Файл: Основные задачи учета основных средств предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По первоначальной стоимости элементы основных средств учитываются на балансе предприятия. Поэтому эта стоимость называется еще и балансовой. Этот метод оценки основных средств используется для расчета амортизационных отчислений.

Восстановительная стоимость т.е. стоимость воспроизводства основных фондов в современных условиях, т.е. с учетом протекания научно-технических процессов, инфляционных процессов, воздействия государства на экономические процессы и др. Расчет восстановительной стоимости называется переоценкой основных средств, которая производится сейчас предприятиями: обязательно на начало года, на начало каждого квартала, можно рассчитать и на начало каждого месяца.

Применяется этот метод оценки в основном, для начисления платы за аренду основных фондов и налога на недвижимость.

Остаточная стоимость – оценка основных средств с учетом износа. Различают остаточную первоначальную стоимость и остаточную восстановленную стоимость. Остаточная стоимость – оценка стоимости основных средств, которая еще не перенесена на готовую продукцию. Такая оценка необходима для определения потерь при преждевременном выходе основных средств из строя, для расчета экономической эффективности замены основных средств и др.

Раздел 2

2.1. Задачи основных средств

При организации бухгалтерского учета основных средств исходят из цели и задач управления ими. Цель бухгалтерского учета основных средств - формирование информации, необходимой для управления ими, для осуществления контроля наличия, сохранности, физического состояния, обновления и использования объектов основных средств, а также для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

1. Правильное и своевременное отражение поступления, выбытия и перемещения основных средств, контроль за их наличием и сохранностью в местах эксплуатации.

2. Своевременное и точное исчисление износа основных средств.

3. Определение затрат по ремонту и контроль за рациональным использованием средств, выделенных для этих целей. Выявление неиспользуемых, лишних объектов основных средств, контроль за эффективным использованием резервов, повышение эффективности работы машин, оборудования и других объектов.


4. Оперативное обеспечение необходимой информацией руководства организации о состоянии основных средств путем автоматизации учетно-вычислительных работ на базе современных средств вычислительной техники.

2.2. Аналитический учёт основных средств

Аналитический учёт основных средств ведётся в разрезе отдельных инвентарных объектов.

Инвентарный объект- отдельный предмет (или комплекс предметов), предназначенный для выполнения определённых функций.

Для организации учёта и контроля движения каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер, указываемый на самих объектах путём прикрепления металлического жетона или нанесения краской. Каждой группе основных средств отводится серия номеров исходя из количества числящихся объектов и возможного поступления их в дальнейшем.

Аналитический пообъектный учет основных средств ведётся бухгалтерией предприятия в инвентарных карточках. При одновременном поступлении нескольких одинаковых объектов допускается открытие одной групповой инвентарной карточки с указанием в ней инвентарных номеров, присвоенных каждому объекту. Инвентарные карточки ведутся в одном экземпляре. Обязательные реквизиты инвентарных карточек - наименование объекта, его инвентарный номер, завод-изготовитель, номер акта и дата приёма, первоначальная стоимость, срок полезного использования; способ начисления амортизации; признаки участия или неучастия в предпринимательской деятельности, индивидуальная характеристика объекта.и др. При перемещении объектов внутри предприятия, ремонте, переоценке, выбытии в карточках делаются соответствующие отметки. Может также применяться электронный вариант инвентарной карточки учета основных средств.

Инвентарные карточки регистрируются в описях инвентарных карточек по учёту основных средств и хранятся в картотеке бухгалтерии, где они группируются по классификационным группам, а внутри их - по местам нахождения и видам объектов.

На основании инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты основных средств составляются карточки (ведомости) учета движения основных средств за месяц по видам. Карточки открываются в начале года. В них по каждому виду основных средств отражаются наличие на начало года, поступление и выбытие за месяц, наличие на начало следующего месяца. Итоги записей в карточках (ведомостях) за год используются для заполнения отчётности о движении основных средств.



Каждый объект основных средств закрепляется за материально-ответственным лицом.Учет объектов основных средств по месту их нахождения (эксплуатации) осуществляется в инвентарном списке (инвентарной книге)(ф. № ОС-6б). В них проставляют номер инвентарной карточки и дату ее оформления, инвентарный номер объекта, его полное название и характеристику, первоначальную стоимость и отметки о выбытии (перемещении).

Раздел 3

3.1. Учет поступления основных средств

Основные средства поступают на предприятия и организации в результате приобретения, постройки, перевода молодняка животных во взрослые стада, закладки и принятия в эксплуатацию многолетних насаждений, а также в результате безвозмездного поступления и в результате вклада в уставный фонд организации.

Поступление объектов основных средств отражается следующими первичными документами: акт о приёме передачи объектов основных средств формы ОС-1; акт и приёме передачи групп объектов основных средств формы ОС-1А; накладная на внутренне перемещение объектов основных средств формы ОС-2; акт о приёме сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств формы ОС-3.

