Файл: Курсовой проект по дисциплине Методика обучения экономике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- английский ученый XIX в. Уильям С. Джевонс считал, что изменяющаяся интенсивность солнечной радиации воздействует на «урожайность в сельском хозяйстве, состояние деловой активности, политические события.» [8]
-превышенное финансирование экономики государством (дешевые кредиты, возникновение спроса посредством гос. расходов)
Ослабление цикличности экономических фаз – одна из важных и трудных проблем, которая касается каждой страны. Однако к концу 20 века большинство стран научились предотвращать кризисы и смягчать колебания экономических циклов.
Многие ученые задались вопросом перспективы и необходимости анитициклического регулирования. «При проведении антициклических мер государство использует уже известные нам инструменты фискальной (бюджетно-налоговой) и монетарной (кредитно-денежной) политики.» [8]
Фискальная политика регулирует государственные расходы и налоги. Монетарная же политика изменяет нормы обязательных резервов, учётную ставку, совершает операции на открытом рынке.
В случае быстрого экономического подъема может увеличиться инфляция, по этой причине государство сдерживает фискальную политику и усиливает монетарную политику, чтобы ограничить деловую активность:
-монетарная политика: государство повышает учетную ставку, продает государственные ценные бумаги на фондовом рынке;
-фискальная политика: происходит сокращение расчетов госбюджета, повышаются налоговые ставки;
- политика заработной платы и тарифов: понижаются заработные платы;
- политика государственных инвестиций: уменьшается государственное строительство.
На этапе депрессии государство проводит такие антикризисные меры для развития деловой активности:
-монетарная политика: государство снижает учетную ставку, покупает государственные ценные бумаги на фондовом рынке;
-фискальная политика: государство дополнительно расходует госбюджет, снижаепт налоговые ставки;
-политика заработной платы и тарифов: повышается заработная плата;
-политика государственных инвестиций: ускоряются инвестиционные программы.
Монетарная и фискальная политика влияют на совокупный спрос. Но есть также и политика стимулирования предложения, которая воздействует на «снижение издержек и повышение эффективности производства, увеличение стимулов к труду, сбережениям, инвестициям и в долгосрочном плане способствует экономическому росту.»[8] Её также используют, чтобы оживить производство после спада в экономике.
Виды экономических циклов:
-
Циклы Кондратьева (40-60 лет)
Николай Кондратьев открыл долгосрочные циклы, которые совпадали с распространением Научно-технического прогресса, а также с потребностью обновления инфаструктуры: зданий, дорог, мостов и т.д.
-
Циклы и ритмы Кузнеца (15-25 лет)
Американский экономист Саймон Кузнец «объяснял возникновение деловых циклов такой продолжительности демографическими причинами (миграциями рабсилы) и вложениями в капитальные объекты.» [6]
-
Цикл Жюгляра (7-11 лет)
Французский ученый Клеман Жюгляр объяснял возникновения этого цикла «колебаниями в товарных запасах (которые возникают в результате запаздывания ответной реакции субъектов хозяйствования на свершившийся факт, меняющий рыночную конъюнктуру). А также удлиняют длину волн временные отрезки, необходимые для принятия и претворения в жизнь инвестиционных решений.» [6]
-
Цикл Китчина (краткосрочный, 2-3 года)
«Эти ритмы объясняются тесной зависимостью политики хозяйствующих субъектов от конъюнктуры рынка: увеличение спроса ведет к росту производства и наоборот. Возникают из-за запаздывания ответной реакции субъектов хозяйствования на меняющие конъюнктуру рынка события;» [6]
Подведение итогов, закрепление пройденного материала с помощью теста
Учитель открывает тест на компьютере и включает проектор, чтобы дети видели тест.
Сначала дети решают тест самостоятельно, после чего вместе с учителем обсуждают ответы и проверяют себя. [10]
1.Волнообразные изменения уровней деловой активности – это:
а)экономическая фаза
б)экономический цикл +
в)экономический круг
2.Является «высшей точкой» экономического подъема
а)подъем
б)пик +
в)гора
3.Характерный период 7-11 лет
а)циклы Кондратьева
б) циклы и ритмы Кузнеца
в)циклы Жюгляра +
3.Обычно выделяют …. основных вида экономических циклов
а)четыре +
б)три
в)пять
4. К путям достижения экономического роста не относится:
а)экстенсивный путь
б)экзистенциальный +
в)интенсивный путь
5.Экономический цикл характеризуется
а)неустойчивость экономических процессов
б) прохождение определенных фаз в своем развитии экономикой +
в)изменением характеристик экономического роста
6.Достижение предела снижения деловой активности и рост безработицы, сокращение ВВП до минимума характерных для:
а)спада
б)оживления
в)депрессии +
7.Цикличность экономического развития выражает:
а) последовательность смены фаз цикла +
б) характер государственного регулирования национальной экономики
в)движение экономической системы в рамках перехода от депрессии к оживлению и обратно
8.Один из показателей, который может быть использован для характеристики экономического цикла:
а)курс ценных бумаг, ставки процента
б)дефицит бюджета
в)уровень занятости +
9.Один из показателей, который может быть использован для характеристики экономического цикла:
а)объем производства, продаж и товарных запасов +
б)курс ценных бумаг
в)объем внутренних и внешних кредитов
10. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением трех, характеризуют понятие «экономический цикл». Найдите три термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) подъем | 2) спад | 3) пик | +4) прибыль |
+5) тренд | 6) кризис | +7) кредит | |
11. «Экономический цикл — это периодически повторяющиеся на протяжении ряда лет подъёмы и спады в экономике. Экономический цикл состоит из нескольких фаз. Подъём наступает после достижения низшей точки цикла. Характеризуется постепенным ___(А) занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы ___(Б). Происходит внедрение ___(В) в экономике с коротким сроком окупаемости. Пик, или вершина цикла деловой ____(Г), является «высшей точкой « экономического подъёма. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого ____(Д), производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в ___(Е) задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы.
