Файл: Урок 1 Что изучает география материков и океанов Цель урока.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 474

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)

1. В каком климате круглый год господствует сухой и холодный воздух, постоянные низкие температуры, а зимой сильные морозы? (арктическом)

1. В каком климате круглый год господствует сухой и холодный воздух, постоянные низкие температуры, а зимой сильные морозы? (арктическом)

7. При движении с запада на восток, понижается температура и солёность воды в (Северном Ледовитом океане)

9. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)

7. При движении с запада на восток, понижается температура и солёность воды в (Северном Ледовитом океане)

9. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)

7. При движении с запада на восток, понижается температура и солёность воды в (Северном Ледовитом океане)

9. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)

3. Географическими полюсами Земли являются (Северный и Южный)

3. Географическими полюсами Земли являются (Северный и Южный)

3. Внутренние воды



5.Тихий океан (много островных дуг, желобов, котловин; самый большой – 180 млн. км²; все климатические пояса; муссоны; Северное пассатное течение, Куросио, Северо-Тихоокеанское течение приносят тепло и влагу; холодное Курильское течение; тайфун в конце лета, начале осени; температура поверхностных вод от-1°С до +29°С; соленость ниже, чем в других океанах, потому что много осадков)

6.Индийский океан (много вулканических островов; Красноеморе на границе столкновения литосферных плит, его соленость 41 ‰ – самое соленое в Мировом океане; в прибрежной части воды меняют свое направление – летом с запада на восток, зимой – с востока на запад – из-за муссонов; самый теплый океан, самая высокая температура в персидском заливе (+34°С), на юге -1,5°С; соленость высокая; коралловые рифы; сбор жемчуга; в персидском заливе – нефть и газ; на отмелях Индийского океана - олово, фосфориты, золото; судоходство)
Вывод: Побережье Евразии омывается водами всех четырех океанов. Океаны по-разному омывают побережья материка, составляют очень много прибрежных морей, заливов, систему проливов. Особенно сильно изрезаны западные и восточные части материка.

VI.Закрепление новой темы.

Работа с картой и вопросами в учебнике
VII.Домашнее задание.§ 15, к. к.
VIII.Итог урока.Комментирование оценок.


Утверждено МС: Насырова Н.З.
Урок № 51

7 «Б» класс -

7 «В» класс -

7 «Г» класс -


Поурочный план

Тема: Исследование Евразии

Цель урока:1) Сформировать понятие «географическое положение материка»; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Задачи:

1. Образовательные – сформировать знания о природе и географическом положении материка;

2. Развивающие - развивать умение давать физико-географическую характеристику материку;

3. Воспитательные - воспитывать интерес к предмету;
Оборудование: 1. Физическая карта полушарий. 2. Физическая карта Евразии.

3. Портреты путешественников.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.

1. Природные особенности Евразии (части света Европа и Азия; ¾ населения Земли – 4 млрд. человек; площадь с островами 53,3 млн. км² - 1/3 суши; Джомолунгма; Мертвое море на высоте -403 м; самый большой полуостров Аравийский – 3 млн. км²; полюс холода Оймякон (- 71°С); в пустыне Тар в Индии +53°С; Черапунджи 12000мм осадков; в Аравии менее 15 мм осадков; самое большое озеро – Каспий 390 тыс. км², самое глубокое – Байкал 1620 м; все климатические пояса; все океаны омывают)


2. Географическое положение (граница между частями света; крайние точки – Челюскин, Пиай (между ними 8 тыс. км), мыс Рока и Дежнева (16 тыс. км); некоторые участки в западном полушарии; план характеристики материка на стр. 239)

3.Атлантический океан (Северо-Атлантическое течение, западные ветра, зима мягкая, влажная; Доггер-Банка самое мелкое место Атлантики (13 м); от Исландии начинается самый длинный Центрально-Атлантический хребет – много вулканов, в Исландии гейзеры, вулкан Гекла; Гибралтарский пролив шириной 12 км; на дне Средиземного моря граница столкновения литосферных плит, вулканизм, соленость воды 37‰; отмели Средиземного и Северного морей богаты нефтью и газом;39% рыбы ловят в Атлантике, в Бискайском заливе с IX века китобойный промысел; морские пути; загрязнение, особенно Средиземное море)

