Файл: Постановка знаков препинания в сложных предложениях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа № 4 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету».

Тема урока: «Постановка знаков препинания в сложных предложениях»

Цель урока: научиться отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений, определять количество частей в сложных предложениях, постановке знаков препинания в сложных предложениях.

Задачи урока:

- познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении;

- сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами, соединенными одиночным союзом и.

- способствовать развитию учебно-информационных умений и коммуникативных навыков.

- воспитывать культуру умственного труда и аккуратность.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- способствовать формированию учебно – познавательного интереса;

- мотивационной основы учебной деятельности.

Предметные:

- способствовать формированию умений в постановке знаков препинания в сложных предложениях;

- способствовать формированию умений  применять полученные знания при выполнении различных заданий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- способствовать формированию умений сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

- планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей;

- самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.

Познавательные:

- способствовать формированию умений строить выводы на основе сравнения;

- определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений;

- обобщать и делать выводы
, используя знаково-символические средства.

Коммуникативные:

- способствовать формированию умений сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами;

- аргументировать свою точку зрения;

-  активно проявлять себя в коллективной работе, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, вставать на позицию другого человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Виды организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

- Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
- Давайте повернемся к друг другу и подарим всем улыбку.

Дети организуют своё рабочее место, проверяют  готовность к уроку.
Настраиваются на рабочую атмосферу на уроке.

2.Актуализация знаний.

Открываем рабочие тетради, подписываем прописью число 21 мая, классная работа.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.
- Каждому из вас на парту выдан маршрутный лист сегодняшнего урока. В нем вы будете оценивать свою работу.
- В начале урока предлагаю вам веер знаний. Каждый из вас должен подготовить ответы на вопросы.

Итак, начнем.

- «Что такое глагол? На какие вопросы отвечает?»

Как изменяется глагол?

Чем является глагол в предложении?
- На какие вопросы отвечает глагол в начальной форме?

- Нераспространенное предложение – это …


- Распространенное предложение – это …
- Расскажи инструкцию для характеристики предложения.

- Какие предложения называются простыми?
- Какие предложения называются сложными?


- Молодцы! В своих маршрутных листах найдите графу «Веер знаний» и оцените себя.

Подписывают число и классная работа.

Индивидуальная работа. Знакомятся с маршрутным листом и графой

Фронтальная работа.

- Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делаю? что сделаю? и т. д. Самооценка».
- В настоящем и будущем времени – по числам и лицам, в прошедшем времени – по числам и в единственном числе по родам.

- В предложении глагол является сказуемым.
- В начальной форме глагол отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?»
Нераспространенное предложение – это предложение, состоящее только из основы.
- Распространенное предложение – это предложение, в котором помимо основы есть второстепенные члены предложения.
1) Повествовательное / вопросительное / побудительное

2) Восклицательное / невосклицательное

3) Простое / сложное

4) Распространенное / нераспространенное

5) Есть однородные члены или нет и какие.
Простые предложения – это предложения с одной основой.
Сложными называются предложения, в котором несколько частей и каждая часть имеет свою основу.
Индивидуальная работа. Самооценка.

3.Сообщение темы и целей урока.

- Найдите у себя на парте карточку № 1. Выполните ее в тетради и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Откройте учебник на стр. 177 и запишите тему урока.
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
- Молодцы!
- Посмотрите в маршрутный лист и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?
- Что нужно сделать в данном упражнении?

- Приступаем к выполнению задания.

- Проверяем.

- Какое это предложение?

- Почему?
- Какой знак вы поставили между простыми предложениями?
- Какое это предложение?
- Почему?
- При помощи чего между собой соединяются однородные сказуемые?

- Какое это предложение?

- Почему?
- Какой знак вы поставили между простыми предложениями?

- Какой союз соединяет два простых предложения?

- Молодцы! Оцените свою работу в маршрутном листе.

Самостоятельная работа по карточке. Делают выводы. Формулируют тему урока.

- Кот выгнул спину, зашипел и бросился на собаку.

Маша пела песню, а Оля танцевала.

- Первое предложение простое с однородными сказуемыми, а второе предложение сложное, состоящее из двух основ.

