Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой̆ системе РФ.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ
1.1. Понятие и экономическая сущность косвенных налогов
1.2. Исторический аспект развития косвенного налогообложения в России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕСТА И РОЛИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ
2.2. Анализ состава и структуры косвенных налогов в бюджете РФ
По состоянию на 2019 год в России для ООО предусмотрено четыре налоговых режима (один общий и три специальных):
- общая система налогообложения – ОСН;
- упрощенная система налогообложения – УСН;
- единый налог на вмененный доход – ЕНВД;
- единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН[16].
Общая система налогообложения (ОСНО, ОСН, традиционная, основная) – налоговый режим, который назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев, когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов).
ОСН является самым тяжёлым налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения отчётности. Как правило, общий режим используют те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода).
ИП и организации на ОСНО обязаны со всех доходов выплачиваемых своим сотрудникам (в том числе работающим на гражданско-правовой основе) удерживать НДФЛ, а также перечислять страховые взносы во внебюджетные фонды.
В 2019 году страховые взносы нужно платить по следующим тарифам:
На пенсионное страхование (ПФР) – 22%. На медицинское страхование (ФФОМС) – 5,1%. На социальное страхование (ФСС) – 2,9% (без учёта взносов от несчастных случаев)[17].
Таблица 1
Основные налоги, которые необходимо платить на ОСНО
Вид налога |
Налоговая ставка |
Кто платит |
Налог на прибыль организаций |
20% |
Организации |
НДФЛ |
13%, 30% |
ИП |
НДС |
0%, 10%, 20% |
Организации и ИП |
Налог на имущество организаций |
не > 2,2% (устанавливаются местными властями) |
Организации |
Налог на имущество физических лиц |
от 0,1% до 2% (устанавливаются местными властями) |
ИП |
Система налогов, действующая в Российской Федерации (далее по тексту РФ), представлена в Приложении 1.
При анализе каждого из объектов процесса налогообложения (т.е. любого из видов налога, уплачиваемых организацией) необходимо решить следующие задачи (таблица 2).
Таблица 2
Задачи системы налогообложения организации
Задача |
Комментарий |
Определение объекта налогообложения |
В соответствии со ст.38 НК РФ объектом налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которых возникает обязанность по уплате налогов |
Определение величины налоговой базы |
Определить стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Данная задача является наиболее сложной, т.к. в процессе определения налоговой базы не всегда очевидно, как происходит её формировании. Также, при её выполнении возникает сложность при учёте налоговых льгот и вычетов, используемых компанией |
Определение налоговой ставки |
Определить величину налоговых исчислений на единицу’ измерения налоговой базы; |
Определение налогового периода |
Налоговым периодом считается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов, по итогам которых уплачивается авансовый платёж. Если организации была создана после начала отчётного периода, то началом её финансового года будет считаться время с периода её государственной регистрации до конца года. Если же организация была зарегистрирована в период с 1 октября по 31 декабря, то её первым налоговым периодом станет момент её государственной регистрации до конца календарного года следующего за годом её создания. |
Исчисление налога |
Организация самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот; |
Уплата налога |
Произвести уплату налога в соответствии с порядком и сроками, указанными в ст. 57 и 58 НК РФ. |
Все налогоплательщики, не заявившие о переходе на специальный налоговый режим в установленном законом порядке и сроки, по умолчанию являются плательщиками общей системы налогообложения (далее по тексту – ОСНО). Данная схема начисления налогов считается самой трудоемкой, т.к. предусматривает уплату в бюджет следующих налоговых платежей[18]:
− налог на прибыль организаций (20%);
− НДС (базовая ставка – 20%);
− налог на имущество (от 1,5 до 2,2%);
− транспортный налог;
− налог на землю;
− НДФЛ (13% с начисленных в пользу наемных работников выплат).
К преимуществам общей системы налогообложения можно отнести[19]:
− практически нет ограничений по видам деятельности;
− нет ограничений на объем выручки организации;
− нет ограничений на размеры рабочих площадей;
− нет ограничений на количество работников;
− нет ограничений на размер имущества на балансе кампании;
− в случае если организация получает убыток – она не платит налог на прибыль.
Недостатки:
− необходимость выплачивать большой объем налогов;
− необходимость сохранять в течение четырехлетнего периода первичную бухгалтерскую документацию;
− необходимость ведения полного бухгалтерского учета;
− высокий уровень внимания со стороны налоговой и правоохранительных органов.
Необходимость вести бухгалтерский учет на основе общей системы налогообложения выдвигает по отношению к квалификации бухгалтера высокие требования, что связано с дополнительными финансовыми издержками[20].
Существует два варианта определения налогооблагаемой базы, и как следствие суммы налога:
− 6% с доходов, которые получает организация;
− 15% с разницы между полученной выручкой и организационными расходами для ее получения (для Санкт-Петербурга – 7%). Однако не все виды затрат могут уменьшить доходную часть. В случае убытка, компания все равно платит в бюджет налог в размере 1% с дохода (с минимального дохода). Понятия минимальный налог на УСН «Доходы» не существует, и, таким образом, отсутствие дохода ведет к отсутствию суммы, которая должна быть перечислена в бюджет[21].
Наиболее выгоден, что становится ясным из анализа, для предприятий, работающих в рознице, второй вариант определения налоговой базы. Благодаря его использованию в расходную часть могут быть включены все коммунальные, транспортные, хозяйственные издержки, затраты на оплату труда и пр. Розничная торговля ООО на УСН способна принести более высокий доход в сравнении с ОСН.
