Файл: Цветопередача и сущность картины А.А.Дейнека «Физкультурники».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Искусство - это один из методов постижения себя или, по другому, это попытка отображения художественными методами и формами всего, что нас окружает, а также всей гаммы чувств, что переживает человек. Пожалуй, это из самого интересного то, что сокрыто в нутрии человека гораздо больше, чем то, что нас окружает.
Мы не как не можем узнать, как человек видит окружающий мир, ведь мы все его видим по-разному.
Дейнека писал: «Искусство - обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Государство планирует хозяйство вперед на пятилетки, и нет более благородной задачи для художника, чем показать всю красоту нашего завтрашнего дня, не забывая и героику прошлых годов. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени, и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое... Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».
Ещё давно я заметила необычные работы Андре Александра Дейнеки. Его работы я видела ещё с детства, посещая метро. Но на тот момент я и не подозревала, кто был автором всеми известных мозаик на Маяковской. Как например: «Прыжок в воду», «Парашютисты», «Игра в волейбол», «Перелет через полюс» и т.д.
И впервые увидев его картину «Физкультурники» я не смогла воспринять всерьёз подобную работу, так как всю жизнь я видела лишь картины, больше похожие на фотографии. Безусловно, такое мастерство завораживает и заставляет восхищаться художником, а главное, когда всё так живо изображено, мы проецируем ход событий в реальности. Так картина заставляет нас чувствовать движение и жизнь .
Тема моей курсовой работы «Колористическая цветовая и тональная организация живописного произведения Александра Дейнеки «Физкультурники». Объект исследования - описание репродукции картины Александра Дейнеки «Физкультурники». Предмет исследования - анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения Александра Дейнеки «Физкультурники». Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы. Выбирая тему для курсовой работы, мое внимание было привлечено картина Александра Дейнеки «Физкультурники». Проанализировав эту картину и вникнув в характер исполнения Александра Дейнеки его произведений, я почерпну большое количество полезной и актуальной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства. Эти знания помогут мне в будущей профессии дизайнера, я буду лучше понимать, как работает цвет, какие методы и техники можно применять для своих работ, чтобы сделать их лучше.
ГЛАВА 1
Биография и творчество Александра Дейнеки
Александр Александрович Дейнека (1899-1969) — советский живописец, монументалист, график, педагог. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат Ленинской премии (1964).
Александр Александрович Дейнека родился 8(20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. У него был младший брат Пётр, младшая сестра Анна. Не смотря на то, что в семье мало уделяли внимание развитию творческих способностей у детей. Уже именно в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. ,когда ему было 16 лет, он получает художественное образование в Харьковском художественном училище, в котором провёл немного больше полу года. Но по его словам это было лучшее время. Молодость Дейнеки было связано с военными и революционными событиями. В годы гражданской войны и потом, в трудные периоды становления Советского государства он был активным его строителем, правда оружием были кисти, краски, карандаши, холсты и бумага.
В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. В 1919-1920 гг. Александр по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, но также руководит художественной студией при Курском политуправлении и "Окнами РОСТА" в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра.
В начале 20-х Александр командирован в Москву из рядов Красной армии на учёбу в московский ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские. 5 лет учёбы у лучших педагогов , общение со столичными художниками и поэтами формируют новое мировоззрение Дейнеки. Его учителями там были Владимир Андреевич Фаворский(советский художник-живописец, график, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф) и Игнатий Игнатьевич Нивинский (известный российский график, живописец и архитектор, выдающийся театральный художник) (1920—1925), Машков, Канчиловский, Фальк. Дейнека во время обучения подвергся влиянию Швейцарского художника Фердинанд Ходлер. Один из крупнейших представителей «модерна» в конце 19 в начале 20 веков. В 1928 г. Дейнека пишет первую монументальную картину «Оборона Петрограда» написанную по принципу более известного произведения Фердинанда Ходлера "Выступление йенских студентов на Освободительную войну 1813 г.".
Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно - достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922).
Большое значение в становлении его манеры Дейнеки важную роль играют европейские мастера. Например, в гравюре "Эстрадный танец" (1923) без труда угадывается веяние знаменитой картины Матисса. И не менее важным в становлении стиля имели и встречи с Владимиром Владимировичем Маяковским. И поэт, и художник выбирали схожие темы для своих произведений, их вдохновляло одно и то же - искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. Оба в своём творчестве уделяли большое место сатире, оба не чурались работы над рекламными и агитационными плакатами, считая это своим долгом перед обществом. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского - "Левый марш" (1941). В последующие годы своей долгой творческой биографии художник многое сделал для пропаганды советского образа жизни. Его картины - всегда про героев своего времени. Именно герои, в военную ли годину, в мирном ли труде, в спорте ли. Спортсмены, добровольцы, сталевары, лётчики и шахтёры. Причём не важно, - женщины это, или мужчины.
