Файл: Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Социология молодёжи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется, как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому.
Физиологические потребности включают в себя потребности в пище, воде, воздухе, убежище и т.д. то есть в том, что необходимо для выживания. Потребности безопасности - это стремление людей находится в стабильном и безопасном состоянии. Люди, испытывающие эти потребности, стремятся избегать конфликтов и волнений, любят порядок, четкие правила, ясные структуры.
Потребности в любви и принятии. Человек стремится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, поддержки со стороны окружения, хочет быть членом команды и участвовать в общественных мероприятиях и т.п.
Потребности признания и самоутверждения отражают желания людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также желание, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали за это. Эти люди зачастую стремятся к лидерству.
Потребности самовыражения выявляются в стремлении человека к наиболее полному использованию своих талантов, знаний, умений и навыков. Люди с такой потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы.
Процессные теории мотивации базируются на выборе альтернативного действия, его реализации и проверке результатов.
Согласно Стратегии Государственной Молодежной Политики, молодежь России - граждане Российской федерации в возрасте от 14 до 30 лет.
Интересующая нас категория молодежи относится, в основном, к возрастному периоду от 20 до 30 лет и включает в себя учащихся, получающих первое и/или второе высшее образование, аспирантов, выпускников и молодых специалистов, работающих на предприятиях.
Говоря о потребностях молодежи, можно еще раз упомянуть теорию А.Маслоу. В ней потребности человека разделены на физиологические потребности, потребности в безопасности, в любви и принятии, потребности признания и самоутверждения, самовыражения. Данные потребности не чужды любому человеку, но в период ранней взрослости некоторые из них более актуальны, некоторые менее. Так, например, потребность в признании, в принятии, самовыражении, а также в карьерном росте, активном отдыхе, коллективной деятельности, творческом разнообразии работы, в межличностном общении и уважении со стороны старших может оказаться для молодежи важнее, чем высокая заработная плата.
В практической трудовой деятельности в различных комбинациях и пропорциях, как правило, находят свое применение все теории мотивации.
В таблице представлен обобщенный опыт различных российских и зарубежных предприятий по разработке систем мотивации персонала. Здесь представлены также основные факторы мотивации молодых специалистов к труду.
Условно, система поделена на три составляющие: материальное, условно материальное и нематериальное стимулирование труда. Каждая из частей делится соответственно на подпункты, описывающие формы стимулирования.
Установлено, что для молодежи весьма значимо быть признанным окружающими, для них характерно стремление к самоутверждению. Также много внимания уделяется обдумыванию дальнейшей жизненной стратегии для более «выгодного» самоопределения во взрослой жизни. «…Очевидна потребность в жизненном и профессиональном самоопределении, полной самореализации в ближайшем будущем. Духовную жизнь такая молодежь пытается строить на достаточно высоких идеалах дружбы, ценит доверительное отношение между людьми».
В литературе также указывается, что одним из особенностей мотивационных моментов молодежи является обостренное на данном возрастном этапе чувство взрослости, которое опосредовано формированием способности в автономии, уважении и признании. Закладка и формирование этих потребностей происходит в подростковом и юношеском возрасте и связана с методом и стилем воспитания родителями.
Следовательно, одним из важнейших условий для формирования мотивационной сферы является удовлетворенная потребность в автономии.
Еще также необходимо выделить потребность в уважении и признании как важный аспект особенности формирования мотивации у молодежи. Эти потребности формируются в подростковом возрасте одновременно с чувством взрослости. И у молодых людей в возрасте от 16 до 22 лет они также требуют удовлетворения. А.В. Батаршев указывает, что если эти потребности удовлетворяются, то человек испытывает чувство уверенности в себе, чувство значимости и собственного достоинства. И наоборот, «если данная потребность не удовлетворяется, это вызывает у индивидуума состояние ненужности, беспомощности, становиться почвой для уныния и собственного уничижения».
Необходимо указать, что наиболее предпочтительнее для формирования положительной мотивации на учебную и трудовую деятельность следующие личностные направленности: направленность по отношению к сферам жизнедеятельности индивидуума, направленность на взаимодействие и общение, ориентация на совместную деятельность и социальное одобрение, направленность на задачу (дело). Крайне отрицательный вектор направленности имеют следующие: эгоистическая направленность с эгоцентрической акцентуацией,
депрессивная направленность, суицидальная направленность.
Для своевременного выявления негативных личностных направленностей можно рекомендовать проведение тестовых опросов учащихся старших классов и студентов. Также вместе с педагогами в эту работу должны подключаться и родители.
Итак, необходимо отметить, что важнейшей основой мотивации молодого человека на дальнейшее успешное обучение и трудовую деятельность является правильное воспитание в подростковом возрасте со стороны взрослых, понимание ими всех особенностей данного возраста. Необходимо вовремя признать право на определенную автономию повзрослевшего ребенка, удовлетворять его потребности в уважении и признании и вовремя рассмотреть негативную личностную направленность. Также важно выявить уровень мотивации молодого человека и приложить определенные усилия (со стороны старшего поколения) для его совершенствования. Все это в комплексе будет базой для формирования положительной мотивации на дальнейшее обучение и трудовую деятельность.
Труд, как самоценность, молодежью практически не воспринимается. А ведь отношение к труду, его восприятие, во многом определяет жизнь общества в целом. В процессе своей жизнедеятельности человек испытывает потребность в развитии, освоение окружающей среды, самореализации, и средством удовлетворения этих потребностей при нормальном состоянии ценностно-мотивационной структуры общества выступает труд. С другой стороны - труд сам является базовой человеческой потребностью. В этом смысле обычно различают собственно труд-деятельность, который приносит удовлетворение, и работу-деятельность, направленную на достижение каких-то других целей. Работу, как средство для профессионального и личностного развития, воспринимают лишь 4% молодых людей.
Таким образом, исходя из отношения молодежи к работе, основным мотивом труда стала заработная плата, говоря, что «высокий заработок» для них является основным критерием оценки предлагаемой им работы, а следовательно, в случае отсутствия «высокого заработка» все остальные ценности связанные с рабочим местом просто обесцениваются. Но в тоже время ради «высокого заработка» молодежь согласна работать, причем согласна работать вне зависимости от окружающих условий. Вот где кроиться ответ на вопрос, почему многие молодые люди предпочитают быть безработными, чем работать за заработную плату, которая их не устраивает, причем ими при поиске работы практически не учитываются другие характеристики работы способные удовлетворить не только их материальные потребности, но и потребности более высокого уровня. Как показали многочисленные опросы, молодежь в подавляющем своем большинстве согласна заниматься практически всем чем угодно, если это будет очень хорошо оплачиваться! В итоге мы видим, что уровень молодежной безработицы очень высок. И очевидно, что трудно ждать хорошей работы от человека, который не дорожит местом, на котором работает и готов в любую минуту уволиться и пополнить армию безработных и включиться в поиск более высоко оплачиваемой работы, а человек из-за отсутствия работы можно сказать выпадает из жизни общества а его ценностно-мотивационная система подвергается деградации.
Для того чтобы привить школьникам интерес к получению в будущем профессии или специальности, необходимы полноценные практические занятия по современным технологиям, начиная со школы. Решение этой задачи могут взять на себя школьные технопарки. Предлагаемое направление позволит школьникам ознакомиться с новыми технологиями, определяющими вектор развития страны, найти приложение своим способностям, значительно расширить кругозор. Появляется шанс на раннем этапе выявить способность к овладению профессией и дать им возможность развить способности, полноценно осваивать современное производство.
Таким образом, воспитываясь в рамках «реального» производства молодежь получает некоторые преимущества, помогающие как можно быстрее попасть на рынок конкурентоспособного труда, а именно: наличие опыта работы, возможность повышения квалификации во время обучения, ответственное отношение к труду, формирование положительных качеств личности, умение работать в коллективе, многофункциональность, достаточный уровень заинтересованности к успеху.