Файл: Сравнительный анализ различных методов принятия управленческих решений в российских и зарубежных компаниях. (Классификация управленческих решений.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты принятия управленческий решений.

1.1. Понятие управленческого решения.

1.2. Классификация управленческих решений.

1.2. Национальные модели принятия управленческих решений.

1.3. Административная модель

1.4. Политическая модель

Глава 2. Сравнительный анализ различных методов принятия управленческих решений в российских и зарубежных компаниях на примере.

2.1. Краткая характеристика деятельности компании.

2.2. Сравнение японской и американской моделей принятия управленческих решений с практикой российского менеджмента на примере ... (вставить название организации)

2.3. Принятие управленческих решений в американском менеджменте

2.4. Сравнение японской и европейской моделей принятия управленческих решений

2.5.Сравнение американской и европейской моделей принятия управленческих решений

Заключение

Список используемой литературы

Американский индивидуализм в значительной степени проявляется в единоначалии в процессе принятия решений, индивидуальной предприимчивости, в достижении лидерских позиций, индивидуализации в оплате труда каждого руководителя. Ответственность каждого работника четко определена, а каждый руководитель лично несет ответственность за выполнение директивно установленных показателей

Важнейшими областями принятия решений являются определение политики капиталовложений и внедрение новой продукции. Принятие решений в области капиталовложений в США предполагает проведение предварительных расчетов их окупаемости и эффективности. Независимо оттого, какой метод для выработки решения используется фирмой, каждое решение о капиталовложениях должно следовать общей системе планирования и утверждения капиталовложений. Большинство фирм США разрабатывают годовые финансовые планы, которые содержат перечень уже принятых проектов и ожидаемых к финансированию в будущем году. Этот план подготавливается высшим руководством фирмы на основе предложений, разработанных на низовых звеньях.

На основе финансового плана принимаются решения о распределении ресурсов с учетом их сбалансированности. Значительно более гибкая система принятия решений применяется к специальным проектам и уточнению ранее принятых проектов

В управлении американскими компаниями нашло широкое применение партисипативное управление, целью которого является совершенствование использования человеческого потенциала организации. Партисипативное управление предполагает широкое привлечение работников к управлению по следующим направлениям:

- предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;

- привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов его выполнения, организация работ ит. д.);

- предоставление работникам возможности контроля за качеством и количеством выполненной ими работы, реализацией принятых решений;

- участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;

- наделение работников правом создавать рабочие группы по интересам, привязанностям для более эффективного выполнения выработанных решений

Широкое распространение в США получили четыре основные формы привлечения рабочих к процессу принятия решений:

- участие рабочих в процессе принятия управленческих решений по совершенствованию труда и качества продукции на уровне цеха;


- создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих, занимающихся совместной разработкой управленческих решений;

- разработка систем участия в прибыли;

- привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций для выработки более действенных и рациональных решений

В России в управлении предприятиями получает широкое применение активное привлечение работников к совместному управлению и выработке управленческих решений, определению стратегии развития предприятия, что дает возможность осуществить более мягкий переход на новый уровень управления и делает его более эффективным, позволяя получать наибольший объем прибыли и успешно развиваться в рыночной среде.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада также широко применяется практика привлечения работников к участию в управлении и принятию решений. В настоящее время западноевропейским менеджментом разработано и реализуется на практике множество интересных принципов и методик участия подчиненных в процессе подготовки решений. В этом отношении заслуживает внимания система соучастия, сформировавшаяся в Германии под немецким названием Mitbestimmung или английским codetermination. Эта система состоит из трех элементов:

- создание производственных советов на предприятиях;

- включение представителей наемных работников в наблюдательные советы;

- включение «рабочих директоров» в советы управляющих.

Представительство рабочих в советах, комитетах и других органах — нормальная практика для Франции, Бельгии, Голландии, Норвегии, Австрии и других стран.

Исследования показывают, что философия и практика принятия решений немного варьируются в зависимости от страны. Например, известно, что большинство британских организаций являются сильно децентрализованными, поскольку менеджеры высшего уровня обычно не разбираются в технических деталях бизнеса и в принятии решений полагаются на менеджеров среднего звена, которые постоянно сталкиваются с ежедневными техническими проблемами. Французские фирмы работают совсем в другом стиле. Многие менеджеры высшего звена имеют университетское образование и обычно сомневаются, что менеджеры среднего уровня способны принимать правильные решения. В результате принятие решений является централизованным. В Германии процесс принятия решений также в определенной мере централизованный, автократичный и иерархический. Дело в том, что менеджеры немецких компаний больше внимания уделяют вопросам производительности и качества продукции, чем управлению подчиненными, потому в них нет значительного стимула к вовлечению рабочих в процесс принятия решения или даже в поиск исходной информации. Шведские компании в большей степени ориентируются на человеческий фактор и важность взноса каждого работника в деятельность организации, потому процесс принятия решений основан надецентрализации


В последние десятилетия западноевропейские фирмы произвели реорганизацию управления и пересмотрели подходы к разработке и принятию управленческих решений с применением американского опыта, причем они отошли от узкой специализации производства. В разработке управленческих решений, как и в американских компаниях, перераспределили полномочия между участниками производственного процесса. Основной акцент в управлении современными западными компаниями делается на стратегическое планирование и принятие стратегических решений, которые являются следствием разработки долгосрочных целей.

Теория и практика подтверждают, что успешному функционированию предприятия способствует проработанная и обдуманная стратегия, которая помогает предприятию более уверенно и целенаправленно действовать на рынке.

В американском менеджменте в последние годы наметились существенные изменения, которые

обусловили переход к новым структурам управления и перераспределения приоритетов. При принятии решений на первый план выдвинулись задачи стратегического планирования, которое предполагает выработку решений по долгосрочным целям.

В последнее время американцы много усилий тратят на выявление сущности японских методов управления и специфики выработки управленческих решений, внедряют опыт этой страны на своих предприятиях. Отличительной чертой японцев является то, что они ценят и чтут свои обычаи, традиции, культуру, историю и повсеместно применяют их в управлении. Некоторые организационные моменты вполне могли бы быть использованы и в российской практике.

Принятие рациональных управленческих решений, направленных на долгосрочную перспективу, приобретает и для российских предприятий все большее значение. Это связано с развитием новых условий хозяйственной деятельности, диверсификацией производства, усилением конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, а также рядом других не менее важных преобразований. При этом система управления должна быть направлена не просто на достижение установленных финансовых показателей, а на разработку инновационной и стратегической политики предприятия, обеспечивающей его эффективное развитие.

Обзор и анализ зарубежного опыта организации принятия управленческих решений позволяют сделать вывод о том, что прямое перенесение методов и принципов управления этих стран невозможно без учета специфических особенностей России, ее традиций, культурно-исторического развития, менталитета, экономического и политического положения и пр.


Рассматривая зарубежную практику управления и принятия решений, невозможно не остановиться на изучении опыта Китая.

Специфические способы и принципы управления в этой стране привлекают внимание все большего числа ученых и практиков всего мира. С тех пор как Китай вышел на тропу рыночных преобразований, о его перспективах постоянно говорят во всех уголках земного шара

Китайская система управления сложилась в основном за счет объединения опыта других азиатских стран и приспособления его к национальным стандартам. Стремительный рост китайской экономики вызывает беспокойство многих стран мира. Еще сравнительно недавно западные компании нанимали китайцев для выполнения

низкооплачиваемой работы. В настоящее время не исключено, что многим из них в скором будущем придется работать под руководством китайских менеджеров

Сравнение китайской модели менеджмента с другими странами показывает заметные различия по таким показателям, как дистанция власти, соотношение индивидуализма и коллективизма. Значения этих показателей говорят о том, что Китай — государство с высокоразвитым коллективизмом, который оказывает значительное влияние на систему принятия управленческих решений

Китайская модель в значительной степени опирается на семью как главную ценность китайской культуры . В Китае семья — это корпорация. Более того, всю свою работу они строят вокруг семейных отношений, так как отсутствие доверия к людям, с которыми они не связаны узами родства, не позволяет китайцам объединяться в группы или организации. Такие компании являются очень гибкими, и принятие управленческих решений в них осуществляется мгновенно. По сравнению с крупными японскими корпорациями, где существует достаточно громоздкая система принятия решений, небольшие «семейные» компании Китая отвечают постоянно меняющимся условиям рынка и позволяют быстро реагировать на все изменения.

Китайский стиль управления является персонализированным, исторически в Китае решения принимаются на основе личных отношений руководителя с подчиненными, даже если они не его родственники, путем коллективного обсуждения проблем при принятии решений. В то же время решения всегда принимаются единолично, с группой только советуются. При этом группа — это не обычные подчиненные, а советники. Китайский начальник с подчиненными никогда не советуется, у него всегда есть один-два советника. Формально это его заместители, но функционально являются советниками. Впрочем, начальник вправе и не советоваться, когда требуется какое-то экстренное решение.


Принятые решения обычно фиксируются в протоколах, приказах, распоряжениях. Ответственные решения имеет право принимать менеджер в соответствии со своим статусом в управленческой иерархии. Этот статус в любой организации всегда определен, а полномочия тщательно прописаны. В этом отношении много общего с западным менеджментом . В соответствии с древними правилами китайского «искусства власти» только руководитель, он же по совместительству и хозяин,

обладает всей полнотой информации о положении предприятия и скупо делится ею с отдельными служащими сообразно их функции и рангу. Только он один знает о мотивах и целях принятия решений, что позволяет ему поддерживать подобающую дистанцию с работниками. Открытый обмен мнениями и тем более противодействие начальнику — вещи совершенно немыслимые в китайской среде Как показывают социологические исследования, проведенные в Китае, степень влияния персонала китайских предприятий на вышестоящее руководство в полтора раза ниже, нежели аналогичные показатели в Европе и Японии.

Для Китая характерна ощутимая дистанция власти. По сравнению с японской системой, где менеджер после трудового дня может пойти в кафе со своими работниками, китайская система поддерживает дистанцию в отношениях с подчиненными и препятствует возникновению атмосферы непринужденности в коллективе.

Значительную роль в принятии решений в Китае играет система guanxi, что означает «хорошие отношения» [10]. Используя эту систему, китайские менеджеры налаживают контакты с другими менеджерами, с чиновниками и прочими лицами, причем принятие решений, которые опираются не на реальные данные, а на родственные или дружеские связи, наносит урон всей организации. Следствием системы guanxi является довольно частое принятие необъективных решений, не отражающих и не разрешающих проблемы организации.

Китайский чиновник или менеджер принимает решения не спонтанно, а действуя в определенной последовательности. Традиционная последовательность действий по принятию решений состоит из шести этапов:

- сбор информации об управленческой ситуации;

- анализ информации;

- постановка диагноза (направления развития ситуации — ухудшение или улучшение);

- построение прогноза, вытекающего из диагноза;

- определение стратегии, т. е. долгосрочных отношений

Об этом же говорит и А. Ладан генеральный директор компании «Сибирский берег». Его компания владеет долей завода «Фусинкан» в Китае. Система управления на заводе осталась неизменной и представляет собой жестко-иерархичную структуру с традиционной для китайских компаний системой ценностей. Для А. Ладана сотрудники китайского завода являются подчиненными. Об особенностях китайского управления он говорит так: «Китайцы очень трудолюбивые, — говорит Ладан, — но какие-то хитрые. Договорятся о поставках с нами, а потом оказывается, они другой фирме всю продукцию продали». Существует важная особенность, о которой говорят менеджеры «Сибирского берега» - для китайца практически невозможно сказать кому-то неприятную вещь — это считается неприличным. Это касается как обещаний исполнения договоренностей по контракту, так и увольнения работников. По мнению руководителей китайских компаний - гармония внутри коллектива или между партнерами всегда оказывается выше правды. Такой принцип управления нельзя назвать очевидным для подавляющего большинства отечественных менеджеров.