Файл: Программа социально педагогической направленности Музейное дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
ЦР «Поколение»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности
«Музейное дело»
Возраст обучающихся:11 – 14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Ханжина Н.В.,
учитель МКОУ СОШ с.Кулыги
Сосновка, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа школьного кружка «Музейное дело» составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Основной образовательной программы основного общего образования;
- Авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Направленность программы. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу «Музейное дело» в рамках учебно-воспитательного процесса .
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в выставках, экспозициях по истории , культуре родного края, своей школы, участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ.
Музейная комната – одно из приоритетных направлений в работе «Музейного дела». Музейная комната в школе рассматривается как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села
Актуальность программы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общая продолжительность обучения составляет 68 часов.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45мин. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Возраст обучающихся: от 11 до 14 лет.
Количество обучающихся в группе: 12 человек
Цель:
- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Задачи:
- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся
- развивать творческие способности
- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать чувства любви к родному краю
- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм
- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края
- формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.
Планируемые результаты
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:
- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, области, России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Кулыги.
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.
Учебно-тематический план программы «Музейное дело»
№ | Наименование темы | Часы | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 2 | 2 | |
| Основы музееведения | |||
2 | Обзорная экскурсия по школьному музею | 2 | 1 | 1 |
3 | Беседа на тему «музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната» | 1 | 1 | |
4 | Музейная терминология как азбука музейного дела (лекция) | 1 | 1 | |
5 | Музейные фонды и их комплектование (лекция, семинар) | 2 | 1 | 1 |
6 | Основные формы учёта и хранения музейных фондов (лекция, семинар) | 4 | 2 | 2 |
7 | Беседа на тему «Документ. Документальная информация. Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации» | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 14 | 9 | 5 |
История края, села, школы. | ||||
1 | Экскурсия на тему «страницы истории края, села, школы» | 2 | 1 | 1 |
2 | Сбор информации по истории края, города и школы | 3 | 1 | 2 |
3 | Посещение историко-этнографического музея | 2 | | 2 |
4 | Обновление музейных стендов | 4 | | 4 |
5 | Сбор информации о родственниках учащихся, педагогов сражавшихся на фронтах Красной армии | 4 | 2 | 2 |
6 | Встреча с ветеранами педагогического труда, детьми войны | 2 | | 2 |
7 | Создание презентаций, подготовка докладов «Земляки – Герои Советского Союза» | 4 | 2 | 2 |
8 | Презентация докладов на тему: «Земляки – Герои Советского Союза» | 3 | | 3 |
9 | Экскурсия «Земляки – Герои Советского Союза» | 1 | | 1 |
10 | Лекция на тему «Города-герои» | 1 | 1 | |
11 | Лекция на тему «Города воинской славы России» | 1 | 1 | |
12 | Сбор информации о памятниках города Вятские Поляны, их описание | 3 | 2 | 1 |
13 | Выездная экскурсия по городу на тему «Памятники нашего города» | 2 | | 2 |
14 | Подготовка и оформление собранного материала, фотографий на тему «Памятники нашего города» | 3 | | 3 |
15 | Урок нравственности на тему «Величие подвига народа-победителя в Великой Отечественной войне». | 1 | | 1 |
| Итого: | 36 | 10 | 26 |
Исследовательская деятельность в области истории, краеведения | ||||
1 | Занятия по подготовке исследовательских рефератов | 6 | 3 | 2 |
2 | Занятия по подготовке исследовательских работ | 6 | 4 | 3 |
3 | Зачетные занятия: защита исследовательских рефератов | 3 | 1 | 2 |
4 | Зачетные занятия: защита исследовательских работ | 3 | 1 | 2 |
| Итого: | 18 | 9 | 9 |
| Итого всего: | 68 | 28 | 40 |
Содержание программы
1 Введение
Определение понятий: «музей», «школьный музей». Музей как хранитель и пропагандист лучших традиций. Музей разных типов и принципов работы.
Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей.
2 Основы музееведения
- Музейная терминология.
Музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.
Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.
Практическая работа:
1.Составление словарика музейных терминов.
2.Знакомство с экспозицией музея.
3.Работа над имиджем «экскурсовод»: костюм.
- Музейные фонды и их комплектование. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Аудивизуальные средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.
Практическая работа:
1.Знакоство с фондами музея.
2.Оформление картотеки фонда.
3.Работа над имиджем, «экскурсовод»; место экскурсовода.
4.Написание текста экскурсии.
- Основные формы учёта.
Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации. Хранение музейных фондов. Ответственность за сохранность музейных коллекций. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.
Практическая работа:
1.Работа над имиджем «экскурсовод»: речь.Музейные занятия с пятым классом: «Правила поведения в музее», «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Какие бывают музеи»
История края, села, школы.
Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.
Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – защитники Отечества. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами.
Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.
Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.
Практические занятия: поиск и обработка документов; создание стенда «Золотые и серебряные медалисты школы».
3 Формы работы в музее
- Научно-просветительская работа
Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Урок - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина. Игровые программы: «Звёздный час», «Счастливый случай», «Поле чудес», КВН, «Умники и умницы». Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, экспозиционер, хранитель фондов, реставратор.
Практическая работа:
1.Написание сценария одной из игровых программ (по желанию).
2.Работа над имиджем «экскурсовод»: оснащённость.
- Поисковая работа
Актуальность проблемы. Сбор документальных памятников, их учёт. Знакомство с «книгой памяти» (областной), начало работы над «Книгой уважаемых учителей». Оформление каталога публикаций.
Практическая работа:
1.Сбор материала по уважаемым учителям школы.
2.Оформление «Книги уважаемых учителей ».
3.Репетиции экскурсий.
4.Работа над имиджем «экскурсовод»: вербальные и невербальные средства общения.
- Оформление выставок
Планирование. Отбор экспозиционного материала. Заголовки к разделам. Композиционное построение.
Практическая работа:
1.Оформление тематических выставок в течении года.
Заключение.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.