Файл: Программа социально педагогической направленности Музейное дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

ЦР «Поколение»


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности

«Музейное дело»

Возраст обучающихся:11 – 14 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:

Ханжина Н.В.,

учитель МКОУ СОШ с.Кулыги

Сосновка, 2020
Пояснительная записка

Рабочая программа школьного кружка «Музейное дело» составлена на основе:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- Основной образовательной программы основного общего образования;

- Авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Направленность программы. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу «Музейное дело» в рамках учебно-воспитательного процесса .

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в выставках, экспозициях по истории , культуре родного края, своей школы, участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ.

Музейная комната – одно из приоритетных направлений в работе «Музейного дела». Музейная комната в школе рассматривается как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.

Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села

Актуальность программы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.


Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 68 часов.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45мин. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Возраст обучающихся: от 11 до 14 лет.

Количество обучающихся в группе: 12 человек

Цель:

- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи:

- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся

- развивать творческие способности

- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать чувства любви к родному краю

- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм

- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края

- формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.
Планируемые результаты

Личностные результаты.

В рамках когнитивного компонента:

- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, области, России как основополагающим ценностям;

- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Кулыги.

- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках эмоционального компонента:

- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.



- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:

- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

- сформируются представление о музееведение как о науке;

- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.


Учебно-тематический план программы «Музейное дело»



Наименование темы

Часы

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

2







Основы музееведения


2

Обзорная экскурсия по школьному музею

2

1

1

3

Беседа на тему «музейный экспонат, его

значимость. Экспонат как носитель

информации. Сохранность экспоната»


1

1




4

Музейная терминология как азбука

музейного дела (лекция)


1

1




5

Музейные фонды и их комплектование

(лекция, семинар)


2

1

1

6

Основные формы учёта и хранения

музейных фондов (лекция, семинар)


4

2

2

7

Беседа на тему «Документ.

Документальная информация.

Подлинность документа. Копия

документа. Информация, содержащаяся

в документе. Отношение к документу,

как к источнику информации»


2

1

1




Итого:

14

9

5

История края, села, школы.


1

Экскурсия на тему «страницы истории

края, села, школы»

2

1

1

2

Сбор информации по истории края, города и школы

3

1

2

3

Посещение историко-этнографического музея

2




2

4

Обновление музейных стендов

4




4

5

Сбор информации о родственниках учащихся, педагогов сражавшихся на фронтах Красной армии

4

2

2

6

Встреча с ветеранами педагогического труда, детьми войны


2




2

7

Создание презентаций, подготовка докладов «Земляки – Герои Советского Союза»

4

2

2

8

Презентация докладов на тему: «Земляки – Герои Советского Союза»

3




3

9

Экскурсия «Земляки – Герои Советского Союза»

1




1

10

Лекция на тему «Города-герои»

1

1




11

Лекция на тему «Города воинской славы России»

1

1




12

Сбор информации о памятниках города Вятские Поляны, их описание

3

2

1

13

Выездная экскурсия по городу на тему «Памятники нашего города»

2




2

14

Подготовка и оформление собранного материала, фотографий на тему «Памятники нашего города»

3




3

15

Урок нравственности на тему «Величие подвига народа-победителя в Великой Отечественной войне».

1




1




Итого:

36

10

26

Исследовательская деятельность в области истории, краеведения

1

Занятия по подготовке исследовательских рефератов

6

3

2

2

Занятия по подготовке исследовательских работ

6

4

3

3

Зачетные занятия: защита исследовательских рефератов

3

1

2

4

Зачетные занятия: защита исследовательских работ

3

1

2




Итого:

18

9

9




Итого всего:

68

28

40



Содержание программы

1 Введение

Определение понятий: «музей», «школьный музей». Музей как хранитель и пропагандист лучших традиций. Музей разных типов и принципов работы.

Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей.

2 Основы музееведения

- Музейная терминология.

Музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.

Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.

Практическая работа:

1.Составление словарика музейных терминов.

2.Знакомство с экспозицией музея.

3.Работа над имиджем «экскурсовод»: костюм.

- Музейные фонды и их комплектование. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Аудивизуальные средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.

Практическая работа:

1.Знакоство с фондами музея.

2.Оформление картотеки фонда.

3.Работа над имиджем, «экскурсовод»; место экскурсовода.

4.Написание текста экскурсии.

- Основные формы учёта.

Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации. Хранение музейных фондов. Ответственность за сохранность музейных коллекций. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.

Практическая работа:

1.Работа над имиджем «экскурсовод»: речь.Музейные занятия с пятым классом: «Правила поведения в музее», «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Какие бывают музеи»

История края, села, школы.
Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – защитники Отечества. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами.


Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание стенда «Золотые и серебряные медалисты школы».
3 Формы работы в музее

- Научно-просветительская работа

Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Урок - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина. Игровые программы: «Звёздный час», «Счастливый случай», «Поле чудес», КВН, «Умники и умницы». Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, экспозиционер, хранитель фондов, реставратор.

Практическая работа:

1.Написание сценария одной из игровых программ (по желанию).

2.Работа над имиджем «экскурсовод»: оснащённость.

- Поисковая работа

Актуальность проблемы. Сбор документальных памятников, их учёт. Знакомство с «книгой памяти» (областной), начало работы над «Книгой уважаемых учителей». Оформление каталога публикаций.

Практическая работа:

1.Сбор материала по уважаемым учителям школы.

2.Оформление «Книги уважаемых учителей ».

3.Репетиции экскурсий.

4.Работа над имиджем «экскурсовод»: вербальные и невербальные средства общения.

- Оформление выставок

Планирование. Отбор экспозиционного материала. Заголовки к разделам. Композиционное построение.

Практическая работа:

1.Оформление тематических выставок в течении года.
Заключение.

Музейная педагогика дает возможность: 
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; 
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; 
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; 
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; 
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; 
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.