Файл: Организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изменения, внесенные в функциональную классификацию, направлены на:

– переориентацию бюджетных средств на достижение конечных результатов;

– повышение самостоятельности и ответственности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса;

– приведение структуры функциональной классификации в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти (органами местного самоуправления) путем привязки расходов к соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, позволяющее обеспечить повышение прозрачности и эффективности расходов;

– согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и создание предпосылок для введения интегрированного с бюджетной классификацией единого Плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего оценку финансового результата деятельности сектора государственного управления;

– приведение структуры бюджетной классификации в соответствие с экономическим содержанием операций в секторе государственного управления;

– применение признака (главы) администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета (доходы, расходы, источники финансирования дефицитов бюджетов).

Утвержденная функциональная классификация существенно сокращает количество разделов и подразделов (принятая функциональная классификация предусматривает 11 разделов, 84 подраздела (ранее действующая классификация предусматривала 26 разделов) и передает определение целевых статей и видов расходов в ведение субъектов бюджетного планирования.

Самостоятельность определения целевых статей и видов расходов позволит каждому субъекту бюджетного планирования сформулировать новые целевые статьи и виды расходов, соответствующие актуальным задачам развития отрасли и реализации общегосударственных вопросов.

Код функциональной классификации занимает 14 знаков, в том числе: раздел – 2 знака, подраздел – 2 знака, код целевой статьи, включающий программный срез, – 7 знаков и код вида расходов – 3 знака.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации определяет направления расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.


В зависимости от степени влияния на чистую стоимость активов экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации состоит из следующих групп:

200 – Расходы;

300 – Поступление нефинансовых активов;

500 – Поступление финансовых активов;

600 – Выбытие финансовых активов.

Кроме того, настоящая классификация состоит из статей и соответствующих подстатей, отражающих наиболее детальное распределение расходов бюджетов.

Бюджетная классификация в части экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации применяется также для составления и исполнения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Структура кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации включает код администратора источников финансирования дефицитов бюджетов, группу, подгруппу, статью, подстатью, элемент, программу (подпрограмму) и код экономической классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. Код администратора заполняется в соответствии с перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом обеспечивается идентичность указанного признака по доходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Виды источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации подразделяется на группу, подгруппу, статью, подстатью, элемент и программу (подпрограмму).

Элемент источника финансирования дефицитов бюджетов отражает принадлежность источника финансирования бюджета соответствующим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Выделяются следующие коды элементов источника финансирования дефицитов бюджетов:

01 – федеральный бюджет;

02 – бюджет субъекта Российской Федерации;

03 – местный бюджет;

06 – Пенсионный фонд Российской Федерации;

07 – Фонд социального страхования Российской Федерации;



08 – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

09 – территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В рамках классификации программ (подпрограмм) источников финансирования дефицитов бюджетов законодательным актом Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации или решением муниципальных образований производится дальнейшая детализация подстатей источников финансирования дефицитов бюджетов с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов.



1.3 Организация исполнения бюджетов бюджетной системы РФ

Бюджетный кодекс РФ определяет принципы исполнения бюджета:

1. Финансирование осуществляется с единого счета бюджета (все средства бюджетополучателей находятся на едином счете) – принцип единства кассы. Единство кассы состоит в едином расчетном счете хранения данного типа бюджетных средств, с которого перечисляются средства поставщикам ТРУ. Положительные стороны:

– появляется возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования средств. При банковской системе исполнения бюджета такая возможность отсутствовала и финансовые органы могли проводить только последующий контроль, когда средства уже были использованы. Предварительный контроль – контроль над составлением сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. Текущий контроль расходов осуществляется через процедуру подтверждения платежных обязательств. Бюджетные средства можно использовать только после проверки соответствия платежных и иных документов требованиям БК РФ, утвержденным сметам и лимитам бюджетных обязательств.

– минимизируется прохождение средств по расчетным счетам из-за отсутствия операций движения средств между бюджетными учреждениями и органами казначейства.

– появляется возможность перераспределения средств, т.к. средства находятся на счете бюджета в распоряжении органа, исполняющего бюджет. Это позволяет планировать остатки на расчетных счетах при планировании и текущем финансировании, перераспределять и использовать их для финансирования текущих расходов.

2. Учет финансирования ведется в разрезе лицевых счетов, открытых распорядителям и получателям бюджетных средств.

Исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых на едином учетном регистре казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. На лицевом счете отражаются бюджетные средства, которыми вправе распоряжаться владелец счета.

3. Планирование и исполнение бюджета ведется в разрезе детальной бюджетной классификации РФ – принцип прозрачности бюджета.

Для действенного контроля за исполнением бюджета необходимо сделать прозрачным, подконтрольным весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Т.е. все уровни бюджета должны быть более подробными и выполняться гласно по каждому направлению. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. В РФ доходы и расходы всех уровней бюджетов рассматриваются в разрезе единой бюджетной классификации (функциональная, экономическая, ведомственная классификация, и т.д.).


4. Принятие бюджетными учреждениями денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей возможно лишь в пределах, доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.

Бюджетное обязательство – признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью.

Лимит бюджетных обязательств – объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий 3 месяцев. Лимиты бюджетных обязательств ужесточают контроль финансирования, соизмеряя его с реальными доходами бюджета. Максимальная периодичность установления лимитов финансирования – 3 месяца.

Цель использования лимитов (могут утверждаться помесячно или поквартально):

– корректировка объема бюджетных средств, обязательных для расходования в месячный или квартальный срок;

– распределение квартальных объемов бюджетных средств по месяцам.

5. Осуществление регистрации договоров, проведение конкурсов с целью закупок ТРУ для нужд бюджетных учреждений.

Казначейское исполнение бюджет позволяет значительно повышать качество планирования расходов за счет остатков средств на лицевых счетах распорядителей и получателей бюджетных средств в разрезе Бюджетной классификации и по срокам нахождения на счетах неиспользуемых средств. Санкционируя договоры, орган казначейства совместно с финансовым органом оптимизирует планирование расходов по времени, сокращает суммы финансирования по тем статьям, по которым регулярно остаются остатки на счетах.

БК РФ декларирует заключение договоров и проведение конкурсов с целью закупок ТРУ для нужд бюджетных учреждений при закупках на сумму свыше 2000 МРОТ. Проведение конкурсов позволяет:

– минимизировать стоимость закупок;

– минимизировать возможные злоупотребления со стороны руководителей учреждений;

– контролировать закупку ТРУ в соответствии со сметой;

– проверить заключаемые договоры с т. з. их соответствия гражданскому и бюджетному законодательству;

– отследить сроки оплаты по заключенным договорам во избежание роста кредиторской задолженности.

В перспективе планируется все договора, заключаемые бюджетными учреждениями регистрировать и ставить на учет в органах федерального казначейства.