Инвентарный аналитический учёт основных средств ведётся в натуральном выражении по инвентарным объектам, под которыми понимается отдельный предмет или комплекс предметов, предназначенный для выполнения определённых функций.

Аналитический учёт ведётся в инвентарных карточках. Применяются следующие виды карточек: инвентарная карточка учёта основных средств (ОС-6); инвентарная карточка группового учёта объектов основных средств (ОС-6А).

На предприятиях, где используется незначительное количество объектов основных средств, вместо инвентарных карточек можно использовать инвентарную книгу учёта объектов основных средств (ОС-6Б).

Для бухгалтерского учёта основных средств на предприятии предназначен активны счёт 01 «Основные средства». По дебету этого счёта отражается поступление основных средств, а по кредиту – выбытие.

Сальдо дебетовое и отражает первоначальную или восстановительную стоимость объектов основных средств. К счёту 01 могут открываться несколько субсчетов.

3.2. Документальное оформление движения основных средств


Документальное оформление движения основных средств рекомендуется производить по формам, утвержденным постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7. Каждую операцию с основными средствами необходимо сопроводить бланками первичных документов.

Унифицированные формы документов не являются обязательным элементом оформления сделок с основными средствами, поскольку сегодня компаниям разрешается сопровождать операции с основными средствами бланками, разработанными самостоятельно. Однако на практике формы для оформления движения основных средств очень удобны и продолжают активно применяться.

Поступление основных средств может совершаться путем покупки, дарения, мены и др. Каждую такую сделку должен сопровождать акт приема-передачи основных средств:

  • ОС-1 используется для принятия к учету различных ОС, за исключением сооружений или зданий;

  • ОС-1а — для принятия к учету зданий (сооружений);

  • ОС-1б — для принятия к учету групп объектов ОС.

Акт приема-передачи необходимо составить в 2 экземплярах: по одному для каждой из сторон сделки. Также к форме бланка нужно приложить всю техническую документацию. Собранный пакет документов сдается в бухгалтерию.

Для приема к учету оборудования, которое будет принято в состав ОС после проведения монтажных работ, необходимо использовать формы:

  • ОС-14 – при оприходовании оборудования, подлежащего монтажу;

  • ОС-15 – при его передаче в монтаж.

Если же в процессе монтажа были выявлены существенные недочеты в оборудовании, препятствующие его использованию, необходимо заполнить бланк по форме ОС-16.

3.3. Учет затрат на ремонт основных средств

Ремонт основных средств – это процесс, в результате которого происходит восстановление эксплуатационных свойств объектов.

Объект основного средств может быть восстановлен двумя способами:

  • с помощью текущего ремонта;

  • с помощью капитального ремонта (реконструкция и модернизация).

Если проводится обычный текущий ремонт, то все сопутствующие расходы списываются в затраты организации в текущем налоговом периоде.

Если же проводится реконструкция и модернизация объекта, то все расходы относятся на увеличение стоимости объекта.

При проведении ремонта основных средств оформляются следующие документы:


  • приказ руководителя, который определяет в отношении каких объектов должны быть проведены работы;

  • дефектная ведомость, в которой указан характер неисправностей и дефектов, требующих проведения ремонтных работ;

  • сметная документация;

  • договор подряда в случае, если привлекаются сторонние лица;

  • акт о приеме-сдаче отремонтированных основных средств форма ОС-3.



3.4. Учет выбытия основных средств

План бухгалтерского учёта (ПБУ) в п. 29 прямо указывает на тот факт, что активы, которые:

  • перестают применяться для производства продукции, оказания услуг, выполнения тех или иных работ;

  • более не используются для реализации управленческих потребностей фирмы;

  • не имеются в наличии по итогам инвентаризации,

должны быть в обязательном порядке списаны с бухгалтерского учета, то есть должна быть произведена процедура выбытия.

Организация утрачивает основные активы по различным возможным причинам:

  • моральный и/или физический износ имущественного фонда;

  • уничтожение в результате чрезвычайной ситуации (аварии, стихийного бедствия, катастрофы и т.п.);

  • непоправимая порча (умышленная либо случайная);

  • хищение основного средства;

  • утрата объекта, выявленная при инвентаризации;

  • совершение сделки купли-продажи, объектом которой выступает ОС;

  • заключение относительно объекта договора дарения или бартера;

  • передача другому юридическому или физическому лицу безвозмездно;

  • основное средство стало вкладом или частью вклада в уставный капитал другого юрлица;

  • подошел срок выкупа для имущества, сданного в аренду на правах лизинга.

Если объект просто был перемещен между структурными подразделениями в рамках одной организации, это не считается выбытием.

Нельзя просто списать основное средство, приняв единоличное решение. Нужно точно установить, что оно более не используется, а восстановление его невозможно или нерентабельно. Это уполномочена сделать только специальная комиссия. Руководитель издает приказ о ее создании, включая в нее в обязательном порядке: