Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное государственное управление предполагает способность государства разрабатывать и воплощать действенную государственную политику в ключевых сферах жизнедеятельности общества, предоставлять административные услуги, обеспечивать благосостояние и социальную защиту граждан, конкурентоспособность страны и экономический роста. Качество государственного управления играет фундаментальную роль в развитии государства во всех сферах.
Реформа государственного управления является одной из важнейших реформ, поскольку выступает предпосылкой для реализации эффективных отраслевых и секторальных политик и должна стать ответом на потребность общества в эффективных, ответственных и открытых органах государственного управления.
В реализации такой реформы существенное место принадлежит институту государственной службы. При этом на сегодняшний день в нашей стране имеет место проблема повышения эффективности функционирования органов государственной власти всех уровней и поиску путей организационного совершенствования процесса исполнения служебных обязанностей различными категориями государственных гражданских служащих.
Необходимость ведения научных исследований в этой области определяется тем, что неэффективное функционирование существующих в России государственно-властных систем подрывает доверие граждан к органам государственной власти и проводимой ими политике, становится одной из причин формирования негативного отношения со стороны общества к государственным служащим.
Перечисленные аспекты подтверждают актуальность темы курсовой работы и обусловили ее выбор.
На сегодняшний день имеется ряд научных исследований по исследованию данной тематике, например, научные труды О.Г. Александрова, А.Я. Досяк, Е.А. Колесниченко, И.В. Понкина, К.Г. Рождественского и др., однако в большинстве формулируются общие рекомендации для совершенствования механизма государственной службы, при этом не учитываются отраслевые особенности различных министерств и ведомств, а также аспекты организационной культуры.
Целью работы является исследование современного состояния и определение направлений совершенствования государственной службы в РФ.
Объект исследования: государственная служба в России.
Предмет исследования: современное состояние и реформы системы профессионального развития гражданских служащих государственной службы на примере Департамента дорожного хозяйства Министерства транспорта.
Для выполнения означенной цели нами были поставлены следующие задачи:
- определить понятие, функции и виды государственной службы в РФ;
- дать общую характеристику современного законодательства, регулирующего государственную службу в Российской Федерации;
- рассмотреть современное состояние и проблемы государственной службы в России на примере Департамента дорожного хозяйства Минтранса;
- предложить пути совершенствования государственной службы на примере Департамента дорожного хозяйства Министерства транспорта.
Теоретическую базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых, учебные пособия, материалы периодической печати и Интернет-ресурсы.
Методы исследования: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция.
Структура работы определена целью и задачами исследования, и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
1.1 Понятие, функции и виды государственной службы в России
Законодательно понятие «государственная служба» закреплено в ст. 1 ФЗ №58 от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которому государственная служба Российской Федерации – это профессиональная деятельность граждан РФ по реализации, установленных Конституцией РФ полномочий федерации и ее субъектов, а также органов государственной власти Российской; лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности ее субъектов[1].
Принципиально важным при формировании системного подхода, раскрывающего сущность государственной службы, является то, что государственная служба представляет собой комплексный – публично-правовой, социально-организационный – институт по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов, иных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. Целостную систему государственной службы образуют различные виды федеральной государственной службы и государственная служба субъектов РФ.[2]
В представленном определении, даже с учетом его лаконичности ясно прослеживаются два компонента.
Во-первых, государственная служба представляет собой «профессиональную деятельность», что предопределяет государственную службу как профессию для государственных служащих, а, следовательно, предъявляет требования к необходимой подготовке, получению соответствующего профессионального образования.
Таким образом, профессионализацию государственной службы следует рассматривать как «систематическую узконаправленную подготовку к освоению профессии и как процесс овладения профессией посредством выполнения профессиональных обязанностей при реализации трудовой деятельности и совершенствование профессиональных компетенций и получения опыта руководящей деятельности»[3].
