Файл: Курсовой проект по дисциплине Методика обучения экономике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Псковский государственный университет»
Институт математического моделирования и игропрактики
Кафедра дизайна и технологии обработки материалов
Курсовой проект
по дисциплине «Методика обучения экономике»
Разработка методического материала по теме «Экономический рост»
Студентка 0123-03 группы
“Технология и экономика”
Перий К.В.
№ зачётной книжки 18012034
Преподаватель: профессор Нотченко В. В.
Псков 2021
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА I. ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ»………………………………...5
1.1. План первого урока «Понятие и факторы экономического роста».……………………...…..5
1.2. План второго урока «Цикличность экономического роста и методы ее регулирования».………………………………………………………………....6
ГЛАВА II. Методические материалы для уроков по теме: «Экономический рост»………..………9
2.1 Методические материалы первого урока: «Понятие и факторы экономического роста»………………………………………………………..9
2.2.Методические материалы второго урока: «Цикличность экономического роста и методы ее регулирования»…………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...…………………………..……………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32
Введение
Разработка методики обучения будет актуальной всегда, ведь от качества подачи материала зависит уровень его усвоения обучающимися, что позволяет получить высокий уровень теоретических знаний и их практическое применение в жизни. Разработка обучения занимается исследованием способов передачи информации, доступного усвоения знаний, умений и навыков. Также в разработке следует применять для самостоятельной работы «интегрированные уроки, где предусмотрена смена видов деятельности учащихся, использование технических средств(показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного материала.»
[9]
Методика обучения экономических дисциплин играет важную роль, поскольку от уровня подготовки детей напрямую зависит будущее нашей страны, дети должны обладать высоким уровнем знаний, в том числе экономических, чтобы наша страна могла развиваться. Поэтому в наших интересах преподавать экономику максимально доступно, научно и увлекательно. На это и рассчитана разработка методик преподавания. Также, педагог должен постоянно обновлять свои знания в области экономики, поскольку она постоянно дополняется новой информацией, поэтому и разработку обучения нужно адаптировать под новые знания.
Цель: Разработать методические материалы по теме «Экономический рост»
Задачи:
-
Изучить литературу по методическим разработкам материала -
Расширить знания по теме «Экономический рост» -
Разработать конспект по урокам -
Разработать план урока -
Разработать домашнее задание для проверки знаний
В результате разработанного проекта предполагается получить готовый материал для проведения уроков по темам (выбранного) раздела
Глава 1. Методическое планирование уроков по теме «Экономический рост»
1.1. План первого урока «Понятие и факторы экономического роста».
Тема урока: «ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА».
Цель урока: изучение темы «Понятие и факторы экономического роста», способы измерения экономического роста, темпы, показатели, экстенсивный и интенсивный рост.
Задачи:
Образовательная: формирование у учеников представления об
основных понятиях («Экономический рост», «Факторы экономического роста», «Экстенсивный и интенсивный рост»),научить различать эти понятия, рассказать на примерах как изучаемая тема влияет на их жизнь;
Развивающая: развитие у учеников умения выделять главное, существенное в изучаемой теме урока, обобщать изученные факты, работать с текстом, анализировать, решать задачи;
Воспитательная: формирование интереса у учащихся к изучаемой теме, ответственности в изучении, мотивации, рефлексия.
Учебно-материальное оснащение урока: доска, мел, учебники, компьютер и проектор.
Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала, практика).
Ход урока:
1.Организационный этап (приветствие, проверка присутствующих,
заполнение журнала) - 5 минут
2.Актуализация знаний учащихся (узнать у учащихся, что они
знают об экономическом росте) - 5 минут
3.Изложение и конспектирование нового материала. - 20 минут
4. Подведение итогов, закрепление пройденного материала с помощью заданий - 13 минут
5. Раздача домашнего задания. - 2 минуты
План урока:
1. Понятие «экономического роста»
2. ВВП как оценка экономического роста
3.Важная задача экономического роста
4.Показатели измерения экономического роста
5.Факторы, влияющие на экономический рост (экстенсивные и интенсивные факторы)
1.2. План второго урока «Цикличность экономического роста и методы ее регулирования».
Тема урока: «ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ».
Цель урока: изучение фаз экономического цикла, способов антициклического регулирования, ознакомление с видами экономических циклов
Задачи:
Образовательная: сформировать у учеников представление об
основных понятиях (Фазы экономического цикла, антициклическая политика, контрциклические и проциклические параметры),научить различать эти понятия, рассказать на примерах как изучаемая тема влияет на их жизнь;
Развивающая: развитие у учеников умения выделять главное, существенное в изучаемой теме урока, обобщать изученные факты, работать с текстом, анализировать;
Воспитательная: формирование интереса у учащихся к изучаемой теме, ответственности в изучении, мотивации, рефлексия.
