Файл: Урок 1 Что изучает география материков и океанов Цель урока.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 474
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)
9. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)
9. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)
9. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)
3. Географическими полюсами Земли являются (Северный и Южный)
3. Географическими полюсами Земли являются (Северный и Южный)
5.Тихий океан (много островных дуг, желобов, котловин; самый большой – 180 млн. км²; все климатические пояса; муссоны; Северное пассатное течение, Куросио, Северо-Тихоокеанское течение приносят тепло и влагу; холодное Курильское течение; тайфун в конце лета, начале осени; температура поверхностных вод от-1°С до +29°С; соленость ниже, чем в других океанах, потому что много осадков)
6.Индийский океан (много вулканических островов; Красноеморе на границе столкновения литосферных плит, его соленость 41 ‰ – самое соленое в Мировом океане; в прибрежной части воды меняют свое направление – летом с запада на восток, зимой – с востока на запад – из-за муссонов; самый теплый океан, самая высокая температура в персидском заливе (+34°С), на юге -1,5°С; соленость высокая; коралловые рифы; сбор жемчуга; в персидском заливе – нефть и газ; на отмелях Индийского океана - олово, фосфориты, золото; судоходство)
Вывод: Побережье Евразии омывается водами всех четырех океанов. Океаны по-разному омывают побережья материка, составляют очень много прибрежных морей, заливов, систему проливов. Особенно сильно изрезаны западные и восточные части материка.
VI.Закрепление новой темы.
Работа с картой и вопросами в учебнике
VII.Домашнее задание.§ 15, к. к.
VIII.Итог урока.Комментирование оценок.
Утверждено МС: Насырова Н.З.
Урок № 51
7 «Б» класс -
7 «В» класс -
7 «Г» класс -
Поурочный план
Тема: Исследование Евразии
Цель урока:1) Сформировать понятие «географическое положение материка»; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Задачи:
1. Образовательные – сформировать знания о природе и географическом положении материка;
2. Развивающие - развивать умение давать физико-географическую характеристику материку;
3. Воспитательные - воспитывать интерес к предмету;
Оборудование: 1. Физическая карта полушарий. 2. Физическая карта Евразии.
3. Портреты путешественников.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Природные особенности Евразии (части света Европа и Азия; ¾ населения Земли – 4 млрд. человек; площадь с островами 53,3 млн. км² - 1/3 суши; Джомолунгма; Мертвое море на высоте -403 м; самый большой полуостров Аравийский – 3 млн. км²; полюс холода Оймякон (- 71°С); в пустыне Тар в Индии +53°С; Черапунджи 12000мм осадков; в Аравии менее 15 мм осадков; самое большое озеро – Каспий 390 тыс. км², самое глубокое – Байкал 1620 м; все климатические пояса; все океаны омывают)
2. Географическое положение (граница между частями света; крайние точки – Челюскин, Пиай (между ними 8 тыс. км), мыс Рока и Дежнева (16 тыс. км); некоторые участки в западном полушарии; план характеристики материка на стр. 239)
3.Атлантический океан (Северо-Атлантическое течение, западные ветра, зима мягкая, влажная; Доггер-Банка самое мелкое место Атлантики (13 м); от Исландии начинается самый длинный Центрально-Атлантический хребет – много вулканов, в Исландии гейзеры, вулкан Гекла; Гибралтарский пролив шириной 12 км; на дне Средиземного моря граница столкновения литосферных плит, вулканизм, соленость воды 37‰; отмели Средиземного и Северного морей богаты нефтью и газом;39% рыбы ловят в Атлантике, в Бискайском заливе с IX века китобойный промысел; морские пути; загрязнение, особенно Средиземное море)
4.Северный Ледовитый океан (самый маленький, холодный и мелководный; самое большое – Норвежское море, самое маленькое – Белое; много котловин и подводных хребтов – хребет Ломоносова; на севере Гренландского моря самое глубокое место (5527 м); навигация 2 – 4 месяца в восточной части океана; Трансарктическое течение; многолетние паковые льды и торосы; арктические холодные сухие воздушные массы; зимой температура на востоке -40°С, летом 0°С; среднегодовое количество осадков 100-200 мм; тюлени, моржи, белые медведи, птицы; жители занимаются рыболовством, сбором пуха, охотой; Северный морской путь международного значения, связывает порты Европы и Дальнего Востока; атомные ледоколы; внесли вклад в изучение – Беринг, Баренц, Нансен, Седов, Шмидт, Папанин; в Санкт-Петербурге Центр изучения полярных зон, музей)
5.Тихий океан (много островных дуг, желобов, котловин; самый большой – 180 млн. км²; все климатические пояса; муссоны; Северное пассатное течение, Куросио, Северо-Тихоокеанское течение приносят тепло и влагу; холодное Курильское течение; тайфун в конце лета, начале осени; температура поверхностных вод от-1°С до +29°С; соленость ниже, чем в других океанах, потому что много осадков)
6.Индийский океан (много вулканических островов; Красноеморе на границе столкновения литосферных плит, его соленость 41 ‰ – самое соленое в Мировом океане; в прибрежной части воды меняют свое направление – летом с запада на восток, зимой – с востока на запад – из-за муссонов; самый теплый океан, самая высокая температура в персидском заливе (+34°С), на юге -1,5°С; соленость высокая; коралловые рифы; сбор жемчуга; в персидском заливе – нефть и газ; на отмелях Индийского океана - олово, фосфориты, золото; судоходство)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Мрамор относится к горным породам (метаморфическим)
2. Число областей высокого давления на Земле (4)
3. Как называется угол между направлением на север и предметом на местности? (азимут)
4. Географическая зональность заключается в (закономерном изменении всех природных компонентов и географической оболочки от экватора к полюсам)
5. Русский исследователь Океании (Н.Н. Миклухо-Маклай)
6. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана (повышается)
7. Круговорот воды в природе полностью обновляет воду в океане за (3000лет)
8.К районам распространения гейзеров относится (о-в Исландия)
9. Один из основных вопросов современной географии (рациональное использование богатств природы)
10. Высота слоя воздуха в тропосфере максимальна (над экватором)
IV.Подготовка к объяснению новой темы.Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.
V.Объяснение новой темы.
1. История заселения и исследования материка (исследования древних греков, финикийцев, вавилонцев, египтян, минойцев; в I веке н. э. индийцы открыли острова Суматра и Ява, заселили Индонезию, позже малайцы – Мадагаскар; греки – Дунай, Каспий, Дон, Черное море)
2. Знаменитые путешественники, исследовавшие Евразию (Н. М. Пржевальский 15 лет в Центральной Азии, прошел 33 тыс. км, 4 экспедиции – Тибет, Гоби, верховья Хуанхэ и Янцзы, озеро Лобнор; описал дикую лошадь, дикого верблюда; собрал коллекцию минералов, растений; похоронен на Иссык-Куле; П. П. Семенов – две экспедиции в Тянь-Шань, открыл пик Хан-Тенгри; описал высотные пояса, установил, что снеговая линия выше, чем в Альпах, доказал, что Чу берет начало не из Иссык-Куля; его именем назван хребет, пик и ледник;
Ш. Уалихановв 1856 – 1859 гг. исследовал Семиречье, Исык-Куль, Кашгарию; Васка да Гама в 1498 г. нашел путь до Индии вокруг Африки; С. Дежнев в 1648 году прошел из Северного Ледовитого океана через Берингов пролив в Тихий океан; В. Беринг и А. И. Чириков в XVIIIвеке открыли северо-восточную часть Америки и Алеутские острова; Р. Пирив1909 г. дошел до Северного Полюса; Марко Поло в 1271 – 1295 гг. в Китай, Индию и Индокитай;Н. А. Вавилов в 1924 – 1927 г. исследовал центры происхождения культурных растений – стр. 12-13)
Вывод: материк Евразия – самый крупный на Земле, благодаря этому на нем встречаются все климатические пояса и природные комплексы, характерные для северного полушария. Внутренние, труднодоступные районы Центральной Азии были изучены позже всех.