Во-вторых, указанное выше определение свидетельствует об «обеспечении реализации компетенций органов государственной власти». Следовательно, можно констатировать, что профессиональная деятельность служащих органам государственной власти направлена на реализацию возложенных на них полномочий.
Система государственной службы РФ схематично представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Система государственной службы РФ[4]
В настоящее время государственная гражданская служба организационно и юридически выделена в самостоятельный вид государственной службы, осуществляемый в органах государственной власти и управления, без которой не представляется, возможно, не только эффективное функционирование, но и само существование государства и общества. Ряд, вопросов, напрямую взаимосвязанных с организацией и функционированием гражданской службы, а также реализацию системного руководства ею подразумевает выделение двух взаимообусловленной совокупности компетенций. Во-первых, это нормативная правовая регламентация государственной гражданской службы. Во-вторых, в рамках управления персоналом органов государственной власти необходимо кадровое обеспечение высококвалифицированными специалистами.
Понятие «государственная гражданская служба» закреплена в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и понимается как «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ»[5].
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Государственная гражданская служба субъектов РФ рассматривается следующим образом: «профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности этого субъекта Федерации»[6].
Объединяющим для указанных уровней государственной гражданской службы является то, что оба этих уровня рассматриваются как профессиональная служебная деятельность, обеспечивающая надлежащую реализацию компетенций должностных лиц и государственных структур. Следует отметить, что на федеральном уровне государственная служба на профессиональной основе направлена на реализацию компетенций власти на уровне Российской Федерации, а на региональном уровне на реализацию полномочий государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.[7]
Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» установлено, что правовое регулирование государственной гражданской службы федерального уровня и уровня субъекта федерации находятся соответственно в ведении Российской Федерации и совместном ведении федерации и ее субъекта. Организация федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится соответственно в ведении федерации или ее субъекта.[8]
На основании высказанного можно сделать вывод о том, что комплексная система государственной службы Российской Федерации, выстроена основываясь на определенных принципах и механизмах, выступает как особая публично-правовая, организационная и социальная система, которая призвана обеспечивать эффективное выполнение полномочий органами государственной власти и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, задач и функций Российской Федерации, а так же и ее субъектов.
Следовательно, система государственной гражданской службы – это совокупность всех ее видов и уровней, имеющих единые организационно-правовые основы, различающиеся по компетентностной направленности осуществления профессиональной деятельности государственных гражданских служащих.
В настоящее время в Российской Федерации особенности государственной гражданской службы заключаются в следующем: «она представляет собой практическое и профессиональное участие граждан в реализации целей и функций государства посредством обеспечения выполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации, а также полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации»[9].
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что государственная гражданская служба – это высококвалифицированная обеспечительная деятельность в органах государственной власти, главными субъектами которой выступают государственные гражданские служащие. Тем, не менее, необходимо подчеркнуть, что в структуре государственных органов обозначены должности, на которых гражданские служащие непосредственно принимают участие в исполнении полномочий этих органов. Проанализировав, изложенные выше подходы к пониманию государственной гражданской службы, каждое из которых, несомненно, имеет значимую смысловую нагрузку, можно выявить ее основные характерные отличия от других видов профессиональной деятельности.
Так, государственная гражданская служба:
– представляет собой элемент механизма государственного управления (реализует его полномочия);
– государственный гражданский служащий – это гражданин Российской Федерации, который представляет интересы, как государства, так и институтов гражданского общества;
– государственные гражданские служащие наделены особым правовым статусом;
– на государственного гражданского служащего в связи с поступлением на службу и ее прохождением законодателем наложены ограничения и запреты;
– государственная гражданская служба имеет строгую субординацию[10].
С учетом вышеизложенного представляется методологически верным утверждать, что государственная гражданская служба представляет особый вид профессиональной деятельности. В свою очередь законодатель создает нормативные правовые акты, регламентирующие формирование ее системы, правовой статус и полномочия ее субъектов.