Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 268
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уральский федеральный
университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Институт государственного управления
и предпринимательства
Т. М. РЕЗЕР
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Учебно-методическое пособие
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА
Т. М. Резер
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Учебно-методическое пособие Рекомендовано
методическим советом Уральского федерального университета в качестве учебно-методического пособия для студентов вуза, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Екатеринбург Издательство Уральского университета 2018
ББК Х401.02я7 Р341
Рецензенты: кафедра государственного и муниципального управления Уральского государственного экономического университета (заведующий кафедрой Д. Ю. Ноженко);
И. В. Выдрин, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела права Института философии УрО РАН
Резер, Т. М.
Р341 Противодействие коррупции в социальной сфере : учеб.- метод. пособие / Т. М. Резер ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 144 с.
ISBN 978-5-7996-2295-4
В учебно-методическим пособии на примере отечественного и зарубежного опыта рассматриваются теоретические основы антикоррупционных инструментов в социальной сфере. Предложена модель работы по внедрению антикоррупционных мер, а также по организации антикоррупционного просвещения в социальных организациях.
Предназначено для бакалавров и магистрантов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление». Может быть использовано в системе повышения квалификации.
ББК Х401.02я7
ISBN 978-5-7996-2295-4
© Уральский федеральный университет, 2018
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 1
Учебно-методическое пособие 1
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 3
Учебно-методическое пособие Рекомендовано 3
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
Глава 1 ПРИРОДА КОРРУПЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ 13
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 42
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ 50
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 56
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ 84
МОДЕЛЬ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ 102
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 140
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 144
ПРЕДИСЛОВИЕ
В России с 2008 г. реализуются атикоррупционная стратегия и Национальные планы противодействия коррупции. Борьба с кор - рупцией — общегосударственная задача, поэтому Национальные планы противодействия коррупции утверждаются указами президента Российской Федерации.
Проведенный анализ названных правовых актов показывает, что в России действительно создана система противодействия коррупционным правонарушениям. Подтверждением этому служат намеченные мероприятия в Национальных планах противодействия коррупции, в выполнение которых вовлечены все структуры государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная. Системный подход и вовлечение в деятельность по противодействию коррупции органов государственного управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления позволяют говорить о проведении целенаправленной государственной политики.
Однако, даже ограничив до минимума коррупционные проявления, полного уничтожения коррупции не добилось ни одно современное государство. С чем это связано? К сожалению, антикоррупционная модель поведения пока не стала социальной нормой в повседневной жизнедеятельности человека.
Противостояние коррупции — дело всего российского общества, поэтому противодействие коррупции рассмотрено на примере самого большого социального института — системы образования.
В учебно-методическом пособии обобщено правовое, организационное и методическое обеспечение использования специальных знаний при разработке мер, направленных на противодействие коррупции в социальной сфере, проанализированы антикоррупционные инструменты.
Образование как социальный институт формирует систему ценностей у граждан страны. От его эффективности зависят уровень правовой культуры и нравственные начала общества.
Предлагаемое пособие дополнит и расширит знания обучающихся не только по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», но и по другим направлениям подготовки в гуманитарной сфере. Особенности издания заключаются в том, что оно включает теоретическую и практическую части. В теоретической части рассмотрена природа коррупции как социально-правового явления на конкретных исторических примерах. В практической части раскрывается суть стратегий противодействия коррупции, рассмотренных с позиции права и организации, приводятся конкретные примеры из зарубежной практики.
В пособии представлена антикоррупционная модель управления, основанная на повышении правосознания работников и нравственно-этических началах управления развитием общества. Особое место отводится изучению антикоррупционного законодательства и проведения экспертизы правовых актов как эффективного механизма противодействия коррупции. В достаточном объеме представлены ситуационные задачи и понятийный аппарат, в конце пособия имеются приложения — схемы по реализации Национальных планов противодействия коррупции.
Данное учебно-методическое пособие выполнено по плану научно-исследовательских работ на кафедре теории и методологии государственного муниципального управления Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета.
Автор с благодарностью рассмотрит все критические замечания и рекомендации по дальнейшему совершенствованию издания.
Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.
Сократ
В современном мире коррупция представляет собой серьезную проблему практически для всех государств. В преамбуле Конвенции ООН против коррупции отмечается «серьезность порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку», а также то, что «коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран»1.
В настоящее время проблема коррупции, подавление различных проявлений и противодействие ее распространению, выработка и практическая реализация эффективной антикоррупционной политики являются предельно острыми и жизненно важными для Российской Федерации. Пандемия коррупции, доставшаяся новому государству в наследство от СССР, поразила все сферы жизнедеятельности общества и государства. Коррупция, как ржавчина, разъедает не только систему государственной и муниципальной власти,
управление делами государства, но и подрывает моральные и нравственные устои общества. Как показывают современные исследования, в сфере образования коррупция также достигла таких масштабов, что не может оставаться в числе второстепенных проблем отрасли. Только на этапе поступления в высшие учебные заведения масштабы коррупции оцениваются в сумме от 520 млн (данные ЮНЕСКО) до 1,5 млрд долл. (данные Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России). Такая же сумма тратится россиянами на коррупционные платежи за каждый год учебы в образовательных организациях высшей профессиональной школы.
Коррумпированность системы образования не только снижает качество самого образования, но и формирует отношение к коррупции как к нормальному явлению, причем не только у взрослых, но и у подрастающего поколения. Поэтому противодействие коррупции в сфере образования должно иметь приоритетное значение в разных социальных и возрастных группах и на всех уровнях государственного и муниципального управления. Например, в последние годы произошла трансформация нравственного сознания женщин Северного Кавказа, они массово вовлечены в противоправные (коррупционные) отношения. Обыденной практикой стало получение справок об инвалидности детей с целью выплаты государственных пособий (при наличии здоровых детей); оформление документов на получение материнского капитала (при отсутствии детей); оформление документов на ребенка-сироту (при наличии родителей и нормальных условий проживания); сбор медицинских справок на выпускника школы для льготного поступления в вуз и выделения бюджетного места, выплаты социальных стипендий и получения места в общежитии; дача взяток лицам, проводящим ЕГЭ в образовательных организациях, с целью получения выпускником высоких баллов для поступления на бюджетные места в вузы России. Трансформация нравственного сознания граждан на Северном Кавказе позволяет им терпимо относиться к взяточничеству, делая его массовым; существенно снижать требования к выпускникам школ, уровню образования молодых специалистов; получать липовые справки по любым поводам.
ЮНЕСКО опубликовало основные положения Доклада о масштабах коррупции в сфере образования в 60 странах мира, подготовленного Международным институтом планирования образования: коррупция разъедает образование повсеместно и наносит серьезный ущерб системам образования во всем мире. Причинами коррупции признаются общее падение нравов, подмена реальных ценностей мнимыми: вместо знаний — кафедра за деньги и любой диплом в зависимости от суммы.
В России коррупция в сфере образования признается как официальными лицами, так и населением. Особая опасность для российского общества кроется в том, что в сознании российского общества и отдельных его представителей («обывателей», рядовых российских граждан) все более укореняется стереотип коррупции не только как этически приемлемая стратегия поведения, но и как поведенческий стереотип. Представление же об общественной опасности этого явления размывается. Нижний порог этической терпимости граждан к таким проявлениям коррупции, как взяточничество, за которое предусмотрено уголовное наказание, все время повышается.
Коррупция приводит к разрастанию правового и этического нигилизма, снижая уважение к правовым, общественным и экономическим институтам, разрушая доверие граждан к представительным и исполнительным органам власти, отечественной судебной системе, правоохранительным структурам.
Коррупция представляет собой многоликое и многомерное явление, которое рассматривается и изучается как экономическая, политическая, социальная и культурная проблема. Ее разнообразные проявления носят в основном латентный характер, что затрудняет изучение и выработку мер противодействия. Изучение и всестороннее исследование общих вопросов теории и практики распространения коррупции и противодействия ее проявлениям, причин и условий, создающих питательную среду для коррупционных преступлений, системный анализ успешных практик, методов и механизмов подавления коррупции требуют участия в этом процессе ученых и практических специалистов различных отраслей. Необходимо учитывать и применять на практике положительный
антикоррупционный опыт зарубежных стран — Дании, Сингапура, Канады, Норвегии, Финляндии, Швеции, Швейцарии, Австрии и др.
Все изложенное определило необходимость изучения антикоррупционной деятельности в социальной сфере, оценки возможностей совершенствования ее элементов в России.
Таким образом, актуальность данного учебно-методического пособия была определена рядом факторов:
-
необходимостью анализа коррупции как явления современной политической реальности, ее особенностей, детерминированных глобализацией и либерализацией внешнеэкономических связей и отношений; -
научно-практической значимостью определения содержания, специфики коррупции в социальной сфере в России, а также необходимостью осмысления отечественного опыта противодействия коррупции; -
необходимостью рассмотрения государственной антикоррупционной политики с учетом зарубежного и отечественного опыта противодействия коррупции в различных отраслях.
В последнее время проблеме противодействия коррупции в отечественных и зарубежных научных источниках и официальных документах уделяется повышенное внимание. Можно выделить научные труды, авторы которых рассматривают как основные виды и механизмы коррупции с точки зрения норм и институтов права, антикоррупционного законодательства, так и проблемы общественной опасности коррупционных преступлений.
Правовой анализ коррупции проводят в своих работах Е. И. Голованова2, Г. С. Гончаренко3, А. И. Долгова4,
Н. В. Селихов5 и др. Среди современных российских ученых, чьи труды посвящены проблемам борьбы с коррупцией, можно выделить В. В. Астанина6, К. Н. Барциц7, О. Н. Ведерникову8, П. С. Яни9.
В последнее десятилетие появилось довольно много работ, посвященных анализу проблем коррупции в социальной сфере. Так, были опубликованы результаты следующих диссертационных исследований: Э. О. Леонтьевой (Институализация неформальных практик в сфере высшего образования. 2010), Ю. П. Стреб- кова (Коррупционные преступления в сфере образования. 2012), С. П. Плохова (Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере (на примере здравоохранения и образования Волгоградской и Саратовской областей). 2013).
Указанные работы посвящены изучению криминологических и социологических аспектов коррупционной преступности в социальной сфере. Однако вопросы криминалистического и судебноэкспертного обеспечения раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности, совершаемых в социальной сфере, до сих пор не нашли подробного рассмотрения в научной литературе. В данном контексте важно подчеркнуть, что изучение и противодействие коррупции получили значительный импульс после утверждения президентом Российской Федерации 13 апреля 2010 г. Национальной стратегии противодействия коррупции, принятия пакета федеральных антикоррупционных законов 2008 г.