Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уральский федеральный

университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Институт государственного управления

и предпринимательства

Т. М. РЕЗЕР

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Учебно-методическое пособие


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА

Т. М. Резер

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Учебно-методическое пособие Рекомендовано

методическим советом Уральского федерального университета в качестве учебно-методического пособия для студентов вуза, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Екатеринбург Издательство Уральского университета 2018

ББК Х401.02я7 Р341
Рецензенты: кафедра государственного и муниципального управления Уральского государственного экономического университета (заведующий кафедрой Д. Ю. Ноженко);

И. В. Выдрин, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела права Института философии УрО РАН

Резер, Т. М.

Р341 Противодействие коррупции в социальной сфере : учеб.- метод. пособие / Т. М. Резер ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 144 с.

ISBN 978-5-7996-2295-4

В учебно-методическим пособии на примере отечественного и зару­бежного опыта рассматриваются теоретические основы антикоррупци­онных инструментов в социальной сфере. Предложена модель работы по внедрению антикоррупционных мер, а также по организации антикорруп­ционного просвещения в социальных организациях.

Предназначено для бакалавров и магистрантов направления под­готовки «Государственное и муниципальное управление». Может быть использовано в системе повышения квалификации.

ББК Х401.02я7


ISBN 978-5-7996-2295-4
© Уральский федеральный университет, 2018


ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 1

Учебно-методическое пособие 1

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 3

Учебно-методическое пособие Рекомендовано 3

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

Глава 1 ПРИРОДА КОРРУПЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ 13

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 42

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ 50

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 56

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ 84

МОДЕЛЬ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ 102

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 140

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 144

ПРЕДИСЛОВИЕ

В России с 2008 г. реализуются атикоррупционная стратегия и Национальные планы противодействия коррупции. Борьба с кор - рупцией — общегосударственная задача, поэтому Национальные планы противодействия коррупции утверждаются указами прези­дента Российской Федерации.

Проведенный анализ названных правовых актов показывает, что в России действительно создана система противодействия коррупционным правонарушениям. Подтверждением этому слу­жат намеченные мероприятия в Национальных планах противо­действия коррупции, в выполнение которых вовлечены все струк­туры государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная. Системный подход и вовлечение в деятельность по про­тиводействию коррупции органов государственного управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления позволяют говорить о проведении целенаправлен­ной государственной политики.

Однако, даже ограничив до минимума коррупционные про­явления, полного уничтожения коррупции не добилось ни одно современное государство. С чем это связано? К сожалению, анти­коррупционная модель поведения пока не стала социальной нор­мой в повседневной жизнедеятельности человека.

Противостояние коррупции — дело всего российского обще­ства, поэтому противодействие коррупции рассмотрено на при­мере самого большого социального института — системы обра­зования.

В учебно-методическом пособии обобщено правовое, органи­зационное и методическое обеспечение использования специаль­ных знаний при разработке мер, направленных на противодействие коррупции в социальной сфере, проанализированы антикоррупци­онные инструменты.

Образование как социальный институт формирует систему ценностей у граждан страны. От его эффективности зависят уро­вень правовой культуры и нравственные начала общества.

Предлагаемое пособие дополнит и расширит знания обучаю­щихся не только по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», но и по другим направлениям под­готовки в гуманитарной сфере. Особенности издания заключаются в том, что оно включает теоретическую и практическую части. В теоретической части рассмотрена природа коррупции как соци­ально-правового явления на конкретных исторических примерах. В практической части раскрывается суть стратегий противодей­ствия коррупции, рассмотренных с позиции права и организации, приводятся конкретные примеры из зарубежной практики.

В пособии представлена антикоррупционная модель управле­ния, основанная на повышении правосознания работников и нрав­ственно-этических началах управления развитием общества. Особое место отводится изучению антикоррупционного законо­дательства и проведения экспертизы правовых актов как эффек­тивного механизма противодействия коррупции. В достаточном объеме представлены ситуационные задачи и понятийный аппа­рат, в конце пособия имеются приложения — схемы по реализации Национальных планов противодействия коррупции.

Данное учебно-методическое пособие выполнено по плану научно-исследовательских работ на кафедре теории и методоло­гии государственного муниципального управления Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета.

Автор с благодарностью рассмотрит все критические замеча­ния и рекомендации по дальнейшему совершенствованию изда­ния.

Воспитание — дело трудное, и улуч­шение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Сократ

В современном мире коррупция представляет собой серьезную проблему практически для всех государств. В преамбуле Конвенции ООН против коррупции отмечается «серьезность порождаемых кор­рупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому разви­тию и правопорядку», а также то, что «коррупция уже не представ­ляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональ­ное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран»1.

В настоящее время проблема коррупции, подавление различ­ных проявлений и противодействие ее распространению, выработка и практическая реализация эффективной антикоррупционной поли­тики являются предельно острыми и жизненно важными для Рос­сийской Федерации. Пандемия коррупции, доставшаяся новому государству в наследство от СССР, поразила все сферы жизнедея­тельности общества и государства. Коррупция, как ржавчина, разъе­дает не только систему государственной и муниципальной власти,


управление делами государства, но и подрывает моральные и нрав­ственные устои общества. Как показывают современные исследо­вания, в сфере образования коррупция также достигла таких мас­штабов, что не может оставаться в числе второстепенных проблем отрасли. Только на этапе поступления в высшие учебные заведе­ния масштабы коррупции оцениваются в сумме от 520 млн (данные ЮНЕСКО) до 1,5 млрд долл. (данные Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России). Такая же сумма тратится росси­янами на коррупционные платежи за каждый год учебы в образова­тельных организациях высшей профессиональной школы.

