Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой̆ системе РФ.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ
1.1. Понятие и экономическая сущность косвенных налогов
1.2. Исторический аспект развития косвенного налогообложения в России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕСТА И РОЛИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ
2.2. Анализ состава и структуры косвенных налогов в бюджете РФ
Из данных таблицы 3 следует, что в 2019 г. в федеральный бюджет Российской Федерации поступило доходов 13659,2 млрд. руб. и по сравнению с 2018 г. снизилось на 837,7 млрд. руб., т.е. на 5,8 %. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. всего доходов увеличилось на 1477 млрд. руб., т.е. на 11,3 %. Косвенные налоги уменьшились в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 1652,6 млрд. руб., т.е. на 16,8 %, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличились на 1008,4 млрд. руб., т.е. на 11,5 %.
Наибольшее увеличение произошло среди косвенных налогов в 2019 г. по сравнению с 2018 г. по налогу на добавленную стоимость на 301,9 млрд. руб., т.е. на 8 %, который в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличился на 392,6 млрд. руб., т.е. на 11,1 %.
Акцизы в 2019 г. по сравнению с 2018 г. снизились на 10,5 млрд. руб., т.е. на 1,8 % за счет увеличения акцизов по подакцизным товарам, производимых на территории РФ на 1 % и снижения акцизов по подакцизным товарам, возимым на территорию РФ на 24,6 %.
Доходы по таможенной пошлине в 2019 г. по сравнению с 2018 г. снизились на 1944 млрд. руб., т.е. на 36,7 %. Ввозные таможенные пошлины снизились в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 13,4 %, вывозные таможенные пошлины снизились на 40 %. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. доходы по таможенной пошлине увеличились на 547,8 млрд. руб., т.е. на 11,6 %.
В таблице 4 представлены показатели структуры косвенных налогов в составе косвенных доходов в Федеральный бюджет РФ за 2017-2019 гг.
Таблица 4
Показатели структуры косвенных доходов в составе косвенных доходов в Федеральный бюджет РФ за 2017-2019 гг., %
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+;-) |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2018 г. от 2017 г. |
2019 г. от 2018 г. |
|
Косвенные налоги |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
1.Налог на добавленную стоимость |
40,2 |
40,1 |
51,9 |
-0,1 |
11,8 |
- на товары, реализуемые на территории РФ |
21,2 |
22,2 |
30 |
1 |
7,8 |
- на товары, ввозимые на территорию РФ |
19,0 |
17,8 |
21,9 |
-1,2 |
4,1 |
2.Акцизы по подакцизным товарам |
6,0 |
6,0 |
7,1 |
0 |
1,1 |
- производимые на территории РФ |
5,2 |
5,3 |
6,5 |
0,1 |
1,2 |
-ввозимым на территорию РФ |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
-0,1 |
0 |
3.Таможенная пошлина |
53,9 |
53,9 |
41 |
0 |
-12,9 |
- ввозные таможенные пошлины |
7,8 |
6,7 |
6,9 |
-1,1 |
0,2 |
- вывозные таможенные пошлины |
46,1 |
47,3 |
34,1 |
1,2 |
-13,2 |
Из данных таблицы 4 следует, что в 2019 г. наибольший удельный вес среди косвенных налогов занимает налог на добавленную стоимость - 51,9 % и по сравнению с 2018 г. в структуре увеличился на 11,8 %. В 2017-2018 гг. наибольший удельный вес в структуре косвенных налогов занимают таможенные пошлины – более 53,9 %.
Таможенные пошлины в структуре в 2019 г. занимают 41 % и по сравнению с 2018 г. снизились на 12,9 %., в т.ч. вывозные таможенные пошлины составили – 34,1 %, ввозные таможенные пошлины – 6,9 %.
Акцизы в структуре косвенных налогов составили 7,1 % в 2019 г. и по сравнению с 2018 г. увеличились на 1,1 % за счет увеличения акцизов на товары, производимых на территории РФ.
Но снизились поступления от вывозных таможенных пошлин, при среднем показателе за 2017–2018 гг. 47%, в 2019 г. их доля снизилась до 34,1 %. Это может быть связано как с действиями правительства России, выразившимися в так называемом «налоговом маневре», в результате чего вывозные пошлины были снижены на нефть с 57 % до 42 %, на «темные нефтепродукты» с 100 % до 76 %, дизельное топливо с 63 % до 48 %, бензины прямогонные с 90 % до 85 %, бензины товарные с 90 % до 78 %, прочие светлые нефтепродукты с 66 % до 48 %, так и с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках.
В 2018-2019 гг. акцизы в структуре составили 6,0 %.
