Файл: Что такое корень слова.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конструкт урока русского языка

Класс: 3

Предмет: Русский язык

УМК «Школа России»

Тема: «Что такое корень слова

Перспективная цель урока: формирование умений находить в слове значимые части

Актуальная цель урока: формирование первичных представлений о корне слова, умение выделять корень в словах.

Задачи:

Обучающая: сформировать первичное представление о «корне» как значимой часть слова, выработать умение выделять корень в словах.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь через упражнения, данные в теме; вырабатывать навыки грамотного письма;

Воспитательная: воспитать интерес и абстрактное мышление через упражнения.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся находить корень среди других частей слова.

Метапредметные:

Познавательные: умеют с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (грамматический признак, лексическое значение).

Коммуникативные: умеют воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Регулятивные: умеют принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Личностные: формируют словарный запас, орфографическую зоркость, речь, внимание, мышление; развивают коммуникативные навыки.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Мотивационный этап


- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Ножки вместе, спинки прямо.

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться!
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

- Проверьте свою готовность к уроку, на парте у вас должен быть учебник, тетрадь и пенал.

Встают, приветствуя учителя
Проверяют готовность к уроку

Личностные

Минутка чистописания

Ребята, составьте из данных слов предложение и запишите в тетрадь каллиграфическим почерком в тетрадь: Стайка, вот, воробьёв, прилетела.

Не забудьте отступить от прошлой работы две строки и справа отступить на два пальчика, написать дату и в следующей строке классная работа.

- Записывают предложение из представленных слов.




2. Актуализация знаний и целеполагание

- Ребята, откройте учебнике на странице номер 74 и посмотрите на упражнение 130.

- Что нужно сделать в данном упражнении?

- (Имя), прочитай, пожалуйста, текст.

- Ребята, по цепочке с 1 ряда начинаем, найдите однокоренные слова и объясни лексическое значение каждого из этих слов.


- Молодцы!

- Откройте тетради, запишите упражнение номер 130. Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните в корне непроверяемую орфограмму.
- Какие однокоренные слова у вас получились?
- Ребята, как называется часть слова, от которого образуются однокоренные слова?

- Какую цель мы поставим сегодня на уроке?




- Прочитать текст, найти однокоренные слова, объяснить лексическое значение каждого из этих слов, выписать однокоренные слова, выделить в них корень и подчеркнуть в корне непроверяемую орфограмму.

- (Имя) читает текст.

- Однокоренные слова: осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.
Определить однокоренные слова мне помог одинаковый корень в словах, в котором заключено лексическое значение слова. У родственных слов корень одинаковый.
Осиновый принадлежащий осине.
Осинник - лес в котором растут осины.
Осинкималенькие осины.
Осинылиственные деревья с круглыми листочками.
Подосиновикгриб, растущий в осиннике.

- Учащиеся выполняют задание письменно в тетради.

- Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.

- (Возникает затруднение)
- Узнать, как называется часть слова, от которого образуются однокоренные слова.

Предметные

Метапредметные

Личностные

3. Открытие нового знания

- Давайте обратимся к правилу в учебнике. Прочитайте его вполголоса.

- Корень слова это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

- Посмотрите, как она обозначается.

Рисую на доске

- Обозначьте карандашом корень в словах, которые вы записали в тетради.

- Давайте проверим, назовите корень, который вы выделили.

- Молодцы. Я предлагаю вам объединиться в пары. Вы получаете карточки с изображением дерева, а вместо корневой системы

записан корень слова (сад, лес, дом, мор, лёт, гор, стрел, глаз). Задача каждой пары образовать от этого корня однокоренные слова и записать их на

веточках дерева.

- Раздаю карточки группам

- Теперь давайте проверим вашу работу.

- Ребята, какой вывод мы можем сделать? Для чего нам нужен корень?

- Читают вполголоса

- Обозначают корень в словах в тетради
- осин

- Образовывают от корня однокоренные слова и записывают их на веточке дерева.

- Пара представляет свою группу слов, а остальные ученики

определяют, нет ли в ней «лишнего» слова.

- Корень нужен для того, чтобы составлять однокоренные слова.


Предметные

Метапредметные

Личностные

Физминутка

Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!


- Выполняют упражнения




4. Первичное закрепление нового знания

- Вернёмся к учебнику, найдите упражнение номер 131 и прочитайте его вполголоса.

- Прочитайте предложения, найдите однокоренные слова. Объясните их лексическое значение. Какая часть в каждом из однокоренных слов «хранит» общее лексическое значение всех однокоренных слов?

- Молодцы! Теперь выпишите себе в тетрадь однокоренные слова и выделите в них корень.
- Давайте, теперь проверим какие однокоренные слова вы выписали себе в тетрадь и какой корень выделили.

- Молодцы! Всё верно!



Читают вполголоса
Лес — лесок — лесные — лесник — лесистые.
Лес — экологическая система, где растет много деревьев.
Лесок — небольшой лес.
Лесные — относящиеся к лесу.
Лесник — человек, занимающийся защитой природы леса.
Лесистые — покрытые густым лесом.
Общее лексическое значение каждого слова хранит корень.

- Выписывают себе в тетрадь однокоренные слова и выделяют в них корень.

- Лес - лесок - лесные - лесник - лесистые. Корень: лес.


Предметные

Метапредметные

Личностные

5. Рефлексия

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Как вы считаете, справились ли мы?

-Сегодня мы говорили об однокоренных словах и учились находить корень в словах. Вернемся к проблемным вопросам, которые мы ставили вначале урока, и вспомним…

- Что же такое корень?


- Как выделить корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?

- Узнать, как называется часть слова, от которого образуются однокоренные слова.

- Да

- Корень слова это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

- Подобрать однокоренные слова.

-Те, у которых есть одна общая часть – корень.


Предметные

Метапредметные

Личностные