- В первом предложении поставили запятые, так как идет перечисление. А во втором предложении поставили запятую, так как это два простых предложения в составе сложного.
Фронтальная работа.

- Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами.
Записывают тему урока.

- Научиться отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами.
- У. стр. 183 упр. 182.


- Списать отрывок, вставив пропущенные буквы, выделить основу в каждом предложении.

Самостоятельная работа.
- Над рекой поднялся туман, и грустная белая лошадь утонула в нем по грудь.

- Сложное.

- Состоит из двух простых предложений.

- Запятую.

- Ежик сидел на горке под сосной и смотрел на освещенную лунным светом долину.

- Простое с однородными членами.

- В нем одна грамматическая основа.

- При помощи союза «и».


- Комарики играли на своих скрипочках, лунные зайцы плясали, а собака выла.

- Сложное.

- Состоит из трех простых предложений.

- Запятую.
- Союз «а».
Индивидуальная работа. Самооценка.

4.Работа по теме урока.

- Какое следующее задание нам нужно выполнить, следуя маршрутному листу?

- Спишите данные предложения, разберите предложения по членам предложения.

- Проверяем.
- Это простое или сложное предложение? Есть ли в нем однородные члены?
- Какие однородные члены в данном предложении?
- Почему между ними нет запятой?
- Следующее предложение.

- Какое это предложение?

- Почему между ними стоят запятые?
- Последнее предложение.


- Какое это предложение?
- Есть ли в нем однородные члены?
- Молодцы, ребята! Оцените себя за выполнение данного задания.

Индивидуальная работа.

- У. стр. 188 упр. 188.

Фронтальная работа.

- Сначала ты слепишь из пластилина плоского человечка и положишь его на кусок картона.
- Это простое предложение с однородными членами.

- Слепишь и положишь.

- Потому что однородные члены соединены союзом «и».
- Потом для украшения человечка ты возьмешь зерна, семена, кнопки, маленькие пуговицы.
- Это простое предложение с однородными дополнениями.
- Потому что идет перечисление.
- Из этих мелких предметов ты выложишь на пластилиновом человечке мозаику.
- Простое.
- Нет.

Индивидуальная работа. Самооценка.









Учитель: - Смотрим следующее задание в маршрутном листе и самостоятельно выполняем.

- Проверяем.

- Молодцы, ребята! Оцените выполненное вами задание в маршрутном листе.

Самостоятельная работа. Фронтальная работа.
- Карточка № 2

Прочитай текст. Подчеркни основу в каждом предложении. Расставь, где необходимо, знаки препинания.

На небе появилось весеннее солнце, оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная тропинка, золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке.

     Но вот набежала туча и закрыла всё небо, загрустила природа. Поднялся ветер, лес грозно зашумел, затрещал. Приближалась гроза.

     Крупные капли дождя застучали, забарабанили по земле.

     Гроза быстро прошла. И снова над лесом светит ласковое весеннее солнце.
Индивидуальная работа. Самооценка.

5.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков.

- Какое следующее задание в маршрутном листе?

- Выполните его самостоятельно и сдайте на проверку печатные тетради.

Учитель: - Молодцы! Оцените, как, по вашему мнению, вы справились с этим заданием.

- П. т. стр. 87 упр. 85.
Самостоятельная работа.

Индивидуальная работа. Самооценка.

6. Рефлексия.

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Какую цель мы ставили перед собой?

- В последней графе маршрутного листа в целом оцените вашу работу на уроке.

- Молодцы!

Фронтальная работа.

- «Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами».

- Научиться отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами.
Индивидуальная работа. Самооценка.

7. Итог урока

- Подведите итог нашего урока, закончив фразу.

Фронтальная работа.

Формулируют итог урока, относительно своей работы.






8.Домашнее задание.

- Упражнение 86 в печатной тетради поможет вам еще раз закрепить изученный материал. Домашнее задание опубликовано в дневнике. ру

Печатная тетрадь стр. 87 упр. 86.

- Вот и кончился урок.

Прозвенел опять звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Записывают домашнее задание в дневник.

Подготовка к окончанию урока.