На рисунке 3 представлены показатели динамики доходов и косвенных налоговых доходов в Федеральный бюджет Российской Федерации за 2017-2019 гг.
Рисунок 3 - Показатели динамики доходов и косвенных налоговых доходов в Федеральный бюджет Российской Федерации за 2017-2019 гг., млрд. руб.
Из данных рисунка 3 следует, что косвенные налоги в 2019 г. по сравнению с 2018 г. снизились с 9813,6 млрд. руб. до 8161 млрд. руб. Всего доходов в Федеральный бюджет составило в 2019 г. 13659,2 млрд. руб. и по сравнению с 2018 г. снизился с 14496,9 млрд. руб.
Далее в таблице 5 рассмотрим структуру косвенных налогов в структуре доходов в Федеральный бюджет РФ за 2017-2019 гг.
Таблица 5
Показатели структуры косвенных налогов в структуре доходов в Федеральный бюджет РФ за 2017-2019 гг., %.
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+;-) |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2018 г. от 2017 г. |
2019 г. от 2018 г. |
|
Всего доходов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
из них: |
|||||
Косвенных налогов |
67,6 |
67,7 |
59,7 |
0,1 |
-8 |
1.Налог на добавленную стоимость |
27,2 |
27,1 |
31 |
-0,1 |
3,9 |
- на товары, реализуемые на территории РФ |
14,3 |
15 |
17,9 |
0,7 |
2,9 |
- на товары, ввозимые на территорию РФ |
12,8 |
12,1 |
13,1 |
-0,7 |
1 |
2.Акцизы по подакцизным товарам |
4,0 |
4,1 |
4,3 |
0,1 |
0,2 |
- производимые на территории РФ |
3,54 |
3,59 |
3,86 |
0,05 |
0,27 |
-ввозимым на территорию РФ |
0,49 |
0,49 |
0,4 |
0 |
-0,09 |
3.Таможенная пошлина |
36,4 |
36,5 |
24,5 |
0,1 |
-12 |
- ввозные таможенные пошлины |
5,2 |
4,5 |
4,1 |
-0,7 |
-0,4 |
- вывозные таможенные пошлины |
31,2 |
32 |
20,4 |
0,8 |
-11,6 |
Из данных таблицы 5 следует, что в 2019 г. наибольший удельный вес в структуре доходов занимают доходы от налога на добавленную стоимость – 31 %. В 2018 г. данная статья составляла в структуре доходов Федерального бюджета 27,1 %.
В 2019 г. акцизы по подакцизным товарам в структуре доходов федерального бюджета составили 4,3 % по сравнению с 2018 г. увеличились на 0,2 %. Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ в 2019 г. составили 3,86 % и по сравнению с 2018 г. увеличились на 0,27 %. Акцизы по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ составили 0,4 % и по сравнению с 2018 г. снизились на 0,09 %.
Таможенная пошлина в 2019 г. уменьшилась по отношению к 2018 г. на 12 % и составила 24,5 %. Вывозные таможенные пошлины в 2019 г. по сравнению с 2018 г. снизились на 11,6 % и составили 20,4 %. Ввозные таможенные пошлины в 2019 г. составили 4,1 % и по сравнению с 2018 г. снизились на 0,4 %.
В 2017 г. наблюдается сокращение пополнения бюджета России за счёт ввозной таможенной пошлины. Все дело в то, что в 2012 г. Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию и подписала Перечень уступок и обязательств по установленным товарам, прилагаемый к Генеральному Соглашению по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994).
Таким образом, порядка 10 % ставок ввозной таможенной пошлины от общего числа действующих ставок были снижены, это почти 1000 наименований товаров продовольственной группы, готовой одежды, транспортных средств и других товаров.
Таблица 6
Поступление ввозных таможенных пошлин в бюджеты государств-членов Таможенного союза ЕАЭС, в национальной валюте государств-членов
Показатели |
Годы |
||
2017 |
2018 |
2019 |
|
1.Республика Армения (фев-дек) |
- |
- |
53,2 млрд.драм |
2.Республика Беларусь |
10 130,4 млрд.бел.руб. |
9 280,1 млрд.бел.руб. |
7 852,3 млрд.бел.руб. |
3.Республика Казахстан |
272,4 млрд.тенге |
254,2 млрд.тенге |
170,1 млрд.тенге |
4.Кыргызская Республика |
- |
- |
3,5 млрд.сом |
5.Российская Федерация |
680,2 млрд. руб. |
648,4 млрд. руб. |
562,2 млрд. руб. |
Из данных таблицы 6 следует, что в 2019 г. поступило ввозных таможенных пошлин в бюджеты государств-членов Таможенного союза ЕАЭС в сумме 170,1 млрд. тенге в республике Казахстан, в РФ – 562,2 млрд. руб., в республике Армения – 53,2 млрд. драм., в республике Беларусь – 7852,3 млрд. бел. руб. Во всех республиках заметно снижение поступлений. В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (ред. от 08.05.2019 г.) ввозные таможенные пошлины распределялись в бюджеты Сторон согласно следующим нормативам: Республика Армения - 1,05 %; Кыргызская Республика - 0,46 %; Республика Беларусь - 4,63 %; Республика Казахстан - 7,22 %; Российская Федерация - 86,64 %.
