Файл: Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Социология молодёжи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Российский государственный социальный университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Социология молодёжи»

Мотивация трудовой деятельности молодежи.

ФИО студента

Семенова Дарья Михайловна

Направление подготовки

Социология

Группа

СОЦ-Б-0-З-2020-1


Москва 2022
Мотивация молодежи – один из главных вопросов современности. За молодежью стоит будущее любого государства. Молодежь придет на смену уже опытным, но более взрослым людям, и будет стараться достичь большего, чем, к примеру, их предки. Любой молодой человек хочет быть успешным. В наше время залог успеха – хорошая, высокооплачиваемая работа. Но молодежь, не всегда в состоянии определиться с выбором профессии. Часто это связано с отсутствием мотивации к труду у подростка.

В настоящее время в Российской Федерации отмечаются проблемы, связанные с эффективным трудоустройством молодежи. Это связано с отсутствием трудового стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом, а также неустойчивостью жизненных установок. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска.

Так как молодежь является особой социально-демографической группой, переживающей период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества, границы молодежного возраста определены от 14 до 29 лет.

В отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин) молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности.


Положение молодых людей в современном обществе отличают способность к творческой деятельности, высокая работоспособность и мобильность, активная восприимчивость к инновациям. Однако, несмотря на эти достоинства, эффективное трудоустройство этой категории населения в значительной мере затруднено, что связано с низкой конкурентоспособностью молодежи на современном рынке труда, что обусловлено:

  • недостатком профессиональных знаний и отсутствием опыта работы. При стабильной потребности предприятий в рабочих профессиях при отборе на рабочее место предпочтение отдается высококвалифицированным работникам, имеющим опыт работы;

  • низкой квалификацией выпускников по отношению к уровню заявленной квалификации;

  • нежеланием работодателей нести дополнительные организационные и финансовые издержки, связанные с обучением молодых людей, не имеющих необходимой квалификации;

  • возможностью перерыва трудовой деятельности женщин на материнство и необходимостью предоставления социальных льгот и гарантий.

Среди молодежи с наибольшими трудностями при трудоустройстве сталкиваются выпускники учреждений профессионального образования.

Основная характеристика «хорошей» работы

Группы по годам окончания вуза (число респондентов, в %)

1996-1999

2000-2004

2004-2008

Работа по призванию

26,0

18,6

16,7

Работа, обеспечивающая карьерный рост

12,6

19,3

24,2

Высокооплачиваемая работа

48,5

51,0

52,7

Работа, обеспечивающая признание и уважение людей

9,9

11,4

11,0

Затруднились ответить / Другое

0,0

1,7

0,8

 

Современный этап развития общества актуализирует многие из проблем, связанных с эффективным трудоустройством молодежи, и одна из них – это проблема мотивации поведения в одной из важнейших сфер общественной жизни – в сфере трудовой деятельности.



Современное состояние вопроса в Российской Федерации обусловлено переживанием страной переходного периода к рыночным отношениям, отрывом образовательной системы от потребностей рынка труда, отсутствием профессиональной культуры, ограничением доступа молодежи к рабочим местам, отсутствием прогноза потребности в работниках определенных профессий и т.п.

Положение молодежи на рынке труда, который является особым сегментом российской экономики, характеризуется следующими основными признаками:

  • увеличением доли молодежи, обращающейся в службу занятости за содействием в трудоустройстве;

  • коммерциализацией системы профессионального образования (в среднем каждый третий студент обучается на платной основе);

  • падением престижа общего и профессионально-технического образования;

  • увеличением числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей возможности продолжать обучение;

  • ориентацией системы образования на «поточное» воспроизводство специалистов без учета требований современного рынка труда.

Анализ ситуации, сложившейся на региональном и местных рынках труда, выявил ряд профессий и специальностей, потребность в которых значительно возрастает. Однако в связи с отсутствием достаточного количества работников, владеющих необходимыми профессионально-квалификационными навыками, удовлетворить такую потребность зачастую не представляется возможным.

Современные молодые специалисты, выходящие на рынок труда, знакомы с новейшими технологиями, владеют навыками менеджмента и маркетинга, способны применять в работе эффективные информационные средства. Однако реализуют свои профессиональные возможности по выбранной специальности менее половины выпускников образовательных учреждений. Остальные, по оценке специалистов службы труда и занятости населения, выбирают работу, не связанную с полученной специальностью (около 40 %), либо трудоустраиваются на непрестижные рабочие места с низкой заработной платой, либо регистрируются в качестве безработных (каждый десятый).

Формы занятости

Намеревались работать во время обучения

Реально трудоустроились

Иметь собственный бизнес

37,4

8,2

Быть наемным работником на предприятии, в фирме

25,2

31,2

Работать в научном, образовательном, медицинском учреждении

7,3

11,1

Работать в системе государственного управления

10,0

15,2

Работать в силовых структурах

8,2

9,2

Трудно сказать / Не работают

11,9

14,9




Кроме того, негативную роль играют искаженные мотивационно-смысловые ориентиры молодых людей на выбор профессии и профессиональную карьеру:

  • неадекватные представления об условиях работы, о потребностях рынка труда и требованиях работодателей и т.п.;

  • необоснованно высокие притязания к будущей профессии, рабочему месту, без учета реальных социально-экономических условий и личных возможностей;

  • неподготовленность к жесткой конкурентной ситуации, психологическая неготовность к самостоятельным действиям.

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из факторов, затрудняющих трудоустройство молодежи, является низкая трудовая мотивация (или ее отсутствие), что является следствием недостаточной профессиональной ориентации.

Одной из важных функций профессиональной ориентации является социальная функция – оказание помощи в выборе профессии, построении и управлении карьерой, социальной и психологической адаптации в начальном периоде обучения и трудовой деятельности. Именно не определившиеся, не нашедшие подходящую работу или разочарованные в выборе профессии молодые люди создают существенные проблемы для общества.

Конечный результат профориентационной работы, таким образом, социально-экономический, дающий реальную выгоду и отдельному человеку, и государству в целом.

При организации работы по профессиональной ориентации и психологической поддержке используются следующие формы и методы:

  • организация профессионального просвещения, информирования, консультирования учащихся и других категорий молодежи, родителей, работников образовательных организаций системы образования, культуры, военкоматов, УИН и других заинтересованных организаций по вопросам выбора профессии и трудоустройства;

  • проведение семинаров и тренингов по технологии поиска работы в целях превентивных мероприятий для выпускников учебных заведений профессионального образования; декад и месячников профориентации в муниципальных образованиях области; дней профориентации, дней службы занятости в учреждениях профессионального образования; «круглых столов» по проблемам занятости молодежи с участием представителей администраций, учебных заведений, работодателей; специализированных профориентационных мероприятий повышающих информированность учащейся молодежи и способствующих профессиональному самоопределению школьников;

  • организация информационных семинаров для школьных психологов и других работников учреждений образования по вопросам профориентации и психологической поддержке школьников.

  • освещение в средствах массовой информации проведения социально значимых мероприятий по профессиональной ориентации и социальной адаптации молодежи и школьников.


Как показывает практика, при организации вышеназванных работ целесообразно проводить специальные мероприятия. Например, в рамках объявленного губернатором области 2013 года годом мастерового проведен ряд мероприятий с учащейся молодежью. Среди них ставшие уже традиционными Ярмарки учебных мест, Дни выбора профессии, Дни выпускника, Информационные дни «Куда пойти учиться». Также проведено большое количество групповых консультаций на темы: «Секреты выбора профессии», «Технология поиска работы», «Наиболее востребованные профессии», «Твоя профессия в твоих руках».

Для повышения информированности населения области в сети Интернет работает WEB-сайт службы занятости.

В целях профессионального самоопределения молодых людей с последующей самореализацией, а также подготовки специалистов, востребованных на региональном рынке труда, развития и совершенствования системы профориентации молодежи, содействия эффективному развитию и рациональному использованию трудовых ресурсов, на наш взгляд, необходимо инициировать принятие региональных законов «О профессиональной ориентации молодежи».

Проведение активной политики занятости в регионах, развитие профессиональной ориентации и психологической поддержки в рамках межведомственной координации действий всех заинтересованных сторон, очевидно, будет способствовать повышению уровня занятости молодежи.

Выделяют четыре определяющих аспекта мотивации труда и на их основании формируют четыре главных подхода: административный, экономический, социальный и психологический.

В практической, реальной трудовой деятельности в различных комбинациях и пропорциях, как правило, присутствуют все аспекты мотивации. На основе этих аспектов выделяют четыре главных подхода к мотивации: административный, экономический, социальный и психологический.

Административный подход имеет два основных вида: административно-командный и административно-организационный.

Административно-командный подход имеет большую историю и известен с давних времен, как метод "кнута и пряника". Это можно проследить по многим легендам и сказкам, где героям предлагали сокровища или угрожали расправой.

В связи с увеличением доли интеллектуального труда, ростом благосостояния людей, развитием наук об обществе и человеке и демократизации государств, мотивационную проблему начинают изучать не только с точки зрения экономики, но и социологии, и психологии.

В психологическом подходе к мотивации труда главным тезисом является то, что работник - это, прежде всего, личность. В этом подходе можно выделить две большие группы теорий: