ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока по теме:"Непобедимый адмирал"
Возраст учащихся: 7 - 10 класс
Тип урока: урок исследование
Цель
создать условия для формирования патриотизма, уважения и любви к своей малой Родине на примере жизни и деятельности Ф.Ф. Ушакова; путем изучения малоизвестных фактов биографии адмирала.
Задачи
познакомить с жизнью и деятельностью Ф.Ф. Ушакова, который своим примером показал, как нужно служить Отечеству и Богу.
развивать ценностно-смысловую сферу личности обучающихся. Способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий, как Родина, историческая память, героизм, самопожертвование, долг, честь; осознанию православного облика героя, и его стремления следовать христианским заповедям
способствовать пониманию школьниками роли и значения православного мировоззрения в судьбе Ф.Ф. Ушакова и смысла его канонизации; воспитать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю своей страны.
Планируемые результаты
Личностные осмысление жизнедеятельности Ф.Ф. Ушакова как значимого события в жизни всего российского народа;
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия
умение применять различные способы решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде;
определять назначение и функции религии ее сущность, создавать обобщения.
Познавательные универсальные учебные действия
точно и грамотно выражать свои мысли; формировать цели учебной деятельности; осуществлять анализ изучаемых объектов.
Предметные результаты
знать основные факты биографии Ф. Ф. Ушакова;
уметь приводить конкретные примеры жизнедеятельности Ф.Ф. Ушакова которые привели к славе России и послужившие поводом для его конанизации;
Технологическая карта урока
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Самоопределение к деятельности Слайд 1 | Вступительное слово учителя | Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение | Регулятивные выстраивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей |
2 | Этап мотивации Слайд 1-31 | (Видеоряд на песню «Славься, славься ты, Русь моя!» Музыка: М. Глинка Слова: Сергей Городницкий.) – предположите чему будет посвящен наш урок? Какова тема нашего сегодняшнего урока! | Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками, формулируют тему урока | Коммуникативные формулировать собственное мнение регулятивные сопоставлять свое мнение и мнение одноклассников |
3 | Постановка учебных задач Слайд 31 | Учитель обобщает высказывания учащихся. Наш урок посвящен знаменитому адмиралу, Святому воину - флотоводцу Ф.Ф. Ушакову. В 2001 году состоялось прославление святого Русской Православной церкви адмирала Феодора Ушакова. Предположите какие задачи мы должны решить в ходе нашего урока. Учитель обобщает высказывания учащихся «Почему Ф.Ф. Ушакова называют непобедимы адмирал и в чём заключается его святость адмирала?» | Формулирование целей и задач Формулируют проблемный вопрос. | Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения с преподавателем и со сверстниками. |
4 | Усвоение новых знаний Слайды 32 - 40 | Действительно, канонизация - причисление к лику святых - процесс неспешный, требующий серьёзных оснований. Большинство людей встретило эту новость с радостью, но некоторые были удивлены. Чтобы ответить на поставленные нами вопросы. Мы с вами должны познакомиться с жизнью и деятельностью нашего знаменитого земляка – святого праведного воина Федора Ушакова. (см. приложение к уроку) | Отвечают на вопросы батюшки включаются в беседу. Высказывают общие предположения. | Коммуникативные: взаимодействуют в процессе деятельности учитывают позиции других участников деятельности излагают свою точку зрения |
5 | Первичное подведение итогов Слайд 40 | Возвращаемся к нашему проблемному вопросу «Прочему Ф. Ф. Ушакова называют – непобедимый адмирал и в чем заключается его святость?» Учитель обобщает высказывания учащихся. Делает вывод и подводит учащихся к мысли, что самое главное в жизни любого человека это Любовь. Просмотр видеоролика | Отвечают на поставленные вопросы. Высказывают свои предположения | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; Коммуникативные: учитывать позиции других участников деятельности излагают свою точку зрения Оценивать свою работу и работу членов группы |