VI.Закрепление новой темы.
Работа с картой и вопросами в учебнике
VII.Домашнее задание.§ 14, конспект.
VIII.Итог урока.Комментирование оценок.
Цель урока:1) Сформировать знания об особенностях географического положения Южной Америки, с историей открытия и исследований материка;
2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Задачи:
1. Образовательные – ознакомить учащихся с географическим положением, природой, океанами и морями омывающие берега Южной Америки .
2. Развивающие - разъяснить учащимся о географическом положении и природе Южной Америки.
3. Воспитательные - формирование знания природе и природных зонах Южной Америки.
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Атласы. 3.Карта полушарий.4. Физическая карта Южной Америки.
Тип урока:комбинированный
Метод обучения: словесный
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих .
II.Проверка домашнего задания.
-
Рельеф Антарктиды (вместе с ледниковым покровом – Ледяная Антарктида - средняя толщина льда 1720 м, максимальная – 4300 м;средняя высота материка вместе с ледниковым покровом в 3 раза превышает среднюю высоту всех материков; лед в центре материка толще, приподнятый, если весь лед растопить, уровень воды в Мировом океане поднимется на 62 м; Каменная Антарктида – материковая часть безо льда; основу составляет гондванская платформа; на западе – полуостров Антарктида относится к складчатой системе Анд; на берегу моря Росса – вулкан Эребус; низкая Западная и Высокая Восточная Антарктида; поверхность Западной – сильно рассечена, здесь самая высокая точка – массив Винсона (5140 м) и самая низкая точка – впадина Бентли (-2555м) на равнине Бэрда; на Востоке горы высотой 3000-4000 м, лишь отдельные вершины которых поднимаются над ледяным щитом) -
Полезные ископаемые (полностью не исследованы; разведаны запасы каменного угля, железа, слюды, графита, золота, алмазов, урана и цветных металлов) -
Климат (средние температуры внутренних районов зимой -60°С - -72°С, а летом от -30°С до -50°С; на станции «Восток» зарегистрирована самая низкая температура в мире -
(-89,2°С) – Полюс холода; спецодежда для полярников; ледники отражаю 90% солнечной радиации; полярный день длится 186 суток, но внутренние районы не прогреваются; высокое давление, холодные антарктические массы; у побережья другое давление и температура, поэтому на прибрежной полосе, шириной 600-800км дуют постоянные ветры – стоковые ветры; зимой моря полностью покрыты льдами; Антарктический лед движется от центра к периферии, появляются айсберги, которые десятки лет плавают в океанах; возле берегов – субантарктический климат – зимой антарктические ВМ, а летом – прохладные и влажные умеренные ВМ; летняя температура поднимается до 0°С, годовое количество осадков в виде снега внутри материка 50 мм, а на прибрежных до 700 мм) -
Растительный и животный мир (почти отсутствует, преобладают антарктические пустыни, только на прибрежных участках и островах – мхи, лишайники, мелкие водоросли – антарктические оазисы; прибрежные воды богаты планктоном – пища для китов, тюленей и рыб – 13 видов птиц, 5 видов тюленей, синие киты, касатки, кашалоты; пингвины – эндемики; 17 видов, самый многочисленный – Адели; императорские пингвины – вес до 50 кг, рост 1 м; гнездятся буревестники, морские чайки, поморы; найдены останки гондванской фауны; экологические проблемы – «озоновая дыра», загрязнение льдов) -
Особенности Антарктиды (площадь 12,4 млн. км², самый высокий материк – 2040 м, общий объем ледников – 24 млн. км³ - 90% пресной воды мира; в 1983 г зарегистрирована самая низкая температура -89,2° С, самая высокая точка – гора Винсон – 5140 м, самая низкая – впадина Бентли -2555 м, действующий вулкан Эребус на острове Росса) -
