Файл: 12. Изобразите на рисунке схему организации финансового контроля, проводимого органами местного самоуправления на примере муниципального района Краснодарского края.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С 1 января 2002 года счета по учету внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений открыты в органах федерального казначейства. Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе» было утверждено Положение о Федеральном казначействе.
На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи:
-
проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета; -
осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса; -
распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней; -
осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; -
своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.
14. Система прав и обязанностей органов Казначейства.
Управление вправе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации:
1. получать от распорядителей и получателей средств федерального бюджета в установленном порядке отчетность об использовании средств федерального бюджета и иные документы и сведения, связанные с получением, перечислением и использованием средств федерального бюджета;
2. приостанавливать в установленном порядке операции по лицевым счетам распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
2(1). запрашивать и получать сведения и документы, необходимые для осуществления контроля, а также для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
2(2). организовывать проведение необходимых экспертиз, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;".
3. обращаться в суд с исковыми заявлениями в случае неисполнения предписаний о возмещении ущерба, причиненного нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
4. представлять в судебных органах на основании доверенности, выданной Министерством финансов Российской Федерации, интересы Министерства финансов Российской Федерации и интересы Правительства Российской Федерации, в случае, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации, а также на основании доверенности, выданной Федеральным казначейством, интересы Федерального казначейства;
5. осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации.
12. Управление имеет право создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
12(1). Должностные лица Управления при осуществлении контрольных мероприятий:
12(1).1. имеют право прохода в установленном порядке на территорию объекта контроля, а также во все здания и помещения, занимаемые этим объектом, независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы;
12(1).2. имеют право в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий изымать необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, оставляя акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах;
12(1).3. при проведении ревизий и проверок не должны вмешиваться в оперативную деятельность объектов контроля, если иное не установлено законом.
15. Проблемы реализации компетенций органов Казначейства.
Многие экономически развитые страны осуществляют исполнение бюджета через казначейскую систему: США, Австралия, Израиль, Бразилия и др. В последнее время органы казначейства в различных станах, помимо основных своих функций, связанных с процессом исполнения бюджетов различных уровней, начинают играть все более активную роль в системе государственных финансов. Органы казначейства становятся некими особенными государственными финансовыми органами, наделенными универсальными полномочиями в сфере экономики и государственных финансов.
В России история Казначейства насчитывает уже более 300 лет. Упразднённые после революции 1917 года органы казначейства вновь были созданы в начале 90-х годов прошлого века.
В 2004 г. была принята концепция реформирования бюджетного процесса. Одним из документов, определивших основные направления и перспективы бюджетной реформы в нашей стране, было Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249, в котором были заложены фундаментальные изменения и дан анализ сложившейся ситуации в бюджетном процессе. В Постановлении подчеркивалось, что в России отсутствует включенный в бюджетный процесс механизм среднесрочного планирования, отмечалась необходимость обеспечения результативности бюджетных расходов. Все это проявлялось в годовом периоде планирования бюджетных расходов, неопределенности среднесрочной перспективы, в объемах и структуре ассигнований по каждому главному распорядителю средств.
В Постановлении отмечено, что отсутствуют четкие сформулированные цели и конечные результаты использования бюджетных ассигнований, критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств, как доходов, так и расходов. И, наконец, определена цель этого Постановления - содержание реформы - среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат.
Важнейшие направления изменения организации бюджетного процесса представлены на рис. 1.
Управление затратами · годовой бюджет · «финансирование расходов» · целевое использование – соответствие плану · индексация прошлых расходов и «регламентированный бюджет» · отчетность об «использовании» средств | Реформа | Управление результатами · многолетний финплан (бюджет) · действующие и принимаемые обязательства · целевое использование – ориентация на результат · расширение полномочий и ответственности распорядителей · отчетность о результатах использования средств |
Рис. 1.Организация бюджетного процесса до и после введения в действие Постановления № 249.
Основные этапы проведения бюджетной реформы были определены следующим образом:
1 этап - перевод всех внебюджетных средств бюджетных учреждений в систему Федерального Казначейства (любое софинансирование из бюджета рассматривается как межбюджетные потоки).
2 этап - распространение на все внебюджетные средства процедур, присущих операциям со средствами федерального бюджета, включая жесткий контроль за обязательствами принимаемыми за счет внебюджетных средств.
3 этап - пересмотр организационно-правовой формы данных учреждений. Параллельно введение системы государственных заказов на социальные услуги, а также элементов субсидирования части подобных расходов (образование, культура, здравоохранение).
4 этап - после резкого сокращения числа учреждений создающих субсидиарную ответственность за обязательства, которые они принимают, введение программно-целевого принципа по формированию бюджетов этих организаций. С расширением прав руководителей этих учреждений по использованию ресурсов для достижения поставленной цели, необходимо обеспечить учет всех обязательств в пределах агрегированных по экономическим категориям лимитов бюджетных обязательств. Важной составляющей бюджетной реформы в Российской Федерации явилось развитие казначейской системы.
Результатом работы Минфина и Федерального казначейства в течение последних лет стала действительная реализация принципа «единства кассы» поредством внедрения концепции функционирования единого счета Федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета (ЕКС). Сложность реализацииЕКС была связана с территориальными масштабами России (наличием 11-ти часовых поясов), большим количеством участников бюджетного процесса (свыше 70 тыс.) и ограниченными возможностями платежной системы Банка России. Тем не менее, несмотря на все эти сложности, Концепция ЕКС с момента ее утверждения (январь, 2000 г.) внедрена быстрыми темпами.
В настоящее время в 89-ти управлениях федерального казначейства, которые имеют соответствующие технические условия и средства связи, развернуты подготовительные работы и внедряются элементы ЕКС, в том числе в 89-ти - по учету доходов федерального бюджета, в 41-м - по учету доходов, распределяемых органами федерального казначейства, в 22-х - по учету расходов федерального бюджета.
Функционирование системы органов федерального казначейства в условиях использования ЕКС явилось качественно новой