6 | Представление образовательного продукта -творческого задания Слайд 41 | Учитель предлагает учащимся, получившим опережающие домашние задание представить результаты своего труда. | Выступления учеников. Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом. | Коммуникативные: взаимодействовать в процессе деятельности в одноклассниками и учителем |
7 | Применение полученных знаний решения частных задач | Учитель предлагает учащимся интеллектуальную игру. Вопрос и ответы размещены на слайде (все подсказки активируются щелчком мышки) | Учащиеся, подготовившие игру для мероприятия, делят всех участников на 4 – 5 групп (по 5-6 человек) в зависимости от количества учащихся принимающих участие в мероприятии. | Коммуникативные формулировать и аргументировать собственное мнение |
8 | Рефлексия 3-5 минут | Давайте подведём итог нашему мероприятию. 1. Сегодня на уроке я испытываю такие чувства, как….. 2. Я думаю, что Святой праведный воин Федор Ушаков …… 3. Больше всего я люблю…. и хочу чтобы.... 4. Мне не очень нравится…… 5. Если бы я был матросом в то время, я бы ….. 6. Мне очень хочется... | Обсуждают в группе заполняют на листочке продолжение предложений. Высказывают своё мнение, говорят о своих чувствах. | Личностные: Сравнивать свои оценки с оценками других. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми. |
Материал к уроку
Слайд 1
(Со слайда активировать гиперссылку(картина на слайде).
Видеоряд на песню «Славься, славься ты, Русь моя!» Музыка: М. Глинка Слова: Сергей Городницкий.)
Слайд 2
«Мы не можем быть «Иванами, не помнящими своего родства». Мы — обязаны помнить тех великих созидателей и защитников Отечества, которые ограждали землю нашу своим стоянием за Русь. Их пример должен вдохновлять нас и сегодня продолжать их великое дело — служить нашему Отечеству, нашей Родине, сынами и дочерьми которой мы являемся. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Слайд 3
Наше мероприятие посвящено знаменитому адмиралу, Святому воину - флотоводцу Ф.Ф. Ушакову, чья доблесть, отвага, трудолюбие, верность долгу, любовь к Отечеству поставили его имя в ряд самых известных флотоводцев России. Этот замечательный сын Отечества внес особую лепту в становление и развитие флота, его главной базы Севастополя. Сорок кампаний провел флотоводец и ни в одном сражении не потерпел поражения. Блистательные победы русского флота сделали имя Феодора Ушакова легендарным. Именно на этом поприще раскрылся талант Феодора Федоровича. В патриотах и защитниках Земли Русской наш народ всегда видел источник жизни, праведной и честной. И от этого света и добра зажигала свои лампадки вся Русь-Матушка. И до сих пор зажигает.
Слайд 4
В 2001 году состоялось прославление святого Русской Православной церкви адмирала Феодора Ушакова. Большинство людей встретило эту новость с радостью, но некоторые были удивлены.
Организуется беседа с учащимися. В ходе беседы формулируется проблемный вопрос мероприятия: «В чём святость адмирала?»
Действительно, канонизация - причисление к лику святых - процесс неспешный, требующий серьёзных оснований с позиции Православной церкви: чудотворения, принятие мучений за веру, всенародное почитание. Причисленному к лику святых устанавливается день празднован составляется богослужение, пишется «житие», ему служат молебны, прося заступничества перед Богом.
Впервые в Русской православной церкви встал вопрос о канонизации воина-моряка. Комиссия по канонизации несколько раз приступала к рассмотрению дела о прославлении Ушакова, пока наконец не пришла к заключению, что адмирал не просто наиболее почитаемый русский флотоводец, снискавший себе всенародное признание, но и святой русский воин. 4 августа этого года в Санаксарском монастыре при стечении множества священнослужителей, представителей Морского флота России и множества простых верующих произошла торжественная канонизация Федора Федоровича, ставшего святым покровителем русских моряков.