Географическое положение (течение Западных ветров; условное название – Южный океан; самые толстые шельфовые ледники в морях Уэдделла и Росса) -
История открытия (в 1772 – 1775 гг. Дж. Кук трижды пресек Южный полярный круг, но так и не прошел через льды; 28 января 1820 г Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на двух кораблях – «Восток» и «Мирный» открыли Антарктиду) -
Исследования Антарктиды (14 декабря 1911 г. Руаль Амундсен и 18 января 1912 г Роберт Скотт достигли Южного полюса; 57 исследовательских станций разных стран – России, США, Великобритании, Австралии, Норвегии и др. стран)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. К морским млекопитающим относятся (дельфины, киты)
2. Палеозойская эра включает … периода (6)
3. Количество землетрясений в сейсмических поясах (95%)
4. Нет постоянных поселений человека (в тропических пустынях)
5. Разнообразие растительного и животного мира увеличивается (от полюсов к экватору)
6. В Северную Америку холодные воздушные массы приходят с (Гудзонов залива)
7. К числу молодых платформ относится (Туранская)
8. Части света Европа и Азия были так названы (греками)
9.Африка занимает первое место среди материков по запасам (алмазов)
10.Примером объединения стран в 1 государство может служить (Германия)
11.Причина тёплого климата в тропических и экваториальных областях земного шара (Больший угол падения солнечных лучей)
12. Самое большое озеро в мире (Каспийское море)
13. Самая длинная речная система Евразии (Янцзы)
14. На сколько типов по абсолютной высоте различаются равнины? (3)
IV.Подготовка к объяснению новой темы.
Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Назовите яркие особенности материка Южная Америка. Какова конфигурация материка?
V.Объяснение новой темы.
-
Особенности материка (площадь 18, 3 млн. км ²,4-е место; Амазонка – самая многоводная река, годовой сток 7000 км³, бассейн 7 млн. км²; Анхель - 1054 м, Титикака на высоте 3812 м, глубина 304, площадь 8300 км²; Охос-дель-Саладо – 6880 м – самый высокий действующий вулкан в мире; Анды – длина 9000 км, эстуарий Ла-Плата, длина 320 км, ширина 220 км; г. Аконкагуа – 6960 м; полуостров Валдес – 40 м ниже мирового океана) -
Географическое положение (вместе с Центральной Америкой составляет Латинскую Америку; самая широкая часть – 5° ю. ш., острова Огненная Земля отделены Магеллановым проливом) -
Океаны у берегов материка (материковая отмель узкая, Тихоокеанский берег обрывистый, сразу начинаются желоба; на севере Карибское море; влияние Тихого океана ограничено Андами; холодное Перуанское течение не приносит осадки - Атакама, раз в 10-12 лет образуется теплое течение Эль-Ниньо, которое на 18 месяцев преображает пустыню; гуано смывается ливнями в океан; в юго-западной части материка сухо из-за холодного течения Западных ветров;в Патогонии сухо из-за холодного Фолклендского течения) -
История открытия и исследования (Колумб в августе 1498 г. достиг реки Ориноко; совершил четыре экспедиции; из-за ошибки Колумба коренное население называют индейцами; АмеригоВеспуччи в 1499 г открыл Венесуэлу, а в 1501 г – Бразилию; Рио-де-Жанейро – «январская река»; Магеллан и Дрейк – проливы; Дрейк проплыл вдоль западных берегов и открыл остров Ванкувер в Северной Америке, далее отправился в Азию;Гумбольдт и Бонплан создали геологическую карту, описали течения в конце XVIII – XIX веков; Гумбольдт описал закономерность высотных поясов, написал 30-ти томный труд; Воейков – климат в 1874 г; Вавилов в 1932 – 33 гг. определил центры земледелия)