость»

«Семейные традиции как одна из форм исторической памяти»



Казахские детские обряды







п. Путь Ильича

2019

Цель: выявление особенностей и ценности старинных детских обрядов и традиций казахов





Задачи:
  • рассмотреть особенности таких обрядов как
  • Суюнше;
  • Кыркына – шигару;
  • Имянаречение;
  • Бесикке – салу;
  • Тисау - кесу











Для казахов рождение ребенка всегда было самым большим и радостным, несравнимым

ни с каким – либо другим, событием. Обитатели

степи считали, что Всевышний сделал для их семьи священный дар.

Суюнше – подарок за радостную весть

Того, кто принес эту хорошую весть (суюнше), родные и близкие молодых родителей одаривали подарками.







Отдавали иногда самое ценное из того, что имелось в доме или хозяйстве (деньги, ювелирные украшения, музыкальные инструменты, скот, скакунов-иноходцев, соколов – охотников, и т.д.)

Родители новорожденного и родные приносили в жертву барашка и благодарили Аллаха за ниспосланное им счастье. Собирали дома гостей и угощали традиционными национальными блюдами (бешбармаком, куурдаком, баурсаками, сладостями и пр.)

Кыркынан шыгару (выведение из сорока дней)

Когда исполнялось сорок дней от роду, ребенка купали в соленой воде.



После купания поливали младенца сорока ложками ритуальной освящённой воды. В чашу предварительно клали монеты и серебряные украшения – подарок женщинам, которые участвовали в этом священнодействии.



В этот же день ребенку в первый раз стригли волосы и ногти. В этом участвовали раньше тоже только женщины.





После ритуального состригания волос и ноготков, женщинам преподносились подарки.

Ходом всего этого праздника руководят бабушка новорождённого малыша и киндик – шеше

(вторая мать, а по-русски крёстная мать)


Во время праздника проводится ещё обряд – «Имянаречение»

В большую комнату, полную гостей, бабушка выносит своего внука (внучку), показывает всем и от имени малыша здоровается с присутствующими. Гости приносят младенцу дары.





Мулла (священнослужитель) становится у изголовья малыша, поворачивается лицом на восток и читает специальную молитву «Азан шакыру», то есть призывает в свидетели Аллаха и всех присутствующих, потом, опустившись на колени, символически «кричит» по три раза в ушки ребенка выбранное родителями имя.







Обряд Бесикке - салу

(укладывание в колыбель).

Сейчас, конечно, об этом обряде знают далеко не многие, т.к. он несколько видоизменился: киндик - шеше не накрывает малыша семью вещами, просто готовит ему приданое и коляску.

При изготовлении люльки использовали натуральное сырье: древесину и кожу. Люльку выкрашивали в яркий цвет, наносили рисунки – символы, привязывали на перекладину различные амулеты – обереги: яркие бусины, камни из священных мест и т. д. Подушки, одеяльца, перевязочные ремни выполняли из разноцветной красивой ткани, чтобы уберечь ребенка от нехорошего взгляда.

Этот обряд также доверяли киндик-шеше. Она укладывала младенца в люльку и, сопровождая действия песней, накрывала семью вещами: специальным одеялом, халатом, головным убором и штанишками, шубой и сверху клали узду и нагайку.

Тисау кесу (разрезание пут).

Из старинных детских обрядов по сей день существует этот обряд. Ребенку, начинающему ходить, перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром, который затем перерезала или многодетная, энергичная, подвижная женщина, или удачливый трудолюбивый мужчина. Родители выбирали для такого действа того, на кого хотели, чтобы «в пути» (т.е. в жизни) были похожи их доченька или сын. Разрезанный шнур затем сжигали.



В настоящее время возрождается у молодого поколения интерес к прошлому. Люди хотят знать историю того места, где они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды из поколения в поколение. Время неумолимо бежит, и каждый прожитый день становится историей. И чем дальше идёт время, тем меньше у нас возможности узнать о прошлом наших предков. Поэтому сохранение, изучение культурного наследия является одной из актуальных задач.