Файл: Правовое регулирование деятельности Пенсионного Фонда рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К фиксированной выплате к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) применяются порядок установления, правила выплаты и доставки, которые установлены настоящим Федеральным законом для страховой пенсии, если настоящим Федеральным законом не установлено иное. Доставка фиксированной выплаты к страховой пенсии производится одновременно со страховой пенсией через организацию, доставляющую эту пенсию.

Динамика размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости приведена на рисунке 2.2



Рисунок 2.2- Динамика размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости 2015-2024 гг.

Далее следует рассмотреть динамику обращений граждан за назначением страховой пенсии по старости в период с 2016 года по 2020 годы.



Рисунок 2.3 - Динамика обращений граждан за назначением страховой пенсии по старости 2016 - 2020 гг.
Из рисунка 2.3 видно, что количество обращений за назначением страховой пенсии ежегодно увеличивается. Самое большое увеличение отмечается с 2016 по 2017 год, самое малое – с 2019 по 2020 г.



2.2 Проблемы правового регулирования деятельности Пенсионного Фонда РФ


Государственная система управления должна обеспечивать базовые социальные гарантии стабильного развития общества. Пенсионная система Российской Федерации является одной из составляющих системы социальной защиты. Необходимость реформирования социальной сферы приобрела особое значение в период модернизации экономических процессов в России. В связи с этим основной целью научной статьи является выявление и изучение основных проблем пенсионного фонда РФ, такие как дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ и его причины возникновения, мораторий на использование накопительной части пенсии, повышение пенсионного возраста.

На сегодняшний день главной проблемой Пенсионного фонда РФ является дефицит бюджета, который на 2016 г. составляет 175,1 млрд руб. По предварительным прогнозам, ожидался больший недостаток денежных средств, но для его сокращения было принято несколько дискуссионных решений.

Во-первых, индексация страховых пенсий в 2020 г. проходила в 2 этапа: первая индексация прошла в феврале, в ходе которой пенсии неработающим пенсионерам увеличили на 4%. От второй индексации Правительство РФ отказалось, заменив ее компенсационными выплатами в размере 5000 рублей в январе 2021 г. Денежные средства на данные компенсации выделили из президентского резерва, сформированного в 2020г. Индексация пенсий в декабре 2021 г. по бюджетным проектировкам Министерства финансов РФ будет 5,9%, но по официальному прогнозу Минэкономразвития, инфляция в текущем году составит 6,5%. Вышеуказанные меры помогают сократить дефицит ПФР более чем на 500 млрд. рублей за счет того, что единовременная выплата не изменит размер базы пенсионных выплат, подлежащей индексации в 2022 г. Но нарушаются права граждан на сохранность их сбережений, т.к. страховая пенсия каждый год должна индексироваться как минимум на уровень инфляции.

Во-вторых, продлен мораторий на размещение накопительной части пенсии. Все поступающие от работодателей средства в течение 2021 г. будут продолжать поступать на формирование страховой части. За счет «заморозки» пенсионных накоплений правительство планирует получить 342,2 млрд. рублей. Данные меры также помогут сбалансировать бюджет ПФР, но в то же время лишают экономику «длинных» денег: в результате изъятия пенсионных накоплений в 2018–2021 годах в распределительную систему экономика недополучит около 1 трлн. рублей.



Мораторий на использование накопительной части пенсии Негосударственными пенсионными фондами (НПФ) был связан еще и с тем, что к концу 2019 года фонды с лицензией по обязательному пенсионному страхованию должны были акционироваться, пройти проверку ЦБ РФ и вступить в систему гарантирования. В результате основная часть фондов, и в первую очередь крупнейшие участники рынка, доказали свою надежность и эффективность. По итогам проверок со стороны ЦБ РФ в систему гарантирования пенсионных накоплений вступили 38 НПФ.

В конце декабря 2019 г. был зафиксирован ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений в Негосударственные пенсионные фонды, после того, как правительство решило не продлевать право на выбор накопительной пенсии. За 2019 год число застрахованных лиц – клиентов НПФ увеличилось на 19% и составило на 31.12.2019 26,3 млн, или 33,5% от всех занятых.

Значительное увеличение заявлений о переходе в НПФ были связаны не только с заинтересованностью граждан, но и с активизацией продажных кампаний в страховых компаниях и отделениях банка. Как показала практика, та часть населения, которая заинтересована и осведомлена о пенсионных реформах, к концу 2019г. уже перевела свои накопления в выбранный НПФ или УК. Благодаря активным продажам удалось заключить договор в основном с теми, кто еще не задумывался о своей будущей пенсии, и главным аргументом служило то, что 2019 г. является решающим для выбора способа дальнейшего формирования будущей пенсии.

Малая заинтересованность и информированность граждан о формировании пенсионных накоплений и нюансах их перевода из ПФР в НПФ или между НПФ увеличивает потери как компаний, так и граждан. По принятому в 2013 году закону пенсионные накопления можно переводить из фонда в фонд не раньше, чем раз в пять лет, если гражданин хочет сохранить накопленный инвестиционный доход. Фонд можно менять и чаще, но в этом случае инвестиционный доход остается у предыдущего фонда, а в новый фонд переводится номинал накоплений. По данным ПФР миллион человек из написавших заявление о переводе своих пенсионных накоплений в 2019 году потеряли инвестиционный доход, их общие потери составили 3,8 – 4 млрд руб. Из них около 2 млрд руб. осталось в Пенсионном фонде.