Итак, давайте познакомимся с биографией адмирала и деяниями святого праведного воина Феодора Ушакова.
С лайд 5
Выслушаем сообщение наших учащихся, которые работали над проектом и собирали информацию и жизни и деятельности Ф.Ф. Ушакова
Учащийся 1
Адмирал Российского флота Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии.
Слайд 6
Федор Федорович происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Родители его: Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична были людьми благочестивыми и глубоко верующими.
Слайд 7
В трех километрах от сельца Бурнаково видны, пять луковиц церкви Богоявления-на-Острову села Хопылево.
Слайд 8
В названии церкви сохранилась память о временах, когда на островке среди Волги стоял монастырь (островок сохранился до настоящего времени). Приходская церковь была построена в 1701 году. Большое семейство Ушаковых состояло в приходе храма Богоявления-на-Острову, находивш В ней был крещен Феодор Ушаков, и у стен ее покоятся его предки. егося в трех верстах от Бурнаково на левом берегу Волги.
Слайд 9
Скромный и уступчивый в обычных условиях, Феодор Ушаков как бы перерождался в минуты опасности и без страха смотрел ей прямо в лицо. В сопровождении таких же смельчаков, отваживался, как отмечают биографы, на подвиги не по летам - так, например, со старостою деревни своей он хаживал на медведя.
В возрасте шестнадцати лет Феодор был представлен в герольдмейстерскую контору для смотра, где и показал, что "российской грамоте и писать обучен... желает-де он, Феодор, в Морской кадетский корпус в кадеты".
Слайд 10
Учащийся 2
Морской кадетский корпус располагался в Санкт-Петербурге, на углу набережной Большой Невы и 12-й линии Васильевского острова. В феврале 1761 года туда был зачислен Феодор Ушаков. Будущий адмирал, отличался хорошей учёбой. Через пять лет (1766) окончил кадетский корпус одним из лучших получив чин мичмана. Ушаков был приведён к присяге:
Слайд 11
«Аз, Феодор Ушаков, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что хощу и должен ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ моей всемилостивейшей Государыне ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ АЛЕКСЕЕВНЕ САМОДЕРЖИЦЕ и ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ЛЮБЕЗНЕЙШЕМУ Сыну Государю Цезаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийского престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всём повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови....В чём да поможет мне Господь Бог Всемогущий!» Вся последующая жизнь Фёдора Фёдоровича стала подтверждением того, что он ни в чём не изменил данной им присяге.
Приняв присягу, Ушаков принял и назначение на Балтийский флот. С 1769 года в Донской (Азовской) флотилии, участвовал в русско-турецкой войне 1768—1774 годов.
Слайд12
Учащийся 3
Выросший на родине святого Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Иринарха, затворника ростовского Борисо-Глебского монастыря Федор Федорович ощущал на себе их благотворное влияние. Он всю жизнь старался следовать их примерам, служа Отечеству.
Слайд 13
Да и сама дата рождения Федора Федоровича между двумя святыми воинами предопределила его жизненный путь
Слайд 14
Нельзя не сказать о дяде Федора Ушакова.
Преподобный Феодор родился и вырос в той же деревне Бурнаково, отсюда в юности ушёл служить в столичную гвардию, но затем, стремясь душой к иному служению, бежал из столицы в пустынные двинские леса, чтобы одному Богу работать, укрепляясь в подвиге поста и молитвы. Здесь был сыскан, доставлен к императрице, которая благоволила оставить его в Александро-Невском монастыре, где в 1748 году он принял монашеский постриг. Вся жизнь российского флотоводца прошла под благотворным влиянием его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского.
Слайд 15
Учащийся 4
С 1783 года капитан второго ранга Фёдор Ушаков участвовал в постройке кораблей в Херсоне и строительстве пункта базирования флота в Севастополе. Свою первую награду — орден Святого Владимира IV степени (1783) получил за успешную борьбу с эпидемией чумы в Херсоне.
слайд 13
В 1783 году Крым был окончательно присоединен к России. Екатериной II был издан указ об устройстве на южных рубежах новых укреплений, среди которых необходимо было выстроить и «крепость большую Севастополь, порт для кораблей, и военное селение». Ушаков принял главное начальство над портом и городом Севастополем)
Учитель:
Выход на карту через гиперссылку со слайда на презентацию НЕПОБЕДИМЫЙ АДМИРАЛ
Слайд 1 презентации НЕПОБЕДИМЫЙ АДМИРАЛ
Боевой путь Адмирала Ушаковы учащиеся расскажут вам на основе интерактивной карты презентации НЕПОБЕДИМЫЙ АДМИРАЛ
Слайд2
Учитель:
Перед вами карта, на которой отмечены основные победы Ф.Ф. Ушакова в Русско-турецкой войне
(все отметки о сражениях активны и открываются щелчком мышки)
Учащийся 1
В начале русско-турецкой войны 1787—1792 годов Ушаков — командир линейного корабля «Святой Павел» и авангарда Черноморского флота. Вскоре произошла первая генеральная баталия. Турецкий флот насчитывал семнадцать линейных кораблей и восемь фрегатов, а в русской эскадре, авангардом которой командовал капитан бригадирского ранга Фёдор Ушаков, было всего два линейных корабля и десять фрегатов. 29 июня 1788 года противники обнаружили друг друга и,
находясь во взаимной близости, старались занять выгодную позицию и сохранить линию баталии.
(гиперссылка о. Федониси) открывается слайд (4)
18 (29) июня 1788 года русские войска осадили турецкую крепость Очаков. В тот же день из Севастополя в Очаков вышла русская эскадра под командованием контр-адмирала М. И. Войновича. В состав эскадры вошли два 66-пушечных линейных корабля, два 50-пушечных фрегата, восемь 40-пушечных фрегатов, один 18-пушечный фрегат, 19 мелких парусных судов и три брандера. Главная задача русской эскадры состояла в том, чтобы не дать возможности турецкой эскадре оказать помощь осажденным в Очакове турецким войскам и содействовать русским сухопутным войскам, а также в том, чтобы не подпускать эскадру противника к берегам Крыма.
Турецкий флот всей мощью своей линии стал спускаться на русские корабли. И тут авангардный отряд Ушакова, «употребив старание и искусство», прибавил парусов и решительным маневром лишил возможности командующего турецким флотом Эски-Гассана охватить русские корабли и взять их на абордаж. Вместе с тем Ушаков отрезал от основных сил два передовых турецких корабля. Те, в свою очередь, обнаружив свое гибельное положение, не дожидаясь никакого сигнала, бросились спасаться бегством «с великой поспешностью». Эски-Гассан вынужден был пуститься вдогонку своим кораблям. Победа была за русской эскадрой. Впервые в открытом бою малочисленный русский флот одержал победу над превосходящими силами противника.
Ф. Ф. Ушаков делает серьёзный вклад в развитие тактики парусного флота. Его отличали быстрая оценка обстановки, точный расчет всех факторов успеха и решительная атака, нацеленная на достижение полной победы над врагом. Ушаков в донесении не себе приписал успех, но отдал должное мужеству и стремлению к победе своих подчиненных: «Все находящиеся в команде вверенного мне корабля "Святого Павла" господа обер-офицеры и нижних чинов служители каждый по своему званию определённые от меня им должности исполняли с таким отменным старанием и храбрым духом, что за необходимый долг почитаю отнесть им всякую за то достойную похвалу...»
Щелчок мышки переход на следующий слайд (5)
Утром 28 августа флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вёл бой с тремя турецкими кораблями противника, заставив их выйти из линии. Российские суда храбро следовали примеру своего предводителя. «Наши, благодаря Бога, такого перцу туркам задали, что любо. Спасибо Фёдору Фёдоровичу», - так восторженно отозвался на эту победу князь Потёмкин.