Таким образом, за последние 3 года во всех странах наблюдается сокращение распределения ввозной таможенной пошлины. Можно сделать вывод о том, что за последний год наблюдается значительное сокращение таможенных платежей. Это может быть обусловлено сложившейся экономической и политической ситуации в Российской Федерации, введением в отношении России эмбарго и падением рубля к курсу доллара США.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении данной выпускной работы бакалавра можно сделать следующие выводы.
Рассмотрены теоретические аспекты роли косвенных налогов в формировании бюджетов.
Косвенный налог — это сбор, направленный на сбор со сделок купли-продажи товарно-материальных ценностей и услуг, оплачиваемый за счет потребителя и включаемый в конечную стоимость как отдельная статья затрат. Рассмотрен исторический аспект развития косвенных налогов в бюджете РФ.
Проведен анализ состава и структуры косвенных налогов в бюджете РФ. Косвенные налоги уменьшились в 2019 г. по сравнению с 2018 г.
Наибольшее увеличение произошло среди косвенных налогов в 2019 г. по сравнению с 2018 г. по налогу на добавленную стоимость.
Акцизы в 2019 г. по сравнению с 2018 г. снизились за счет увеличения акцизов по подакцизным товарам, производимых на территории РФ на 1 % и снижения акцизов по подакцизным товарам, возимым на территорию РФ на 24,6 %.
Доходы по таможенной пошлине в 2019 г. по сравнению с 2018 г. снизились на 36,7 %. Ввозные таможенные пошлины снизились в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 13,4 %, вывозные таможенные пошлины снизились на 40 %.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
- Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
- Ахмадеев, Р. Г. Налоги на конечное потребление в странах ОЭСР и России / Р. Г. Ахмадеев, М. Е. Косов // Финансы и кредит. - 2017. - №44 (668).
- Базилевич, О. И. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие / О. И. Базилевич, А. З. Дадашев. - М. : Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2018. - 285 c.
- Глущенко, А. В. Организация и методика раздельного учета НДС при осуществлении экспортных операций / А. В. Глущенко, А. А. Дулепова // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. - 2017. - №1.
- Дадашев, А. З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А. З. Дадашев, Д. А. Мешкова, Ю. А. Топчи. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 175 c.
- Ефремова, Т. А. Система косвенного налогообложения в РФ: проблемы и пути их решения / Т. А. Ефремова, О. А. Грачева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - № 2. - С 157-160
- Жалонкина, И. Ю. Основные направления повышения результативности применения способов исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в Российской Федерации / И. Ю. Жалонкина // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. - 2019. - №2 (18).
- Замалетдинова, Э. Н. Косвенные налоги в России и зарубежный опыт в области взимания косвенных налогов / Э. Н. Замалетдинова // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - №7.
- Зарипова, Н. Д. Анализ влияния налогов на результаты деятельности организаций / Н. Д. Зарипова // Статистика и экономика. 2017. №3.
- Кадерова, Н. И. Исторический аспект развития косвенного налогообложения в России / Н. И. Кадерова. – [Электронный ресурс] file:///C:/Users/Nadyn/Downloads/istoricheskiy-aspekt-razvitiya-kosvennogo-nalogooblozheniya-v-rossii%20(5).pdf
- Кобылатова, М. Ф. Совершенствование косвенного налогообложения в контексте повышения уровня налоговой дисциплины / М. Ф. Кобылатова, Д. О. Янаков // Пространство экономики. - 2019. - №2-3.
- Козаева О. Т. Косвенные налоги в России и перспективы их развития / О. Т. Козаева, И. В. Сугарова // Пространство экономики. - 2018. - №3-3.
- Кузьмичева, И. А. Налог на добавленную стоимость: проблемы и возможные пути развития / И. А. Кузьмичева, М. А. Быкова // Фундаментальные исследования. - 2017. - №8-4.
- Литвинова, Ю. М. Исполнение обязанности по уплате таможенных платежей: теоретико-правовые аспекты / Ю. М. Литвинова // Ленинградский юридический журнал. - 2017. - №3 (37).
- Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 353 c.
- Лытяков, А. В. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации / А. В. Лытяков, В. Н. Шитов. – Ульяновск. : УлГТУ, 2017. – 147 с.
- Надырова, А. А. Особенности возмещения и оптимизация платежей по НДС организацией / А. А. Надырова // Молодой ученый. - 2017. - №4.2. - С. 134-136.
- Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 541 с.
- Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] http://minfin.ru/ru/
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] https://www.nalog.ru
- Официальный сайт федеральной службы органов статистики [Электронный ресурс] http://www.gks.ru
- Рыкунова В. Л. Перспективы администрирования налога на добавленную стоимость в условиях прозрачности механизмов его исчисления // Концепт. – 2017. – № 12.
- Турбина, Н. М. Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета / Н. М. Турбина, А. Ю. Федорова // Социально-экономические явления и процессы. - 2019. - №7.
Приложение
Приложение 1
Система налогов в РФ
-
Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение/ Н.Г. Дмитриева. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2016. – 213 с. С.24 ↑
-
Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студ. вузов по экон. спец./ И. М. Александров. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2017. - 314 с. С.66 ↑
-
Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 456 с. С.62 ↑
-
Задорогин С.И. Правовое обеспечение оптимизации налогообложения в Российской Федерации// Российский налоговый курьер. - 2018. - с. 55 ↑
-
Майбуров И.А., Абрамов М.Д и др. Налоговая политика. Теория и практика: учеб. для магистрантов / Под ред. И.А. Майбурова. М.: Юнити-Дана, 2018. С. 593 ↑
-
Булетова, Н.Е. Экономика фирмы. Учебное пособие / Н.Е. Булетова, С.А. Карабинцева, С.И. Копылов и др. – Волгоград: Сфера, 2016. – С. 12 ↑
-
Косов М.Е. Региональные и местные налоги / М.Е. Косов, Р.Г. Ахмадеева, В.Ф. Шароф. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 5 ↑
-
Корсаков, М.Н. Экономика, организация и управление на предприятии / Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2017. – С. 84. ↑
-
Барулин, С.В. Налоговый менеджмент. Учебное пособие / С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2019. – С. 305. ↑
-
Косов М.Е. Региональные и местные налоги / М.Е. Косов, Р.Г. Ахмадеева, В.Ф. Шароф. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 227 ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] - http://nkodeksrf.ru/ (дата обращения 1.09.2019) ↑
-
Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С. 15 ↑
-
Корсаков, М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В. и др. Экономика, организация и управление на предприятии / Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2018. – С. 316 ↑
-
Иванов, А.Е. Налоговые мотивы: ненавязчивое исполнение /А.Е. Иванов// Финансы. - 2019. - №19(398). - С. 54 ↑
-
Малый бизнес.ру [Электронный ресурс] - https://www.malyi-biznes.ru/sistemy/osno/nalog-napribyl/ (дата обращения 5.09.2019) ↑
-
Консультант Плюс [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/de10ae8c3bbec326635e411c7df345c1ce715ce5/ (дата обращения 1.09.2019) ↑
-
Налоговые новации 2018 года [Электронный ресурс] Новые правила отчетности по страховым взносам - http://www.klerk.ru/buh/articles/448353/ (дата обращения 8.09.2019) ↑
-
Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студ. вузов по экон. спец./ И. М. Александров. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2017. - 314 с. Ч.64 ↑
-
Ахунова Ш.Н. К проблемам оптимизации налоговой нагрузки субъектов предпринимательства / Ш.Н. Ахунова // Молодой ученый. - 2015. - №2. - С. 246 ↑
-
Садаев П.В., Чаадаева О.В. Анализ основных проблем оптимизации налогообложения в Российской Федерации и пути их решения / П.В. Садаев, О.В. Чаадаева // Актуальные вопросы экономических наук – 2019. – № 41 (2) С. 65 ↑
-
Скрипниченко, В. А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В. А. Скрипниченко. - 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2017. - 464 с. С.73 ↑
-
Бобринев, Р.В., Гулиева Н.Б Принципы налоговой оптимизации / Р.В. Бобринев, Н.Б. Гулиева // Вестник Кемеровского государственного университета – 2019. – №4 (60) – С. 256–260 ↑
-
Киреева Е.Ф. Налогообложение в международной экономической практике: основы организации международного налогообложения: Учеб. пособие. Минск: БГЭУ, 2017. – 210 с. С.65 ↑
-
Садаев П.В., Чаадаева О.В. Анализ основных проблем оптимизации налогообложения в Российской Федерации и пути их решения / П.В. Садаев, О.В. Чаадаева // Актуальные вопросы экономических наук – 2019. – № 41 (2) С. 59 ↑
-
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] http://minfin.ru/ru/ ↑