Также одной из важнейших проблем пенсионной системы является вопрос о повышении пенсионного возраста. С 1 января 2017 года вступилив силу первые изменения по данному вопросу: предусмотрено постепенное, ежегодно по полгода, увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, а также лицам, которые занимают государственные должности РФ, государственные должности в регионах, а также муниципальные должности. Таким образом, пенсионный возраст мужчин будет увеличен до 65 лет, у женщин – до 63 лет. Также предусматривается постепенное увеличение минимального стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет и определение её размера, с 15 до 20 лет.


Кроме того, увеличивается минимальная продолжительность исполнения полномочий депутатов Госдумы и членов Совета Федерации для получения права на доплату к страховой пенсии по старости в размере 55% с одного года до пяти лет, а также увеличение срока исполнения полномочий, необходимого для получения выплаты в повышенном размере – 75% – с 3 лет до 10 лет и более.

Все вышеперечисленные меры сокращают дефицит бюджета ПФР, но формируют негативное настроение и недоверие со стороны населения. В сложившейся экономической ситуации подобных мер не избежать, т.к. бюджет РФ также сформирован с большим дефицитом, поэтому трансферты сильно ограничены.
2.3 Рекомендации по совершенствованию работы в области реализации нормативно-правовых актов Пенсионным Фондом РФ
Существует определенный процесс назначения, перерасчета и выплаты пенсии. Если кратко его охарактеризовать, то получится следующее.

Первый этап. Гражданин представляет документы для назначения пенсии в Клиентскую службу за месяц до выхода на пенсию, при этом он должен самостоятельно прийти для представления документов. За гражданином закрепляется специалист, который в дальнейшем и будет назначать ему пенсию. Гражданин заполняет заявление на назначение пенсии.

Затем наступает второй этап. На данном этапе идет проверка необходимых документов и предоставление недостающих документов в течение 10 календарных дней. Когда все документы собраны, происходит следующий этап назначения пенсии.

Третий этап заключается в том, что специалист на основе представленных ему документов принимает решение о назначении пенсии или ее отказе. Если отказано в пенсии, то гражданин последующие действия производит через суд. При принятии решения о назначении пенсии специалист на основе всех имеющихся документов рассчитывает будущий размер пенсии в соответствии с законодательством. Затем специалист согласовывает свои действия как минимум с двумя другими специалистами. Только после этого назначается окончательный размер пенсии, после чего будущий пенсионер заносится в базу данных УПФ РФ. Пенсионеру выдается пенсионное удостоверение.

Также существует четвертый этап - перерасчет пенсии. Перерасчет пенсии производится только в трех случаях.

Первое: достижение пенсионером возраста 80 лет.

Второе изменение группы инвалидности и третье изменение количества нетрудоспособных членов семей.


Также существуют корректировка и индексация пенсии. Корректировка проводится 1 августа каждого года без заявления гражданина. Она осуществляется только в том случае, если на индивидуальный лицевой счет пенсионера поступили дополнительные суммы страховых взносов, не учтенные при исчислении пенсии ранее. Корректировка означает, что при поступлении новых сумм страховых взносов пенсия раз в год автоматически увеличивается. Индексация является механизмом адаптации размеров пенсии с целью сохранения их реальных размеров в связи с ростом цен. Индексация осуществляется в том случае, если за период, определенный законом, рост цен составил не менее 6%. Проведение индексации зависит от того периода, за который определяется рост цен, и от уровня этого роста.

Далее наступает следующий пятый этап. На нем осуществляется выплата пенсии пенсионерам. Выплата производится за текущий месяц. Выплата страховой пенсии (в том числе пенсионерам, осуществляющим работу или иную деятельность) производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений.

Далее наступает последний шестой этап в процессе назначения, перерасчета и выплаты пенсии, а именно доставка пенсии пенсионеру. Доставка страховой пенсии производится по желанию пенсионера:

а) органом, осуществляющим пенсионное обеспечение;

б) через организации почтовой связи;

в) через кредитные организации;

г) иными организациями, занимающимися доставкой пенсий.

Из описанного выше процесса, на наш взгляд, в первую очередь выделяется проблема обращения за назначением пенсии. Сейчас пенсионер должен самостоятельно прийти в Клиентскую службу для подачи заявления, но можно облегчит этот процесс, как для пенсионера, так и для специалистов. Создав специальный сайт для Клиентской службы.

Еще одной из проблем, тесно связанной с процессом обращения за пенсией, является большой срок обработки документов. Данные проблемы являются существенными, так как практически все будущие пенсионеры работают и многим просто не очень удобно приходить в Клиентскую службу для подачи заявления и документов для оформления будущей пенсии и при этом еще нужно выстоять очередь.

Также в УПФРФ обращаются разные люди разных возрастов. Это, в свою очередь, определило широкий набор коммуникативных инструментов, применяемых УПФР в информационно-разъяснительной работе. Для решения данной проблемы в первую очередь на взгляд автора можно предложить следующее: для ускорения обработки обращений клиентов, установить в Управлении ПФРФ информационный терминал со справочно-правовыми системами и необходимыми программами, с помощью которых можно самостоятельно, следуя инструкциям, получить всю необходимую информацию по предоставляемым УПФРФ услугам. Данный терминал будет носить информационно справочный характер и основной его функцией станет процесс ускорения обработки контактов по вопросам пенсионного обеспечения.