4.Северный Ледовитый океан (самый маленький, холодный и мелководный; самое большое – Норвежское море, самое маленькое – Белое; много котловин и подводных хребтов – хребет Ломоносова; на севере Гренландского моря самое глубокое место (5527 м); навигация 2 – 4 месяца в восточной части океана; Трансарктическое течение; многолетние паковые льды и торосы; арктические холодные сухие воздушные массы; зимой температура на востоке -40°С, летом 0°С; среднегодовое количество осадков 100-200 мм; тюлени, моржи, белые медведи, птицы; жители занимаются рыболовством, сбором пуха, охотой; Северный морской путь международного значения, связывает порты Европы и Дальнего Востока; атомные ледоколы; внесли вклад в изучение – Беринг, Баренц, Нансен, Седов, Шмидт, Папанин; в Санкт-Петербурге Центр изучения полярных зон, музей)

5.Тихий океан (много островных дуг, желобов, котловин; самый большой – 180 млн. км²; все климатические пояса; муссоны; Северное пассатное течение, Куросио, Северо-Тихоокеанское течение приносят тепло и влагу; холодное Курильское течение; тайфун в конце лета, начале осени; температура поверхностных вод от-1°С до +29°С; соленость ниже, чем в других океанах, потому что много осадков)


6.Индийский океан (много вулканических островов; Красноеморе на границе столкновения литосферных плит, его соленость 41 ‰ – самое соленое в Мировом океане; в прибрежной части воды меняют свое направление – летом с запада на восток, зимой – с востока на запад – из-за муссонов; самый теплый океан, самая высокая температура в персидском заливе (+34°С), на юге -1,5°С; соленость высокая; коралловые рифы; сбор жемчуга; в персидском заливе – нефть и газ; на отмелях Индийского океана - олово, фосфориты, золото; судоходство)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Мрамор относится к горным породам (метаморфическим)

2. Число областей высокого давления на Земле (4)

3. Как называется угол между направлением на север и предметом на местности? (азимут)

4. Географическая зональность заключается в (закономерном изменении всех природных компонентов и географической оболочки от экватора к полюсам)

5. Русский исследователь Океании (Н.Н. Миклухо-Маклай)

6. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана (повышается)

7. Круговорот воды в природе полностью обновляет воду в океане за (3000лет)

8.К районам распространения гейзеров относится (о-в Исландия)

9. Один из основных вопросов современной географии (рациональное использование богатств природы)

10. Высота слоя воздуха в тропосфере максимальна (над экватором)
IV.Подготовка к объяснению новой темы.Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.
V.Объяснение новой темы.

1. История заселения и исследования материка (исследования древних греков, финикийцев, вавилонцев, египтян, минойцев; в I веке н. э. индийцы открыли острова Суматра и Ява, заселили Индонезию, позже малайцы – Мадагаскар; греки – Дунай, Каспий, Дон, Черное море)

2. Знаменитые путешественники, исследовавшие Евразию (Н. М. Пржевальский 15 лет в Центральной Азии, прошел 33 тыс. км, 4 экспедиции – Тибет, Гоби, верховья Хуанхэ и Янцзы, озеро Лобнор; описал дикую лошадь, дикого верблюда; собрал коллекцию минералов, растений; похоронен на Иссык-Куле; П. П. Семенов – две экспедиции в Тянь-Шань, открыл пик Хан-Тенгри; описал высотные пояса, установил, что снеговая линия выше, чем в Альпах, доказал, что Чу берет начало не из Иссык-Куля; его именем назван хребет, пик и ледник;
Ш. Уалихановв 1856 – 1859 гг. исследовал Семиречье, Исык-Куль, Кашгарию; Васка да Гама в 1498 г. нашел путь до Индии вокруг Африки; С. Дежнев в 1648 году прошел из Северного Ледовитого океана через Берингов пролив в Тихий океан; В. Беринг и А. И. Чириков в XVIIIвеке открыли северо-восточную часть Америки и Алеутские острова; Р. Пирив1909 г. дошел до Северного Полюса; Марко Поло в 1271 – 1295 гг. в Китай, Индию и Индокитай;Н. А. Вавилов в 1924 – 1927 г. исследовал центры происхождения культурных растений – стр. 12-13)
Вывод: материк Евразия – самый крупный на Земле, благодаря этому на нем встречаются все климатические пояса и природные комплексы, характерные для северного полушария. Внутренние, труднодоступные районы Центральной Азии были изучены позже всех.

