Файл: Онлайнкурс Учимся легко нейропсихология в детском саду и школе Модуль Урок Дополнительные материалы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как морфологическими, так и морфофизиологическими исследованиями с достаточной надежностью установлено, что наряду со специфическими сенсорными и двигательными функциями кора головного мозга имеет и неспецифические активирующие функции (Жувэ, 1961; Бузер и др., 1961; С.П.Нарикашвили, 1963, 1968; О.Загер, 1968; Эрнандес-Пеон, 1966, 1969; Р.А.Дуринян и др., 1968). Нисходящие волокна ретикулярной системы имеют достаточно дифференцированную корковую организацию. Нисходящие волокна, идущие преимущественно от префронтальной коры, адресуются к ядрам зрительного бугра и нижележащих стволовых образований. Они являются тем аппаратом, посредством которого высшие отделы мозговой коры управляют работой нижележащих аппаратов ретикулярной формации таламуса и ствола, тем самым модулируя их работу и обеспечивая наиболее сложные формы сознательной деятельности. Все это показывает, во-первых, что аппараты первого функционального блока не только тонизируют кору, но и сами испытывают ее дифференцирующее влияние, и, во-вторых, что первый функциональный блок мозга работает в тесной связи с высшими отделами коры.
Рис. 2. Схема соотношения корковых аппаратов с образованиями ствола посредством ретикулярной формации: а — нисходящие; б — восходящие пути
2 БЛОК ПРИЕМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Этот блок расположен в наружных отделах новой коры и занимает ее задние отделы, включая в свой состав аппараты зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной) областей. Их нейроны приспособлены к приему раздражений, приходящих в головной мозг от периферических рецепторов, к дроблению их на огромное число компонентов (иначе говоря, к анализу их на мельчайшие составляющие детали) и к комбинированию их в нужные динамические функциональные структуры (иначе говоря, к синтезу их в целые функциональные системы).
Таким образом, этот функциональный блок головного мозга обладает высокой модальной специфичностью: входящие в его состав части приспособлены к тому, чтобы принимать зрительную, слуховую, вестибулярную или общечувствительную информацию. В системы этого блока включаются и центральные аппараты вкусовой и обонятельной рецепции, но у человека они занимают незначительное место.
Основу этого блока составляют первичные, или проекционные, зоны коры, которые характеризуются высоким развитием нейронов, значительная часть которых обладает высочайшей специфичностью. Эти высокодифференцированные нейроны строго сохраняют модальную специфичность. Например, в первичной затылочной (зрительной) коре можно найти лишь очень небольшое число клеток, которые реагируют на звук, прикосновение или вестибулярное раздражение.
Над первичными, или проекционными, зонами коры второго блока мозга надстроены аппараты вторичных, или гностических, зон коры, не имеющих столь выраженной модальной специфичности и включающих в свой состав значительное число ассоциативных нейронов с короткими аксонами, что позволяет комбинировать поступающие возбуждения в нужные «функциональные узоры» и осуществлять синтетическую функцию.
Слуховая (височная) кора построена по тому же принципу. Ее первичные (проекционные) зоны скрыты в глубине височной коры и поперечных извилинах Гешля. Нейроны этих зон высокодифференцированны и модально специфичны. Реагируют они только на звуковые раздражители. Как и первичное зрительное поле, первичные отделы слуховой коры имеют четкое топографическое строение. Над аппаратами первичной слуховой коры надстроены аппараты вторичной слуховой коры, которые расположены во внешних (конвекситальных) отделах височной области (22-, 42- и частично 21-е поля Бродмана). Здесь происходит анализ и расшифровка раздражений.
Рис. 3. Карта цитоархитектонических полей Бродмана и Московского института мозга: а — наружная поверхность; б — внутренняя поверхность
Та же функциональная организация сохраняется и в теменной коре. Как и в случае зрительной и слуховой коры, ее основу составляет первичная, или проекционная, зона (3-е поле Бродмана), где представлены модально специфичные нейроны. Раздражение верхних участков этой зоны вызывает появление кожных ощущений в нижних конечностях, средних участков — в верхних конечностях, а раздражение пунктов нижнего пояса этой зоны — ощущения в отделах лица, губ и языка. Над первичной зоной теменной коры надстраиваются ее вторичные зоны (1, 2 и 5-е поля Бродмана). Эти зоны состоят преимущественно из нейронов ассоциативных слоев, и их раздражение приводит к возникновению комплексных кожных и кинестетических ощущений.
Таким образом, основные, модально-специфические зоны разбираемого нами второго блока мозга, каждая из которых представляет собой центральный корковый аппарат того или
иного модально-специфического анализатора, построены по единому принципу иерархической организации, сформулированному в свое время еще Кэмпбеллом (1905). На рисунке 3 приводится принятая сейчас карта корковых полей, разработанная Московским институтом мозга.
Познавательная деятельность человека никогда не протекает, опираясь лишь на одну изолированную модальность (зрение, слух, осязание); любое предметное восприятие является результатом полимодальной деятельности, которая первоначально в онтогенезе имеет развернутый характер и лишь затем становится свернутой. Поэтому естественно, что она должна опираться на совместную работу целой системы зон коры головного мозга.
