Файл: Основные задачи учета основных средств предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • служащих, несущих ответственность за сохранность инвентаризируемых основных средств;

  • представителей бухгалтерии;

  • сотрудников госинспекций, если нужно.

Комиссия должна осмотреть основное средство и сделать вывод о том, целесообразно ли его дальнейшее применение, а также рассмотреть рентабельность восстановления. В компетенцию комиссии также входят вопросы:

  • формулировки причины выбытия ОС;

  • установление ответственных лиц, если списание придется проводить раньше времени;

  • выяснение возможности реализации или дальнейшего использования отдельных частей актива (например, если речь об оборудовании, его детали могут использоваться в качестве запчастей, отдельные узлы проданы).

Документальным результатом работы комиссии является акт на списание. После списания основных средств акт передается в бухгалтерию, где на его основании делают пометки в инвентарных карточках или специальной инвентарной книге. Эти записи хранятся не менее 5 лет.

Выбытие актива в результате его продажи

Когда основное средство переходит на правах собственности к другому лицу (физическому или юридическому), оно должно уйти с баланса «материнской» фирмы. При этом заключается договор купли-продажи. Кроме этого базового документа, выбытие сопровождается составлением следующих бумаг:

  • накладной;

  • акта приема-передачи основных активов (составляется по типовому образцу № ОС-1).

В бухгалтерии этот процесс проводится следующим образом: счет 01 «Выбытие основных средств» комплектуется соответствующим субсчетом, далее нужно списать сумму амортизации по выбывающему объекту, а остаток его стоимости добавляется в «прочие расходы». В этих расходах также могут отражаться траты, производимые на демонтаж, упаковку и другие действия с основным средством. Проводки:

  • дебет 02 «Амортизация ОС», кредит 01 – добавление в прочие расходы остатка стоимости ОС;

  • дебет 91 «Прочие доходы и расходы», кредит 23 «Вспомогательные производства» – траты на подготовку ОС к продаже (разборка);

  • дебет 91, кредит 44 «Расходы на продажу» – траты на реализацию ОС;

  • дебет 62 «Расчеты с покупателями», кредит 91/1 – проведение продажи (получение дохода от реализации ОС);

  • дебет 91/2, кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начисление НДС.


Выбытие изношенного основного средства

Негодность, выявленная при эксплуатации или инвентаризации, – веская причина для списания ОС. Его производят с помощью составления Акта по форме ОС-4, который подписывает специально созданная комиссия. В акте необходимо отразить следующую информацию:

  • название актива и его инвентарный номер;

  • первоначальная стоимость и начисленная амортизация;

  • причина, по которой средство пришло в негодность;

  • расходы на ликвидацию актива (демонтаж, разборка, вынос и т.п.);

  • доходы, возможно, полученные при выбытии (продажа или использование отдельных частей, узлов, элементов ОС);

  • результат выбытия (первоначальная стоимость минус сумма амортизации плюс расходы на списание минус доходы от списания).

Если списывается автотранспортное средство, настоящий акт составляется по форме ОС-4а и к нему присовокупляется справка, выданная Госинспекцией, о снятии транспорта с учета.

3.5. Порядок отражения в учете и отчетности результатов переоценки основных средств

Переоценка основных средств – это изменение балансовой стоимости в связи с изменением рыночной стоимости. Переоценка основных средств проводится, чтобы установить их верную балансовую стоимость на текущий момент, приблизить балансовую стоимость к рыночной. По результатам переоценки ОС можно дооценить, то есть увеличить стоимость объекта и начисленную амортизацию. Другой вариант – уценить объект, тогда первоначальная стоимость и амортизация уменьшается. С 1 января 2022 года меняется порядок переоценки основных средств из-за нового ФСБУ.

Результатом переоценки основного средства может быть уценка или дооценка. Если ранее учитывали объекты по первоначальной стоимости, а потом перешли на переоцененную, то по всем объектам, кроме инвестиционной недвижимости, отразите суммы:

  • первичной уценки – на счете 91 «Прочие доходы и расходы»;

  • первичной дооценки — на счете 83 «Добавочный капитал».

К этим счетам целесообразно открыть субсчет «Переоценка основных средств». По объектам инвестиционной недвижимости установлены особые правила. Такой порядок следует из пунктов 18 и 19 ФСБУ 6/2020 и Инструкции к плану счетов.



Если ранее проводили переоценку, то по объектам, которые не относятся к инвестиционной недвижимости, включите: сумму дооценки, восстанавливающую суммы уценки активов, ранее признанной как расходы, – в прочие доходы (п. 18 ФСБУ 6/2020); сумму дооценки сверх накопленной уценки отнесите в добавочный капитал (п. 18 ФСБУ 6/2020); сумму уценки в пределах накопленной за прошлые периоды дооценки учтите в уменьшение добавочного капитала; сумму уценки сверх накопленной дооценки включите в прочие расходы в текущем периоде (п. 19 ФСБУ 6/2020).

Для этого можно вести ведомость учета результатов переоценки, в которой отражаются остатки и оборот по этим счетам в разрезе каждого основного средства. Ведение такой ведомости позволит правильно отражать в бухучете результаты от переоценок основных средств.

3.6. Инвентаризация основных средств

Основные задачи при инвентаризации основных средств – это проверка:

  • фактического наличия объектов ОС;

  • технических и эксплуатационных характеристик имеющихся объектов.

Оформление инвентаризации основных средств начинается с составления описей по форме ИНВ-1. Если же в ходе инвентаризации выявлены расхождения между фактическими данными и учетными, то дополнительно оформляется сличительная ведомость по форме ИНВ-18.

До начала инвентаризации основных средств нужно проверить:

  • наличие и состояние инвентарных карточек на объекты ОС;

  • наличие и состояние технических паспортов и иной технической документации на ОС;

  • наличие документов на ОС, сданные в аренду или взятые организацией в аренду или на хранение.

Далее бухгалтерия распечатывает для проведения инвентаризации описи ИНВ-1 отдельно на собственные основные средства и отдельно на арендованные. В описях необходимо заполнить данные о наименовании, назначении ОС, инвентарных номерах, основных технических показателях. Комиссия производит осмотр объектов ОС и заносит в описи ИНВ-1 информацию о фактическом наличии объектов ОС. При инвентаризации недвижимости (здания, сооружения, земельные участки, водоемы) дополнительно проверяется наличие документов, подтверждающих право собственности организации на эти объекты.

Если комиссия выявит объекты, не принятые на учет, либо выявит неверные данные в регистрах бухучета, то в описи надо включить правильные сведения и технические показатели. Неучтенные объекты оцениваются с учетом рыночных цен, износ определяется по действительному техническому состоянию. При этом на выявленные объекты составляются соответствующие акты.


Если выявлены основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, на них составляется отдельная опись с указанием причин непригодности.

Заключение

В условиях перехода предприятия к рынку значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей.

В связи с расширением прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов: основных средств, процессов производства и реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и другое.

Данная работа рассматривает широкий круг вопросов, связанных с организацией ведения учета основных средств. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  • для учета основных средств вследствие их разнообразия по составу и назначению необходима классификация. Наиболее значимой является типовая классификация, на основании которой установлены нормы амортизации, в соответствие с ней ведется учет основных фондов, составляется отчетность о наличии и движении основных средств;

  • независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия, учет основных средств организуется в бухгалтерии в разрезе инвентарных объектов, каждому из них присваивается инвентарный номер;

  • основные средства могут оцениваться как в натуральных, так и в стоимостных показателях;

  • основным счетом, по которому отражается движение основных средств, является счет 01 "Основные средства". При этом перемещение основных фондов внутри хозяйственного органа не оформляется системно, т.е записями по счетам;

  • особенность учета основных средств, в частности выбытия, является определение финансового результата по данной операции с последующим его отнесением либо на прибыль, либо на убытки.

Список использованных источников

  1. Otherreferats.albest.ru

  2. Studopedia.ru

  3. Studfile.net

  4. Nalog-nalog.ru

  5. www.klerk.ru

  6. Assistentus.ru

  7. www.glavbukh.ru

  8. Glavkniga.ru