Коррумпированность системы образования не только снижает качество самого образования, но и формирует отношение к кор­рупции как к нормальному явлению, причем не только у взрослых, но и у подрастающего поколения. Поэтому противодействие кор­рупции в сфере образования должно иметь приоритетное значение в разных социальных и возрастных группах и на всех уровнях госу­дарственного и муниципального управления. Например, в послед­ние годы произошла трансформация нравственного сознания жен­щин Северного Кавказа, они массово вовлечены в противоправные (коррупционные) отношения. Обыденной практикой стало полу­чение справок об инвалидности детей с целью выплаты государ­ственных пособий (при наличии здоровых детей); оформление документов на получение материнского капитала (при отсутствии детей); оформление документов на ребенка-сироту (при наличии родителей и нормальных условий проживания); сбор медицинских справок на выпускника школы для льготного поступления в вуз и выделения бюджетного места, выплаты социальных стипендий и получения места в общежитии; дача взяток лицам, проводящим ЕГЭ в образовательных организациях, с целью получения выпуск­ником высоких баллов для поступления на бюджетные места в вузы России. Трансформация нравственного сознания граждан на Северном Кавказе позволяет им терпимо относиться к взяточ­ничеству, делая его массовым; существенно снижать требования к выпускникам школ, уровню образования молодых специалистов; получать липовые справки по любым поводам.

ЮНЕСКО опубликовало основные положения Доклада о мас­штабах коррупции в сфере образования в 60 странах мира, под­готовленного Международным институтом планирования образо­вания: коррупция разъедает образование повсеместно и наносит серьезный ущерб системам образования во всем мире. Причинами коррупции признаются общее падение нравов, подмена реальных ценностей мнимыми: вместо знаний — кафедра за деньги и любой диплом в зависимости от суммы.


В России коррупция в сфере образования признается как офици­альными лицами, так и населением. Особая опасность для россий­ского общества кроется в том, что в сознании российского общества и отдельных его представителей («обывателей», рядовых россий­ских граждан) все более укореняется стереотип коррупции не только как этически приемлемая стратегия поведения, но и как поведенче­ский стереотип. Представление же об общественной опасности этого явления размывается. Нижний порог этической терпимости граж­дан к таким проявлениям коррупции, как взяточничество, за которое предусмотрено уголовное наказание, все время повышается.

Коррупция приводит к разрастанию правового и этического нигилизма, снижая уважение к правовым, общественным и эко­номическим институтам, разрушая доверие граждан к представи­тельным и исполнительным органам власти, отечественной судеб­ной системе, правоохранительным структурам.

Коррупция представляет собой многоликое и многомерное явление, которое рассматривается и изучается как экономиче­ская, политическая, социальная и культурная проблема. Ее разно­образные проявления носят в основном латентный характер, что затрудняет изучение и выработку мер противодействия. Изучение и всестороннее исследование общих вопросов теории и практики распространения коррупции и противодействия ее проявлениям, причин и условий, создающих питательную среду для коррупцион­ных преступлений, системный анализ успешных практик, методов и механизмов подавления коррупции требуют участия в этом про­цессе ученых и практических специалистов различных отраслей. Необходимо учитывать и применять на практике положительный

антикоррупционный опыт зарубежных стран — Дании, Сингапура, Канады, Норвегии, Финляндии, Швеции, Швейцарии, Австрии и др.

Все изложенное определило необходимость изучения антикор­рупционной деятельности в социальной сфере, оценки возможно­стей совершенствования ее элементов в России.

Таким образом, актуальность данного учебно-методического пособия была определена рядом факторов:

  • необходимостью анализа коррупции как явления современ­ной политической реальности, ее особенностей, детерминирован­ных глобализацией и либерализацией внешнеэкономических свя­зей и отношений;

  • научно-практической значимостью определения содержа­ния, специфики коррупции в социальной сфере в России, а также необходимостью осмысления отечественного опыта противодей­ствия коррупции;

  • необходимостью рассмотрения государственной антикор­рупционной политики с учетом зарубежного и отечественного опыта противодействия коррупции в различных отраслях.


В последнее время проблеме противодействия коррупции в отечественных и зарубежных научных источниках и официаль­ных документах уделяется повышенное внимание. Можно выде­лить научные труды, авторы которых рассматривают как основные виды и механизмы коррупции с точки зрения норм и институтов права, антикоррупционного законодательства, так и проблемы общественной опасности коррупционных преступлений.

Правовой анализ коррупции проводят в своих рабо­тах Е. И. Голованова2, Г. С. Гончаренко3, А. И. Долгова4,

Н. В. Селихов5 и др. Среди современных российских ученых, чьи труды посвящены проблемам борьбы с коррупцией, можно выде­лить В. В. Астанина6, К. Н. Барциц7, О. Н. Ведерникову8, П. С. Яни9.

В последнее десятилетие появилось довольно много работ, посвященных анализу проблем коррупции в социальной сфере. Так, были опубликованы результаты следующих диссертационных исследований: Э. О. Леонтьевой (Институализация неформаль­ных практик в сфере высшего образования. 2010), Ю. П. Стреб- кова (Коррупционные преступления в сфере образования. 2012), С. П. Плохова (Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере (на примере здравоохранения и образования Волгоградской и Саратовской областей). 2013).

Указанные работы посвящены изучению криминологических и социологических аспектов коррупционной преступности в соци­альной сфере. Однако вопросы криминалистического и судебно­экспертного обеспечения раскрытия и расследования преступле­ний коррупционной направленности, совершаемых в социальной сфере, до сих пор не нашли подробного рассмотрения в научной литературе. В данном контексте важно подчеркнуть, что изучение и противодействие коррупции получили значительный импульс после утверждения президентом Российской Федерации 13 апреля 2010 г. Национальной стратегии противодействия коррупции, при­нятия пакета федеральных антикоррупционных законов 2008 г.