VI.Закрепление новой темы.

Работа с картой и вопросами в учебнике
VII.Домашнее задание.§ 14, конспект.
VIII.Итог урока.Комментирование оценок.

Цель урока:1) Сформировать знания об особенностях географического положения Южной Америки, с историей открытия и исследований материка;

2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.

Задачи:

1. Образовательные – ознакомить учащихся с географическим положением, природой, океанами и морями омывающие берега Южной Америки .

2. Развивающие - разъяснить учащимся о географическом положении и природе Южной Америки.

3. Воспитательные - формирование знания природе и природных зонах Южной Америки.
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Атласы. 3.Карта полушарий.4. Физическая карта Южной Америки.
Тип урока:комбинированный
Метод обучения: словесный

Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих .

II.Проверка домашнего задания.

  1. Рельеф Антарктиды (вместе с ледниковым покровом – Ледяная Антарктида - средняя толщина льда 1720 м, максимальная – 4300 м;средняя высота материка вместе с ледниковым покровом в 3 раза превышает среднюю высоту всех материков; лед в центре материка толще, приподнятый, если весь лед растопить, уровень воды в Мировом океане поднимется на 62 м; Каменная Антарктида – материковая часть безо льда; основу составляет гондванская платформа; на западе – полуостров Антарктида относится к складчатой системе Анд; на берегу моря Росса – вулкан Эребус; низкая Западная и Высокая Восточная Антарктида; поверхность Западной – сильно рассечена, здесь самая высокая точка – массив Винсона (5140 м) и самая низкая точка – впадина Бентли (-2555м) на равнине Бэрда; на Востоке горы высотой 3000-4000 м, лишь отдельные вершины которых поднимаются над ледяным щитом)

  2. Полезные ископаемые (полностью не исследованы; разведаны запасы каменного угля, железа, слюды, графита, золота, алмазов, урана и цветных металлов)

  3. Климат (средние температуры внутренних районов зимой -60°С - -72°С, а летом от -30°С до -50°С; на станции «Восток» зарегистрирована самая низкая температура в мире

  4. (-89,2°С) – Полюс холода; спецодежда для полярников; ледники отражаю 90% солнечной радиации; полярный день длится 186 суток, но внутренние районы не прогреваются; высокое давление, холодные антарктические массы; у побережья другое давление и температура, поэтому на прибрежной полосе, шириной 600-800км дуют постоянные ветры – стоковые ветры; зимой моря полностью покрыты льдами; Антарктический лед движется от центра к периферии, появляются айсберги, которые десятки лет плавают в океанах; возле берегов – субантарктический климат – зимой антарктические ВМ, а летом – прохладные и влажные умеренные ВМ; летняя температура поднимается до 0°С, годовое количество осадков в виде снега внутри материка 50 мм, а на прибрежных до 700 мм)

  5. Растительный и животный мир (почти отсутствует, преобладают антарктические пустыни, только на прибрежных участках и островах – мхи, лишайники, мелкие водоросли – антарктические оазисы; прибрежные воды богаты планктоном – пища для китов, тюленей и рыб – 13 видов птиц, 5 видов тюленей, синие киты, касатки, кашалоты; пингвины – эндемики; 17 видов, самый многочисленный – Адели; императорские пингвины – вес до 50 кг, рост 1 м; гнездятся буревестники, морские чайки, поморы; найдены останки гондванской фауны; экологические проблемы – «озоновая дыра», загрязнение льдов)

