Файл: Антитеррористическая деятельность Российской Федерации правовые основы, силы и средства.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 432
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Саратовский военный ордена Жукова Краснознамённый институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Кафедра теории и истории государства и права
Курсант 4 взвода 6 роты 3 батальона
рядовой Бидалиев Алдияр Алпамсович
Тема: «Антитеррористическая деятельность Российской Федерации: правовые основы, силы и средства»
Дипломная работа
Научный руководитель:
полковник А.Б. Шипитько
Саратов 2023
Оглавление
Введение…………………………………………………………………... | 3 |
Глава 1 Правовые основы борьбы с терроризмом……………………... | 7 |
1.1. Международное законодательство в сфере борьбы с терроризмом……………………………………………………………….. | 7 |
1.2. Правовые основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации…………………………………………………………………. | 22 |
1.3. Принципы борьбы с терроризмом…………………………………... | 39 |
Глава 2 Основы организации борьбы с терроризмом…………………... | 46 |
2.1. Компетенция субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом. | 46 |
2.2. Ответственность за участие в террористической деятельности…... | 52 |
Глава 3 Роль войск национальной гвардии Российской Федерации в противодействии террористической деятельности…………………….. | 63 |
Заключение…………………………………………………………………. | 74 |
Список литературы………………………………………………………… | 78 |
Приложения……………………………………………………………….... | 88 |
Введение
Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. В настоящее время мир претерпевает масштабные политические и военно-стратегические катаклизмы, которые связаны с всплеском террористической деятельности, масштабы которой приобретают серьезный размах. Террористы взрывают здания аэропортов, железнодорожных вокзалов, административные и жилые здания, используя взрывные устройства, захватывают в заложники дипломатических работников и журналистов. Очень часто мы слышим о террористических актах, которые совершают преступники
1.
Угроза совершения террористического акта в настоящее время как никогда актуальна. Наша страна сейчас находится на сложном пути в борьбе с нацизмом, являющимся раковой опухолью современных общественных отношений. В виду того, что наших противников не устраивает политика, проводимая Российской Федерацией по денацификации и демилитаризации Украины, с целью оказания преступных действий, направленных на дестабилизацию деятельности органов власти и воздействия на принятие ими решений, а также с целью устрашения и сеяния паники среди мирного населения на территории нашего государства совершаются террористические акты. Очень ярким примером является взрыв Крымского моста, произошедший 08 октября 2022 года в день рождения Верховного главнокомандующего и Президента Российской Федерации Путина В.В. Россию нельзя победить извне, ее можно расшатать только изнутри. На это сейчас делается главная ставка. В первую очередь стараются нанести удар по нашей уверенности в своей стране и нашей гордости. И подрыв на Крымском мосту - очень яркое доказательство. По официальной версии, взорвалась фура, ехавшая с материка в Крым. Видео загоревшихся рядом цистерн с топливом обходит весь мир, и именно на это весь расчет. Ведь сам мост выдержал, движение по нему снова запущено. Но террористам всегда важен медийный и психологический эффект, для этого они и выбирают то, что несет символическое значение. И это означает простое - нас провоцируют поднять ставки.
Терроризм на сегодня одна из серьезнейших проблем современности, которая потенциально затрагивает каждого жителя планеты. Данная проблема была актуальна и присутствовала как на мировой арене, так и в рамках отдельных государств. На сегодня актуальность также велика, так как современный терроризм характеризуется резко возросшей технической оснащенностью, высоким уровнем управления и организации, наличием серьезных финансовых средств с серьезным масштабом своей деятельности. Эффективная борьба с ним возможна только в условиях совместных усилий государств1.
Одной из отличительных черт является размывание границ между международным и внутренним терроризмом, расширение связей между террористическими организациями с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием. Заметна динамика роста террористических групп в современном мире. Угроза терроризма продолжает нарастать и становится многовекторной. Международный терроризм стремительно разрастается, подтверждая готовность наносить удар за ударом в любом месте земного шара. Сегодняшний терроризмом носит глобальный, смертоносный, новаторский характер, ведется гражданскими лицами, опирается на ненависть и самые передовые технологии и действует вне моральных и правовых норм. Эти изменения требуют новых стратегий и тактик в борьбе с ним.
По существу, терроризм превратился в реальную угрозу национальной безопасности многих стран, и противодействие ему возглавляет сегодня список приоритетов внешней политики большинства государств мира. Принципиальная позиция России состоит в том, что основу подлинно эффективной стратегии по решающему и окончательному пресечению угроз, исходящих от крупнейших террористических группировок.
В соответствии с Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»1 в России сформирован новый федеральный орган исполнительной власти правоохранительной направленности – Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардии). Росгвардия – результат преобразования внутренних войск МВД России в войска национальной гвардии и включения в нее ряда структур, выведенных из МВД России.
В России принят Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»2, создавший систему обеспечения государственной безопасности силами национальной гвардии в целях противодействия фактам экстремизма, терроризма, организованной преступности, посягающим на основы конституционного строя, правопорядка и законности в Российской Федерации.