В том случае, если компания теряет право использования упрощенной системы в течение налогового периода, например, ввиду превышения суммы выручки, роста численности сотрудников, она автоматически переводится на ОСНО.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) выступает одним из действующих сейчас в Российской Федерации специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 18 НК РФ).
Сущностью данной системы является тот факт, что при исчислении и уплате ЕНВД налогоплательщики руководствуются не реальным размером своего дохода, а размером вмененного им дохода, установленным Налоговым кодексом РФ.
Минусом ЕНВД является невозможность всем торговым предприятиям его использовать. Причин может быть несколько – ограничения по площади, по численности автотранспорта, виду деятельности и др. Ставка ЕНВД равна 15%. Вмененный доход может быть определен путем перемножения величины базовой доходности (своя у каждого вида деятельности), физического показателя, календарного времени применения спецрежима и двух коэффициентов, один из которых – дефлятор, устанавливаемый правительством, второй – устанавливаемый местными властями, исходя из привлекательности и доходности бизнеса[22].
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, которые производят собственную сельскохозяйственную продукцию – молоко, зерно, овощи и т.д.
Доля выручки от продажи этих товаров должна составлять не менее 70% в общем объеме полученного дохода.
Ставка налога равна 6%. Данная система налогообложения напоминает упрощенную систему, только ориентированную на субъекты предпринимательства, которые реализуют сельскохозяйственную продукцию[23].
Патентную систему налогообложения (ПСН) трудно назвать полноценной системой налогообложения, ввиду отсутствия сложной процедуры учета и отчетности.
ПСН является единственным режимом, по которому не сдается налоговая декларация, а расчет налога производится сразу при оплате патента.
Сутью этого льготного налогового режима является получение специального документа – патента, дающего право осуществления конкретного вида деятельности. Патент можно приобрести на срок от одного до 12 месяцев в любой местности, где действует данный патент. Данный вариант может быть удобен в случае апробации какого-либо варианта бизнеса на протяжении короткого срока для выявления потребительского срока и перспектив его развития[24].
Итак, налоговый режим определяет размер обязательных платежей, частоту сдачи отчетности и величину косвенных расходов на её подготовку. Иными словами, налоговым режимом определяется количество отдаваемых денег, частота отчетов, сущность ответов в случае выявления нарушений. Разница в системах налогообложения заключается не только в потенциальных затратах. Основная разница заключается в том, что каждая из описанных систем наиболее удобна для конкретного варианта ведения бизнеса, в связи с чем предприятие должно тщательно подходить к выбору системы налогообложения.
Таким образом, все юридические лица обязаны платить налоговые отчисления, которые выражаются в виде налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, акцизов, налогов за пользование природными ресурсами, а также на движимое и недвижимое имущество. Учитывая совокупность всех видов налогов, можно сделать вывод, что в России довольно высокая налоговая нагрузка на бизнес. Поэтому в интересах любого предприятия грамотно оптимизировать налоговое бремя, но в рамках действующего законодательства.
2.2. Анализ состава и структуры косвенных налогов в бюджете РФ
Важную роль в доходах бюджетов РФ играют косвенные налоги, причем, по мнению экспертов, например, за счет различных схем уклонения от уплаты НДС государство получает только около 75 % данного налога.
В таблице 3 представлены показатели состава косвенных доходов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2013-2015 гг. Данные для анализа взяты из данных сайта Минфина РФ[25].
Таблица 3
Показатели состава косвенных доходов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2017-2019 гг., млрд. руб.
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+;-) |
Темп изменения, % |
||||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2018 г. от 2017 г. |
2019 г. от 2018 г. |
2018 г. к 2017 г. |
2019 г. к 2018 г. |
|||||
Всего доходов |
13019,9 |
14496,9 |
13659,2 |
1477 |
-837,7 |
111,3 |
94,2 |
||||
из них: |
|||||||||||
налогов |
8805,2 |
9813,6 |
8161 |
1008,4 |
-1652,6 |
111,5 |
83,2 |
||||
1.Налог на добавленную стоимость |
3539 |
3931,6 |
4233,5 |
392,6 |
301,9 |
111,1 |
108 |
||||
- на товары, реализуемые на территории РФ |
1868,2 |
2181,4 |
2448,3 |
313,2 |
266,9 |
116,8 |
112 |
||||
- на товары, ввозимые на территорию РФ |
1670,8 |
1750,2 |
1785,2 |
79,4 |
35 |
104,8 |
102 |
||||
2.Акцизы по подак-цизным товарам |
524,4 |
592,4 |
581,9 |
68 |
-10,5 |
113 |
98,2 |
||||
- производимые на территории РФ |
461,0 |
520,8 |
527,9 |
59,8 |
7,1 |
113 |
101 |
||||
-ввозимым на территорию РФ |
63,4 |
71,6 |
54 |
8,2 |
-17,6 |
112,9 |
75,4 |
||||
3.Таможенная пошлина |
4741,8 |
5289,6 |
3345,6 |
547,8 |
-1944 |
111,6 |
63,3 |
||||
- ввозные таможенные пошлины |
683,8 |
652,5 |
565,2 |
-31,3 |
-87,3 |
95,4 |
86,6 |
||||
- вывозные таможенные пошлины |
4058,0 |
4637,1 |
2780,4 |
579,1 |
-1856,7 |
114,3 |
60,0 |