  6. Особенности Антарктиды (площадь 12,4 млн. км², самый высокий материк – 2040 м, общий объем ледников – 24 млн. км³ - 90% пресной воды мира; в 1983 г зарегистрирована самая низкая температура -89,2° С, самая высокая точка – гора Винсон – 5140 м, самая низкая – впадина Бентли -2555 м, действующий вулкан Эребус на острове Росса)

  7. Географическое положение (течение Западных ветров; условное название – Южный океан; самые толстые шельфовые ледники в морях Уэдделла и Росса)

  8. История открытия (в 1772 – 1775 гг. Дж. Кук трижды пресек Южный полярный круг, но так и не прошел через льды; 28 января 1820 г Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на двух кораблях – «Восток» и «Мирный» открыли Антарктиду)

  9. Исследования Антарктиды (14 декабря 1911 г. Руаль Амундсен и 18 января 1912 г Роберт Скотт достигли Южного полюса; 57 исследовательских станций разных стран – России, США, Великобритании, Австралии, Норвегии и др. стран)




III.Всесторонняя проверка знаний.

1. К морским млекопитающим относятся (дельфины, киты)

2. Палеозойская эра включает … периода (6)

3. Количество землетрясений в сейсмических поясах (95%)

4. Нет постоянных поселений человека (в тропических пустынях)

5. Разнообразие растительного и животного мира увеличивается (от полюсов к экватору)

6. В Северную Америку холодные воздушные массы приходят с (Гудзонов залива)

7. К числу молодых платформ относится (Туранская)

8. Части света Европа и Азия были так названы (греками)

9.Африка занимает первое место среди материков по запасам (алмазов)

10.Примером объединения стран в 1 государство может служить (Германия)

11.Причина тёплого климата в тропических и экваториальных областях земного шара (Больший угол падения солнечных лучей)

12. Самое большое озеро в мире (Каспийское море)

13. Самая длинная речная система Евразии (Янцзы)

14. На сколько типов по абсолютной высоте различаются равнины? (3)
IV.Подготовка к объяснению новой темы.

Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Назовите яркие особенности материка Южная Америка. Какова конфигурация материка?
V.Объяснение новой темы.

  1. Особенности материка (площадь 18, 3 млн. км ²,4-е место; Амазонка – самая многоводная река, годовой сток 7000 км³, бассейн 7 млн. км²; Анхель - 1054 м, Титикака на высоте 3812 м, глубина 304, площадь 8300 км²; Охос-дель-Саладо – 6880 м – самый высокий действующий вулкан в мире; Анды – длина 9000 км, эстуарий Ла-Плата, длина 320 км, ширина 220 км; г. Аконкагуа – 6960 м; полуостров Валдес – 40 м ниже мирового океана)

  2. Географическое положение (вместе с Центральной Америкой составляет Латинскую Америку; самая широкая часть – 5° ю. ш., острова Огненная Земля отделены Магеллановым проливом)

  3. Океаны у берегов материка (материковая отмель узкая, Тихоокеанский берег обрывистый, сразу начинаются желоба; на севере Карибское море; влияние Тихого океана ограничено Андами; холодное Перуанское течение не приносит осадки - Атакама, раз в 10-12 лет образуется теплое течение Эль-Ниньо, которое на 18 месяцев преображает пустыню; гуано смывается ливнями в океан; в юго-западной части материка сухо из-за холодного течения Западных ветров;в Патогонии сухо из-за холодного Фолклендского течения)

  4. История открытия и исследования (Колумб в августе 1498 г. достиг реки Ориноко; совершил четыре экспедиции; из-за ошибки Колумба коренное население называют индейцами; АмеригоВеспуччи в 1499 г открыл Венесуэлу, а в 1501 г – Бразилию; Рио-де-Жанейро – «январская река»; Магеллан и Дрейк – проливы; Дрейк проплыл вдоль западных берегов и открыл остров Ванкувер в Северной Америке, далее отправился в Азию;Гумбольдт и Бонплан создали геологическую карту, описали течения в конце XVIII – XIX веков; Гумбольдт описал закономерность высотных поясов, написал 30-ти томный труд; Воейков – климат в 1874 г; Вавилов в 1932 – 33 гг. определил центры земледелия)