Таким образом, несмотря на серьезное внимание исследователей к проблеме противодействия терроризму в современной России, многие вопросы остаются недостаточно проработанными и требуют дальнейшего изучения.
Цель исследования состоит в системном анализе формирования и развития структуры антитеррористической деятельности Российской Федерации, изучении ее правовых основ, сил и средств борьбы с терроризмом.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить международное законодательство в сфере борьбы с терроризмом;
2) исследовать правовые основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации;
3) рассмотреть принципы борьбы с терроризмом;
4) ознакомиться с компетенцией субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом;
5) установить виды ответственности за участие в террористической деятельности;
6) определить роль войск национальной гвардии Российской Федерации в противодействии террористической деятельности.
В качестве базовых методов исследования были использованы следующие: метод систематизации, который помог рассмотреть терроризм как феномен; ситуационный анализ. Также применялись общенаучные теоретические методы: метод отбора, обобщения, синтеза, анализа и оценки научного материала.
Структура работы состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1 Правовые основы борьбы с терроризмом
1.1. Международное законодательство в сфере борьбы с терроризмом
Современный терроризм в большей степени, чем его предшественники, носит международный характер. В определениях международного терроризма дается общая дефиниция, которая описывается за счет выделения основных признаков явления. Например, И.И. Карпец оценивал терроризм как международную либо внутреннюю государственную, но имеющую международный (т.е. охватывающую два или более государства) характер организационную и иную деятельность, направленную на создание специальных организаций и групп для совершения убийств, и покушения на убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, перемещение и захват людей в качестве заложников с целью получения выкупа1.
Выделим цели международного терроризма: это нанесение ущерба демократическим и прогрессивным социальным преобразованиям, собственности организаций учреждений, частных лиц, запугивание людей, насилие над ними или физическое уничтожение в угоду реакционным взглядам и идеологии фашистского, расистского, анархистского, шовинистического либо военно-бюрократического толка, а также получение уголовно-преступными элементами или покровительствующими им организациями, группами, лицами материальной или иной выгоды.
Исследователи Н.Б. Крылов и Ю.А. Решетов считают, что международный терроризм имеет несколько форм, а именно совершение террористических актов группами лиц (группой лиц), не находящимися в официальной связи с какими-либо государствами2.
Авторы А.П. Кузнецов и Н.Н. Маршакова полагают, что международный терроризм – это умышленное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественные отношения, регулирующие межгосударственные связи, международный правопорядок, путем причинения (или угрозы причинения) в любых формах существенного вреда жизненно важным интересам государств (мирового сообщества), для достижения международно-правовых целей1.
В свою очередь, Д.Б. Левин определял международный терроризм как «убийство дипломатических представителей и вообще политических деятелей иностранных государств в целях усиления международной напряженности и раздувания политических и военных конфликтов»
2.
Некоторые авторы отмечают: «Существующие определения международного терроризма не дают возможности для полного и четкого представления о нем как о преступном деянии лица (группы лиц), затрагивающем межгосударственные отношения»3.
Выделяют некоторые причины, объясняющие недостаточность международного сотрудничества по борьбе с терроризмом, также называют и то обстоятельство, что определение и криминализацию терроризма, а также осуществление контрмер против террористов многие страны больше склонны считать делом политическим, а не юридическим: «Большинство стран имеет более важные беспокоящие их проблемы, чем террористы, особенно чужие террористы. Если жизни могут быть спасены и временное спокойствие может быть получено путем освобождения нескольких заключенных, то не кажется необоснованным не делать это, несмотря на связанное с этим нарушение закона»4.
Исследователь А.А. Королев считает, что к формам современного международного терроризма можно отнести: «необъявленные войны, экспорт революций и контрреволюций, политические убийства, взрывы, похищения, избиения и издевательства, ограбления банков, ювелирных магазинов, захват самолетов, кораблей, захват государственных учреждений, посольств и т. п.»1.
При определении специфики именно международного терроризма исследователь Г.А. Дробот так определяет специфику международного терроризма: «это, как правило, террористические действия, предпринятые гражданами одной страны против граждан другой страны и осуществленные на территории третьих стран. Оба приведенные определения не охватывают всех случаев проявления международного терроризма, но позволяют уловить его специфику». Также автор выделяет общие признаки международного терроризма, отмечая, что «все они в той или иной мере неоднозначны и противоречивы, как и сам феномен терроризма»2.
Важнейшим признаком терроризма он считает его политическую мотивировку, позволяющую дифференцировать терроризм и иные преступные агрессивные акты, даже если они по характеру применяемых в них методов борьбы не отличаются от политических акций и по этой причине могут причисляться к терроризму. Г.А. Дробот между этими видами насилия видит принципиальную разницу в целях, «что предполагает и разные подходы к борьбе с ними: терроризм всегда связан с борьбой за власть, при этом его субъекты склонны афишировать свои цели».