ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конструкт урока русского языка
Класс: 3
Предмет: Русский язык
УМК «Школа России»
Тема: «Что такое корень слова?»
Перспективная цель урока: формирование умений находить в слове значимые части
Актуальная цель урока: формирование первичных представлений о корне слова, умение выделять корень в словах.
Задачи:
Обучающая: сформировать первичное представление о «корне» как значимой часть слова, выработать умение выделять корень в словах.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь через упражнения, данные в теме; вырабатывать навыки грамотного письма;
Воспитательная: воспитать интерес и абстрактное мышление через упражнения.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся находить корень среди других частей слова.
Метапредметные:
Познавательные: умеют с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (грамматический признак, лексическое значение).
Коммуникативные: умеют воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
Регулятивные: умеют принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
Личностные: формируют словарный запас, орфографическую зоркость, речь, внимание, мышление; развивают коммуникативные навыки.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. Мотивационный этап | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Ножки вместе, спинки прямо. Громко прозвенел звонок - Начинается урок. Мы пришли сюда учиться! Не лениться, а трудиться! Работаем старательно, Слушаем внимательно! - Проверьте свою готовность к уроку, на парте у вас должен быть учебник, тетрадь и пенал. | Встают, приветствуя учителя Проверяют готовность к уроку | Личностные |
Минутка чистописания | Ребята, составьте из данных слов предложение и запишите в тетрадь каллиграфическим почерком в тетрадь: Стайка, вот, воробьёв, прилетела. Не забудьте отступить от прошлой работы две строки и справа отступить на два пальчика, написать дату и в следующей строке классная работа. | - Записывают предложение из представленных слов. | |
2. Актуализация знаний и целеполагание | - Ребята, откройте учебнике на странице номер 74 и посмотрите на упражнение 130. - Что нужно сделать в данном упражнении? - (Имя), прочитай, пожалуйста, текст. - Ребята, по цепочке с 1 ряда начинаем, найдите однокоренные слова и объясни лексическое значение каждого из этих слов. - Молодцы! - Откройте тетради, запишите упражнение номер 130. Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните в корне непроверяемую орфограмму. - Какие однокоренные слова у вас получились? - Ребята, как называется часть слова, от которого образуются однокоренные слова? - Какую цель мы поставим сегодня на уроке? | - Прочитать текст, найти однокоренные слова, объяснить лексическое значение каждого из этих слов, выписать однокоренные слова, выделить в них корень и подчеркнуть в корне непроверяемую орфограмму. - (Имя) читает текст. - Однокоренные слова: осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики. Определить однокоренные слова мне помог одинаковый корень в словах, в котором заключено лексическое значение слова. У родственных слов корень одинаковый. Осиновый — принадлежащий осине. Осинник - лес в котором растут осины. Осинки— маленькие осины. Осины— лиственные деревья с круглыми листочками. Подосиновик— гриб, растущий в осиннике. - Учащиеся выполняют задание письменно в тетради. - Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики. - (Возникает затруднение) - Узнать, как называется часть слова, от которого образуются однокоренные слова. | Предметные Метапредметные Личностные |
3. Открытие нового знания | - Давайте обратимся к правилу в учебнике. Прочитайте его вполголоса. - Корень слова — это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. - Посмотрите, как она обозначается. Рисую на доске - Обозначьте карандашом корень в словах, которые вы записали в тетради. - Давайте проверим, назовите корень, который вы выделили. - Молодцы. Я предлагаю вам объединиться в пары. Вы получаете карточки с изображением дерева, а вместо корневой системы записан корень слова (сад, лес, дом, мор, лёт, гор, стрел, глаз). Задача каждой пары образовать от этого корня однокоренные слова и записать их на веточках дерева. - Раздаю карточки группам - Теперь давайте проверим вашу работу. - Ребята, какой вывод мы можем сделать? Для чего нам нужен корень? | - Читают вполголоса - Обозначают корень в словах в тетради - осин - Образовывают от корня однокоренные слова и записывают их на веточке дерева. - Пара представляет свою группу слов, а остальные ученики определяют, нет ли в ней «лишнего» слова. - Корень нужен для того, чтобы составлять однокоренные слова. | Предметные Метапредметные Личностные |
Физминутка | Вы, наверное, устали? Встали! Руки вверх подняли! Потянулись высоко И вздохнули глубоко! Опустили плавно руки... На уроке - не до скуки! Теперь за парты сели дружно. Конечно, поработать нужно! | - Выполняют упражнения | |
4. Первичное закрепление нового знания | - Вернёмся к учебнику, найдите упражнение номер 131 и прочитайте его вполголоса. - Прочитайте предложения, найдите однокоренные слова. Объясните их лексическое значение. Какая часть в каждом из однокоренных слов «хранит» общее лексическое значение всех однокоренных слов? - Молодцы! Теперь выпишите себе в тетрадь однокоренные слова и выделите в них корень. - Давайте, теперь проверим какие однокоренные слова вы выписали себе в тетрадь и какой корень выделили. - Молодцы! Всё верно! | Читают вполголоса Лес — лесок — лесные — лесник — лесистые. Лес — экологическая система, где растет много деревьев. Лесок — небольшой лес. Лесные — относящиеся к лесу. Лесник — человек, занимающийся защитой природы леса. Лесистые — покрытые густым лесом. Общее лексическое значение каждого слова хранит корень. - Выписывают себе в тетрадь однокоренные слова и выделяют в них корень. - Лес - лесок - лесные - лесник - лесистые. Корень: лес. | Предметные Метапредметные Личностные |
5. Рефлексия | - Какую цель мы поставили в начале урока? - Как вы считаете, справились ли мы? -Сегодня мы говорили об однокоренных словах и учились находить корень в словах. Вернемся к проблемным вопросам, которые мы ставили вначале урока, и вспомним… - Что же такое корень? - Как выделить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? | - Узнать, как называется часть слова, от которого образуются однокоренные слова. - Да - Корень слова — это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. - Подобрать однокоренные слова. -Те, у которых есть одна общая часть – корень. | Предметные Метапредметные Личностные |