Произведения Дейнеки - это не только картины, но и панно, плакаты, среди которых и лирические, и героико-патриотические. Фигуры на полотнах Дейнеки необычные: они как бы "переразвиты", с гипертрофированным мышечным содержанием.
В 1930 году художник создаёт выразительные плакаты «Механизируем Донбасс» и «Физкультурница». Важную роль в них он придаёт цвету и композиции. А уже через год появляются разные по настроению и тематике картины и акварели: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов». Новым этапом в творчестве Дейнеки начался в 1932-ом году с написания картины «мать». В эти же годы художником были созданы смелые по своей новизне и поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки», «Полдень». Глядя на его работы, вы всегда ощущаете, что он связан с классическим искусством.
С середин 30-ых художник увлёкся «религией» новой эпохи – авиацией. В 1934-ом Дейнека создаёт картину «Парашютисты над морем». И в это же время заключает брак со своей первой женой (фактический брак, 1934—1948) — Серафима Ивановна Лычёва. В 1937-ом работает над иллюстрациями к детской книге летчика Байдукова «Через полюс в Америку». В те годы авиация была чем-то новым. И, конечно, художник не мог пройти мило необычной профессии. Дейнека пишет ряд работ. Одну из них он называет «Будущие лётчики».
Имя Дейнеки стоит в ряду с выдающимися мастерами искусства 20-го века. Его можно сравнить и с Матиссом, и с Пикассо. Александр Александрович работал в разных видах искусства: в живописи, графике, скульптуре, занимался мозаикой. Динамичные ракурсы в мотивах авиаполёта также и в мозаиках на Маяковской станции метро выполненные Дейнекой в 1938-1939-ом годах. Мозаика располагалась на плафонах – шедевр монументального искусства. Художник творит в жанре мозаики и во время войны. В 1943-ем он работает на станции «Новокузнецкая».
Он был всего один раз на фронте – под Юхновым. Это недалеко от Москвы. Естественно, всё это потом перешло в его картины. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о довоенном Севастополе. И у него возникает идея написать батальоне полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. «Оборона Севастополя» - картина трагическая и величественная. Дейнека очень любил Севастополь. Когда он узнал об обороне Севастополя, написал эту картину очень быстро. Под впечатлением поездки на фронт Дейнека создаёт ещё одно драматической произведение «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года». Продолжая плодотворно работать ,он вносит свой вклад в борьбу с нацистской Германией. К концу войны настроение художника меняется. Это находит отражение в его работах. Картина «Раздолье», написано в 1944-ом, полна радости и праздничной яркости благодаря лёгкому колориту. В 1947-ом году написана его картина « В Донбассе». Это тема восстановления страны. Потом какое-то время, в 50-ые годы, Дейнека занимался в основном натюрмортами, писал натурщиц.
В то время были написаны такие произведения как , «Донбасс», «На просторах подмосковных строек», «тракторист», «В Севастополе», «У моря», «Рыбачки», мозаики « Парашютист», «Красногвардеец», «Доярка», рисунок «Обнажённая девушка. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень разным. Художник влюбился в жизнь, он всегда преклонялся перед нравственной, физической красотой и достоинством человека.
Александр Дейнека был так погружён в творчество, что на личную жизнь времени почти не было. Разведясь с первой женой, он долгое время не находил своей любви. Вторая жена появилась у Дейнеки уже поздно довольно. Это бала Елена Павловна Волкова. (Советская и российская волейболистка, игрок сборной СССР. Олимпийская чемпионка 1988, чемпионка Европы 1985, 8-кратная чемпионка СССР. Заслуженный мастер спорта СССР.)
1957 год. Картина «У моря». Начался новый творческий расцвет художника.
За работы «Хорошее утро» и «Хоккеисты» в 1964 году художник был удостоен Ленинской премии. Последние два года жизни из-за тяжёлой болезни Дейнека почти не писал. А большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, мастер увидеть уже не смог. Человек он был непростой, обладал прекрасной библиотекой, знал очень много. Был человеком с характером, требовательным, как к себе , так и окружающим. Выезжал в разные страны. Много званий и наград получил художник за всю свою жизнь. Но главное его наследие – это картины оставленные нам, будущим поколениям. Скончался Дейнек 12 июня 1969 году. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
…
Стиль Александра Дейнеки.
Дейнека совершенно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой и лиричностью. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.
Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Одна из лучших его живописных многофигурных композиций , "Оборона Севастополя", исполнена в 1942 году. В настоящее время она находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Картина по праву является одной из самых сильных в творчестве художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени.
В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады, и мрачные дни. Его объявляли формалистом, его самая сильная картина "Оборона Петрограда" долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея. В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство.
Дейнека создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты.
Дейнека создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты.
Дейнека действительно был большим мастером. Даже в работах 1940—1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств.