Файл: Курсовая работа управление запасами с фиксированной партией поставки.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 279
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Альметьевский торгово-экономический техникум»
Допустить к защите
Председатель ЦК
______________________
«___»_____________20__г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Управление запасами с фиксированной партией поставки
Специальность: 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Выполнил: студент 214а группы
__________Игошин Я.П.
Научный руководитель:
_________Зарипова Г.А.
Альметьевск, 2023
Содержание
Введение .......................................................................................................................3
-
Теоретические основы управления запасами в цепях поставок .....................5-
Запасы в логистике: сущность, классификация, причины создания ............ 5 -
Процесс управления запасами в звеньях цепей поставок .............................13 2 Анализ системы управления запасами в АО «Тольяттихлеб» ............................25
-
-
Организационно-экономическая характеристика АО «Тольяттихлеб».......25 -
Анализ системы управления запасами на предприятии ...............................34
Заключение ................................................................................................................ 40
Список использованных источников....................................................................... 42
Приложение А ........................................................................................................... 44
Введение
Одно из основных условий успешного функционирования предприятия заключается в эффективной организации использования производственных запасов, являющихся самой значительной частью оборотного капитала. Инфляция, низкий уровень платежеспособности и другие негативные факторы способствуют изменению политики многих предприятий по отношению к производственным запасам, обосновывают необходимость поиска новых источников пополнения, изучения проблемы эффективности их использования, в связи с чем для большинства отечественных предприятий различные способы рационального использования имеющихся ресурсов средств, одно из которых - определение оптимальной величины производственных запасов, - приобретают все большую значимость.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что эффективное управление запасами в цепях поставок - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации его конкурентных преимуществ.
Проблемам внутренней логистики и управления запасами посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные ученые: Б.А. Аникин, А.М. Гаджинский, В.В. Дыбская, В.В. Лукинский, М. Р. Линдерс, Л.Б. Миротин, Ю.М. Неруш, А.Н. Стерлигова и другие.
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по эффективному управлению запасами предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
проанализировать теоретические основы управления запасами в цепях поставок; -
дать организационно-экономическую характеристику АО «Тольяттихлеб»; -
выявить проблемы в организации управления запасами на предприятии;
Объектом исследования является АО «Тольяттихлеб», основным видом деятельности которого является производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, предметом - управление запасами на предприятии.
Общей теоретической и методической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления запасами в цепях поставок. При обработке результатов исследования применялись методы логического, сравнительного, структурного, системного, экономического и статистического анализов.
Информационной базой для проведения анализа являются данные учета хозяйственной деятельности АО «Тольяттихлеб».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
-
Теоретические основы управления запасами в цепях поставок
1.1 Запасы в логистике: сущность, классификация, причины создания
Материально-производственные запасы представляют собой существенную долю оборотных активов организации.
Наиболее общая формулировка понятия запасов представлена в книге «Логистика» А. М. Гаджинского: «Материальные запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственнотехнического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления» [4]. Иными словами, запас – это то, что приготовлено, собрано для дальнейшего потребления.
Товарно-материальные ценности, за счет которых происходит формирование запасов в логистике, группируются в зависимости от этапа бизнес-процесса следующим образом (см. рис. 1.1) [2].
Рисунок 1.1 – Состав запасов в логистике
В группу «Сырье и материалы» включаются товарно-материальные ценности, поступающие на вход звена цепи поставки.
Отличительная особенность товарно-материальных ценностей группы «Сырье и материалы» заключается в их использовании в производственном процессе и значении исходных составляющих для производственного процесса. Данной группой запасов определяется состав товарно-материальных ценностей, необходимых для формирования материальных потоков в снабжении.
Следующая группа товарно-материальных ценностей является «Незавершенное производство» (semifinished goods), представляющая собой совокупность товарно-материальных ценностей, находящихся в рамках технологических процессов производства готовой продукции. Незавершенное производство имеется на всех производственных предприятиях, так как в любой момент времени определенная часть товарноматериальных ценностей находится либо в процессе, либо между выполнением операций технологической обработки.
Существенной долей незавершенного производства обладают оптовые компании, логистические посредники или операторы, в случае предоставления этими компаниями услуг по грузопереработке, упаковке, затариванию и пр., являющихся для перечисленных организаций производственным процессом. Группой незавершенного производства происходит формирование материальных потоков в производстве.
Третьей группой является «Готовая продукция», состоящая из товарно-материальных ценностей, полностью готовых к реализации. Готовая продукция от незавершенного производства отличается следующими характеристиками (см. рис. 1.2).
Невыполнение одного из представленных условий свидетельствует о том, что товарно-материальные ценности по-прежнему относятся к группе незавершенного производства.
Рисунок 1.2 – Отличительные особенности готовой продукции
Образованные в процессе производства продукции, добычи или обогащении полезных ископаемых в виде побочных продуктов, очистки и прочих действиях товарно-материальные ценности, которые полностью или частично утратили потребительские качества, формируют группу «Отходы». Как правило, на практике при накоплении отходов их для
транспортируют на другие производства, утилизацию, переработку или захоронение [8].
Как показывает практика, распространенной классификацией запасов также является их группирование по следующим признакам: место нахождения, время и функция запасов (см. рис. 1.3).
Группирование запасов по месту нахождения производится следующим образом [14].
Все материальные запасы, имеющиеся в производстве, определяются как совокупные. В их состав входят запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, деталей, готовых изделий, а также запасных частей для ремонта средств производства.
Рисунок 1.3 - Классификация материальных запасов
Совокупные запасы, в свою очередь, разделяются на группы производственных и товарных запасов. Формирование производственных запасов осуществляется в организациях-потребителях, товарные запасы находятся у организаций-изготовителей на складах с готовой продукции, а также в каналах сферы обращения.
По исполняемой функции запасы подразделяются на группы:
1. страховые запасы, предназначенные:
-
для нейтрализации обычных колебаний спроса (изменение темпов продаж); -
для предотвращения отклонений в поставках (по длительности цикла поставки);
2. подготовительные запасы:
-
для достижения уровня сезонного спроса потребителя, прогнозируемого увеличения продаж, при проведении программ стимулирования сбыта; -
при запланированных перерывах в производственном процессе поставщика; -
при проведении плановых ремонтных работ на предприятии и т. п.;
3. ограждающие запасы на предприятии:
-
для устранения последствий неконтролируемых будущих событий (забастовки работников, политически нестабильная ситуация в стране-поставщике необходимого сырья и др.); -
для страховки от повышения цены, на сырье и комплектующие, поставщиком;
4. транспортные запасы:
-
материалы и продукцию в пути, при перемещении ее по местам хранения, к заказчику или грузополучателю;
-
цикловые запасы, формирование которых направлено на экономию времени работы оборудования предприятия с ограниченным ресурсом времени; -
технологический запас в незавершенном производстве, характеризующий количество запасов, находящихся в процессе преобразования из одной формы в другую, т. е. это изделия, прошедшие определенные стадии производственного процесса и не достигшие на данный момент времени необходимым операциям технологического маршрута [9].
Классификация запасов по времени предполагает выделение различных количественных уровней запасов.
Максимальный желательный запас характеризует размер запаса, экономически целесообразного в данной системе управления запасами, причем данный вид запаса может быть выше обычного. В разных системах управления максимальный желательный запас используется в качестве ориентира при определении оптимального размера последующих поставок.
Применение порогового уровня запаса осуществляется при определении временных параметров оформления последующего заказа.
Текущий запас соответствует необходимому уровню запаса на каждом из этапов производственного процесса. Он может сравняться с максимальным желательным запасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом.
Гарантийный запас аналогичен страховому запасу в классификации запасов по их роли в производственном процессе. Он предназначен для непрерывного снабжения покупателя в случае непредвиденных обстоятельств.
Так же выделяют неликвидные запасы – товарно-материальные ценности, неиспользуемые в производственном процессе на протяжении длительного периода. Как правило, их образование связано с ухудшением качества товаров во период хранения моральным износом [19].
Таким образом, изложенное выше позволяет заключить, что в настоящее время в научной литературе исследуемая категория описана достаточно полно и подробно, однако при анализе сущности и значения запасов, целесообразно определить степень их необходимости для предприятия.
Товарно-материальные ценности в запасе находятся в ожидании потребления, вследствие чего, товарно-материальные ценности в звене логистической системы или цепи поставки на определенной территории (склада, кладовой, площади хранения и т.п.) характеризуются состоянием относительного покоя. С одной стороны, образование запаса происходит посредством пополнения товарно-материальных ценностей входящим материальным потоком (поставками), с другой стороны – за счет отгрузок (поставок, продаж, реализации), формирующих выходящий материальный поток звена, содержащего запас [17].
Как известно, главная цель создания запаса заключается в обслуживании заказов потребляющего звена (потребителя, клиента, покупателя), в связи с чем в случае полного совпадения характеристик входящего материального потока с характеристиками выходящего материального потока, запас не образуется, т.к. входящие товароматериальные ценности без временных задержек передаются потребителю. В данном случае осуществляется реализация принципа поставки «точно в срок». Следовательно, образование запаса в цепях поставок происходит исключительно в случае, когда требования потребителя не могут быть напрямую удовлетворены поставщиком товарно-материальных ценностей, иными словами, при несоответствии характеристик выходящего материального потока характеристикам входящих материальных потоков. В представленной ситуации целесообразна организация создания предварительного запаса товарно-материальных ценностей с целью обеспечения возможности в требуемой мере обслуживать заказы потребителя [7].