Файл: Курсовой проект по дисциплине Методика обучения экономике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если темп экономического роста положительный – в экономике государства подъем. Если же темп отрицательный – в экономике государства спад.
Какие же факторы влияют на экономический рост?
Факторы экстенсивного типа роста:
1. Труд –это умственные и физические способности людей, которые используются для удовлетворения потребностей общества
2. Природные ресурсы - это совокупность природных богатств, которые человек эксплуатирует для поддержания своего существования
3. Капитал – созданные человеком средства производства, которые используются для быстрого развития экономического роста
4. «Земля – все виды природных ресурсов, т.е. даровые блага природы, которые применяются в производственном процессе» [5]
Факторы интенсивного роста:
1.Технологический прогресс – помогает массово создавать и распространять товары и услуги, что способствует экономическому росту
2. Повышение образовательного уровня работников
Поскольку начали внедрять новое производительное оборудование, появилась потребность в квалифицированных специалистах. Соответственно, также появилась необходимость в повышении уровня образования работников. «Поэтому в XX в. в экономическую науку вошло понятие человеческий капитал, инвестиции в увеличение которого часто дают большее ускорение экономического роста, чем инвестиции в физический капитал; [2]
3. Улучшение распределения ограниченных ресурсов
Невозможно увеличить объем производственных ресурсов за короткий срок. Поэтому нужно правильно распоряжаться ограниченными ресурсами для большей эффективности. Важно правильно организовывать распределение ресурсов, чтобы достичь высоких темпов экономического роста.
4. Проявление эффекта масштаба производства.
«Увеличение масштабов производства (на основе организации массового выпуска продукции) дает возможность экономить ресурсы и наращивать выпуск продукции быстрее, чем растут объемы некоторых используемых для этого ресурсов.» [2]
Какие у вас есть предположения насчет значения экстенсивного и интенсивного роста?
Иванова в своем учебнике дает такое определение экстенсивный роста - он особенен тем, что увеличение выпуска продукции происходит за счет количественного, т. е экстенсивного, расширения факторов: в производство вовлекаются новые рабочие, на предприятиях устанавливается большее число станков. Но квалификация рабочих и производительность их труда не изменяются, качество оборудования и технология тоже не меняются. Поэтому отдача продукции и дохода на единицу капитала остается прежней.
Согласно учебнику Ивановой интенсивные факторы роста характеризуются научно-техническим прогрессом, повышением квалификации рабочей силы, совершенствованием организации производства и тому подобные факторы, которые связаны с введением новой технологии, с заменой устаревшего оборудования современным, с переходом на выпуск новых видов продукции. Увеличение выпуска продукции достигается через качественное улучшение факторов производства или выпускаемой продукции.
Подведение итогов, закрепление пройденного материала с помощью заданий
Теперь давайте закрепим материал
Задача 1.
В статистике Украины есть такие данные:
Таблица 1. Показатели экономики Украины.
Показатели экономики | 1994 | 1995 |
ВВП в текущих ценах (трлн. Руб.) | 2100 | 2480 |
Дефлятор ВВП, в % к предыдущему году | ? | 114,5% |
Можно ли утверждать, исходя из этих данных, что в представленный период в Украине был экономический рост?
Решение: Сначала приводим данные за 1995 г. к реальному значению, корректируя их с помощью индекса цен(дефлятора):
Таким образом, в 1995 г. в Украине был незначительный рост — 3%. [13]
Задача 2.
Согласно данным статистики, ВВП России в нынешних ценах (т. е. номинальный ВВП) составил в 1992 г. 755,3 млрд. руб., а в 1993 г. — 1478,5 млрд. руб. В том же 1993 г. индекс цен (дефлятор ВВП) был равен 238,5% (в процентах к предыдущему году). Можно ли утверждать, что в 1993 году в России был экономический рост?
Решение.
Поскольку экономический рост подразумевает увеличение реального ВВП, нам нужно перейти к реальным показателям. Так как нам даны цифры только по двум годам, то логично принять за базовый год 1992-й, а данные за 1993 г. представить в ценах 1992г., чтобы убрать влияние инфляционных процессов в 1993 г. Для этого мы должны ВВП 1993 г. в ценах того же года (т. е. в текущих ценах) разделить на индекс цен: вспомним, что дефлятор(индекс цен) ВВП равен отношению номинального ВВП к реальному, а значит, реальный ВВП можно получить делением номинального на индекс цен. Тогда
Индекс цен мы взяли не в процентах, а в долях. Теперь можно подсчитать темп изменения реального ВВП в 1993 г.:
Поэтому в экономике наблюдался не рост, а падение производства.[13]
Задача 3.
В СССР доля лиц со средним образованием в составе рабочей силы возросла с 21% в 1957 г. до 38% в 1979 г. Что случилось в результате этого с кривой производственных возможностей СССР и почему? Изобразите ответ графически в координатах: товары потребления — инвестиционные товары.
Ответ. Кривая производственных возможностей СССР сдвинулась вправо, как показано на рис.4, поскольку улучшилось качество одного из факторов производства — труда. Это привело к повышению производительности труда во всех секторах экономики, что выразилось в увеличении производства как инвестиционных, так и потребительских товаров и, следовательно, в экономическом росте. В данном случае рост произошел за счет интенсивного фактора. [13]
Рисунок 4. Кривая производственных возможностей СССР.