Спад характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие падения конъюнктуры спад обычно сопровождается ростом безработицы и падением загрузки производственных мощностей».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) рост | 2) экономический | 3) инновация |
4) валовый | 5) производство | 6) активность |
7) позиция | 8) уровень | 9) инфляция |
Ответ: 193685
Домашнее задание.
Прочитать параграф учебника и ответить на контрольные вопросы учебника письменно.
Заключение
Итак, разработка методического материала действительно важна, ведь от нее зависит уровень усвоенности детьми теоретических и практических знаний, умений, навыков. Это также касается методики преподавания экономических дисциплин, поскольку от уровня знаний детей зависит благополучие нашей страны в будущем, уровень развития экономики. Поэтому в наших интересах преподавать экономику максимально доступно, научно и увлекательно. На это и рассчитана разработка методик преподавания.
В ходе написания курсовой работы мной были раскрыты поставленные задачи и цель. Благодаря изученной литературе и изученным темам я разработала 2 конспекта для уроков по «Экономическому росту».
Для первого урока по теме «Понятие и факторы экономического роста» я составила такой план:
1. Понятие «экономического роста»
2. ВВП как оценка экономического роста
3.Важная задача экономического роста
4.Показатели измерения экономического роста
5.Факторы, влияющие на экономический рост (экстенсивные и интенсивные факторы)
Первый урок состоит из: организационного этапа (приветствие, проверка присутствующих, заполнение журнала - 5 минут), актуализации знаний учащихся (узнать у учащихся, что они
знают об экономическом росте - 5 минут), изложения и конспектирования нового материала (20 минут), подведения итогов, закрепления пройденного материала с помощью заданий (13 минут), раздачи домашнего задания (2 минуты).
В изложении нового материала первого урока я использовала такие рисунки: 1.) экономический рост (графическая интерпретация), 2.) тренд движения реального ВВП, 3.) кривую совокупного предложения и роста объема производства. Также в конспекте я использовала формулы абсолютного прироста
, темпа прироста ВВП, индекса цен (дефлятор ВВП) и реальный ВВП.
Для закрепления пройденного материала я нашла 3 задачи, где нужно было выявить с помощью формул был ли экономический рост за данный период в Украине и в России, изобразить кривую производственных возможностей СССР. В домашнем задании нужно прочитать параграф учебника и решить 2 задачи.
Для второго урока по теме «Цикличность экономического роста и методы ее регулирования» я составила такой план:
1. Понятие «экономического цикла»
2. Фазы экономического цикла
3.Проциклические и контрциклические показатели
4.Объяснение смен фаз экономического цикла
5.Виды экономических циклов
Второй урок состоит из: организационного этапа (приветствие, проверка присутствующих, заполнение журнала - 5 минут), актуализации знаний учащихся (вспомнить с учениками предыдущую тему, проверка домашнего задания, узнать у учащихся, что они
знают об экономическом цикле - 5 минут), изложения и конспектирования нового материала (20 минут), подведения итогов, закрепления пройденного материала с помощью заданий (13 минут), раздачи домашнего задания (2 минуты).
В изложении нового материала первого урока я использовала рисунок экономического цикла, новые формулы я не давала.
Для закрепления пройденного материала я решила использовать тест, состоящий из 11 вопросов. Сначала дети решают тест самостоятельно, после чего вместе с учителем обсуждают ответы и проверяют себя. В домашнем задании нужно прочитать параграф учебника и ответить на контрольные вопросы учебника письменно.
Таким образом, в школе нужно изучать экономику, чтобы уметь эффективно распоряжаться деньгами, понимать экономические законы. Для того чтобы дети лучше усвоили информацию нужна эффективная разработка методики обучения.
Список литературы
1. Лескина О.Н. Экономика [Электронный ресурс] : учебное пособие для школьников старших классов, абитуриентов высших учебных заведений, поступающих на экономические специальности / О.Н. Лескина. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 76 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21353.html
2.Липсиц, И. В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. / И .В . Л и п си ц . — 15-е изд. — М.:ВИТА - ПРЕСС, 2012. - 272 с.
3. Макроэкономика: Курс лекций для экономистов . Экономический рост и его показатели. Электронный ресурс. URL: http://diplomart.ru/library/l0006-0067-0236-00635.html (Дата обращения 21.04.2021).