Учебно-материальное оснащение урока: доска, мел, учебники, компьютер и проектор.
Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала, практика).
Ход урока:
1. Организационный этап (приветствие, проверка присутствующих,
заполнение журнала) 5 минут
2. Актуализация знаний учащихся (вспомнить с учениками предыдущую тему, проверка домашнего задания, узнать у учащихся, что они
знают об экономическом цикле) 5 минут
3.Изложение и конспектирование нового материала.
20 минут
4. Подведение итогов, закрепление пройденного материала с помощью теста 13 минут
5. Раздача домашнего задания. 2 минуты
План урока:
1. Понятие «экономического цикла»
2. Фазы экономического цикла
3.Проциклические и контрциклические показатели
4.Объяснение смен фаз экономического цикла
5.Виды экономических циклов
Глава 2 Методические материалы для уроков по теме: «Экономический рост»
В данной главе будет изложен конспект теоретической части блока
2.1.Методические материалы первого урока; «Понятие и факторы экономического роста»
Организационный этап (приветствие, проверка присутствующих,
заполнение журнала)
«Здравствуйте, ребята! Можете садиться. Кто сегодня отсутствует в классе? Спасибо.»
Актуализация знаний учащихся (узнать у учащихся, что они
знают об экономическом росте)
«Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте выясним, что вы знаете об экономическом росте или что, как вы думаете, под ним понимает экономическая теория?»
Дети высказывают свои предположения
Изложение и конспектирование нового материала.
Итак, сегодня мы с вами изучим тему «Понятие и факторы экономического роста», способы измерения экономического роста, темпы, показатели, узнаем что такое экстенсивный и интенсивный рост.
Что же означает «экономический рост» и что под ним понимает экономическая теория?
Понятие «экономический рост» обозначает долговременное увеличение в экономике совокупного объема изготовления товаров и услуг.
Рисунок 1. Экономический рост (графическая интерпретация)
На графике (рис.1) показан экономический рост в целом в экономике или кривая производственных возможностей (КПВ), которая показывает ограниченность ресурсов за определенный отрезок времени.
Совокупный объем производства обычно подразумевает под собой увеличение ВВП или ВНП в год. Однако об экономическом росте не судят по номинальным показателям, только по реальным, поскольку уровень реального ВВП повышается с увеличением выпуска продукции, тогда как номинальный ВВП «растет и вследствие увеличения выпуска продукции
, и вследствие повышения цен.» [13] Также, важно оценивать экономический рост исходя из удельной «величины валового продукта на душу населения страны, то есть ВВП делится на число жителей страны.» [2] Если часть, которая досталась каждому жителю страны, увеличилась, то произошло увеличение уровня жизни в стране. Если же ВВП на душу каждого жителя уменьшился, то уровень жизни снижается. Из чего следует, что в стране либо темпы роста ВВП ниже темпов роста населения в стране, либо нет в принципе экономического роста.
:
Рисунок 2. Тренд движения реального ВВП.
На рисунке 2 показан тренд движения реального ВВП с течением времени:
Как вы думаете, какая самая важная задача стоит перед экономическим ростом?
Одной из самых важных задач экономического роста – повышение уровня жизни людей. При этом нужно учитывать еще и рост самого население, а не только изменения реального ВВП.
Рисунок 3. Кривая совокупного предложения и рост объема производства.
Так как экономический рост показывает реальный ВВП за долгосрочный период, то его можно также показать графически (рисунок 3) как «сдвиг вправо долгосрочной кривой совокупного предложения (LRAS) и рост объема производства от Y*1 до Y*2.» [3]
В своем учебнике Иванова С.И. пишет, что если рост ВВП будет прямо пропорционален росту населения, то на каждого жителя страны приходится неизменное количество товаров и услуг. В этом случае развитие страны не было бы плодотворным, ведь увеличение уровня жизни людей было бы невозможно. Повышение качества жизни одних происходило бы только за счет снижения качества жизни других людей.
Поэтому экономический рост предусматривает «повышение ВВП, которое обеспечивает увеличение выпуска конечных товаров и услуг в среднем на каждого жителя данной страны.» [13]
Как можно измерить экономический рост? Какие существуют показатели измерения экономического роста?
1. Абсолютный прирост ВВП за конкретный промежуток времени показывает есть ли экономический рост в стране или нет.
2. Для того, чтобы определить, что уровень экономического роста в стране ускорился, замедлился или же вообще никак не изменился за конкретный промежуток времени пользуются темпом прироста. Также этот показатель применяют, рассчитывая на душу населения, при этом используя ВВП, который делится на численность населения.