Домашнее задание.
Прочитать параграф учебника и решить следующие задания:
Задача 1. ВВП Румынии в 2009 году был 2300 млрд. ден. ед. В 2010 г. уровень потребительских цен в Румынии вырос на 18%, а величина номинального ВВП равнялась 2500 млрд. ден. ед. Определите темп экономического развития за год и фазу экономического цикла в Румынии.
Решение:
В экономике наблюдается спад. [7]
Задача 2.
В начале 90х годов XX в. в Россию хлынул поток эмигрантов из разных стран мира. Как это повлияло на кривую производственных возможностей России и почему? Изобразите ответ графически в координатах: товары потребления — инвестиционные товары.
Ответ. В начале 1990х годах в России наблюдался экономический рост, который вызван вовлечением в экономику дополнительных трудовых ресурсов. Это увеличило производственные возможности России, что отразилось сдвигом кривой производственных возможностей вправо, это показано на рис.5. Здесь экономический рост произошел за счет экстенсивного фактора.[13]
Рисунок 5. Кривая производственных возможностей России.
2.2.Методические материалы второго урока: «Цикличность экономического роста и методы ее регулирования»
Тема урока: «Цикличность экономического роста и методы ее регулирования»
Организационный этап (приветствие, проверка присутствующих,
заполнение журнала)
«Здравствуйте, ребята! Можете садиться. Кто сегодня отсутствует в классе? Спасибо.»
Актуализация знаний учащихся (вспомнить с учениками предыдущую тему, проверка домашнего задания, узнать у учащихся, что они знают об экономическом цикле)
«Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы изучили на прошлом уроке?»
Дети высказываются
После чего учитель спрашивает, у кого есть вопросы по домашнему заданию, если есть вопросы по нему – разбирает на доске. После собирает тетради на проверку.
«Давайте теперь выясним, что вы знаете о цикличности экономического роста или что, как вы думаете, под ним понимает экономическая теория?»
Дети высказывают свои предположения
Изложение и конспектирование нового материала.
Итак, сегодня мы с вами изучим тему «Цикличность экономического роста и методы ее регулирования», экономический цикл, антициклическая политика, узнаем что такое контрциклические и проциклические параметры.
Ребята, как вы думаете, может ли экономика государства только развиваться или только спадать? Опыт России и других стран, указанный в экономической статистике, дает нам понять, что подъем, развитие экономического роста не является гарантией. Экономический рост периодически сменяется спадом (кризис), застоем в хозяйстве, оживлением, подъемом. Периодичность подъема, спада, застоя и оживления похожа на волну.
Что же такое экономический цикл?
Под экономическим циклом обычно понимают поочередность спадов и подъемов для получения реального ВВП.
Структура экономического цикла у авторов учебников может немного отличаться. П.А. Баранов в справочнике обществознания по подготовке к ЕГЭ выделяет:
Экономический подъем(пик) – это высшая точка экономического цикла. Для него характерна практически полная занятость населения, стабильный рост производства товаров и услуг, рост доходов, спрос превышает предложение;
Экономический спад (рецессия) – снижение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение уровня ВВП, безработица;
Застой(дно, депрессия, кризис) – экономика топчется на месте, низкий спрос и уровень производства, безработица;
Оживление – поэтапный рост производства, появляются рабочие места, растет заработная плата у населения, повышается спрос и прибыль у предпринимателей.
Графически экономический цикл можно изобразить так. как это показано на рисунке 6
Рисунок 6. Экономический цикл.
Средняя длительность цикла измеряется между 2-мя фазами: 2-мя пиками или 2-мя спадами.
Макроэкономические показатели могут быть как проциклическими, так и контрциклическими. Процеклические показатели характеризуются тем, что повышаются на этапе подъема и снижаются на спаде. Согласно учебнику Савицкой к проциклическим показателям принадлежит ВВП, степень загрузки производственных мощностей, величину денежной массы, скорость обращения денег, общий уровень цен, прибыль корпораций и др. Концентрические же показатели характеризуются повышением на фазе спада и снижением на фазе подъема. К ним можно отнести уровень безработицы, число банкротств, размеры запасов готовой продукции. Обычно этапы цикла сменяются плавно. В учебнике Савицкой написано, что при приближении спада сокращается продолжительность рабочей недели в промышленности, снижается число новых заказов на поставку потребительских товаров, снижается курс акций, уменьшаются заказы на новые машины, оборудование, снижаются цены на некоторые виды сырья, уменьшается предложение денег, сокращается число лицензий на строительство нового жилья и т.д.
Как вы думаете от чего зависит смена фаз экономического цикла?
Существуют много теорий, объясняющих экономические циклы:
- чередование стадий может зависеть от того, как «обновляются и меняются по величине запасы на складах промышленных и торговых предприятий.» [12]
Иногда из-за того, что спрос изменился запасы увеличиваются, объем закупа новых товаров соответственно уменьшается.
- также некоторые экономисты относят причину цикличности к моде на новые товары, из-за которых появляется проблема сбыта старых товаров
- превышение предложения над спросом