Функцию обеспечения такой совместной работы целой группы анализаторов несут третичные зоны второго блока мозга - зоны перекрытия корковых отделов различных анализаторов. Эти зоны расположены на границе затылочного, височного и теменного отделов коры. Зоны перекрытия у человека развиты настолько, что составляют четвертую часть всех образований второго блока. Это дает основание считать третичные зоны специфически человеческими образованиями.
Подавляющая часть нейронов этих зон имеет мультимодальный характер и реагирует на комплексные признаки среды, на которые не реагируют нейроны первичных и вторичных зон. Именно к таким третичным образованиям задних отделов мозговой коры относятся 7-, 39- и 40-е поля Бродмана (верхние и нижние отделы теменной области), 21-е поле височной и 37-е поле височно-затылочной областей.
Деятельность третичных зон затылочных отделов коры необходима не только для успешного синтеза наглядной информации, но и для перехода от уровня непосредственного наглядного восприятия к уровню символических процессов, для оперирования значениями слов, сложными грамматическими и логическими структурами, системами чисел и отвлеченными соотношениями. Другими словами, третичные зоны затылочных отделов коры являются аппаратами, участие которых необходимо для превращения наглядного восприятия в отвлеченное мышление, опосредованное внутренними схемами, и для сохранения в памяти всего организованного опыта.
Совокупность данных позволяет назвать этот функциональный блок мозга блоком получения, переработки и хранения информации. Можно указать некоторые законы построения коры, входящей в состав второго блока мозга.
Первый закон — закон иерархического строения корковых зон. Соотношение первичных, вторичных и третичных зон коры, осуществляющих все более сложный синтез приходящей информации, является достаточно отчетливой иллюстрацией этого закона.
Отношения между первичными, вторичными и третичными зонами коры не остаются одинаковыми в процессе онтогенетического развития. Так, у маленького ребенка для успешного формирования вторичных зон необходима сохранность первичных зон, а для формирования третичных зон — достаточная сформированность вторичных зон. Поэтому нарушение в раннем возрасте низших зон коры неизбежно приводит к недоразвитию более высоких зон коры. Таким образом, основная линия взаимодействия этих зон у ребенка направлена «снизу вверх».
Наоборот, у взрослого человека с полностью сложившимися психологическими функциями ведущее место переходит к высшим зонам коры. Даже просто воспринимая окружающий мир, взрослый человек организует свои впечатления в логические системы. Наиболее высокие, третичные зоны коры у него управляют работой подчиненных им вторичных зон. При поражении первичных и вторичных зон коры третичные зоны оказывают на их работу компенсирующее влияние. Такой характер взаимоотношений зон коры в зрелом возрасте позволил Л. С. Выготскому заключить, что на позднем этапе онтогенеза они взаимодействуют «сверху вниз».
Второй закон можно сформулировать как закон убывающей специфичности иерархически построенных зон коры. Первичные зоны второго блока обладают максимальной модальной специфичностью. Основа этого явления — наличие огромного числа нейронов с высокодифференцированной, модально-специфической функцией. Вторичные зоны коры, где преобладают верхние слои с их ассоциативными нейронами, обладают модальной специфичностью в значительно меньшей степени. Будучи тесно связанными с корковыми отделами соответствующих анализаторов, эти зоны характеризуются модально-специфическими гностическими функциями. Здесь интегрируется в одних случаях зрительная, в других — слуховая, в третьих — тактильная информация. Степень специализированности клеток этих зон значительно меньше, чем в первичных зонах, происходит «убывание модальной специфичности». Еще в меньшей степени модальная специфичность характеризует третичные зоны второго блока, зоны перекрытия корковых отделов различных анализаторов. Нейроны третичных зон приобретают способность играть организующую, интегрирующую роль в работе более специфических зон, становятся ответственными за организацию функциональных систем, необходимых для осуществления сложных познавательных процессов.
Третий закон можно обозначить как закон прогрессивной латерализации функций, т.е. связи функций с определенным полушарием мозга по мере перехода от первичных зон коры к вторичным и затем третичным зонам.
Известно, что первичные зоны обоих полушарий мозга равноценны. Ни о каком доминировании первичных зон того или другого полушария говорить нельзя. Иначе обстоит дело при переходе к вторичным, а затем третичным зонам. С возникновением праворукости, возникает известная латерализация функций, которая отсутствует у животных, но которая у человека становится важным принципом функциональной организации мозга.
Левое полушарие у правшей становится доминантным Именно оно начинает осуществлять речевые функции, в то время как правое полушарие, не связанное с деятельностью правой руки и речью, остается субдоминантным. Этот принцип латерализации функций становится решающим принципом функциональной организации мозговой коры человека. У взрослого человека функции вторичных и третичных зон левого (ведущего) полушария начинают коренным образом отличаться от функций вторичных и третичных зон правого полушария. Подавляющее число симптомов нарушения высших психологических процессов, описанных при локальных поражениях мозга, относится к симптомам, возникающим при поражениях вторичных и третичных зон доминантного полушария.
Следует учитывать, что абсолютная доминантность левого полушария встречается крайне редко и, таким образом, закон латерализации имеет лишь относительный характер.
Резюмируем сказанное выше.
Вторым функциональным блоком коры головного мозга является блок приема, переработки и хранения информации. Он включает в свой состав зрительные (затылочные), слуховые (височные) и общечувствительные (теменные) отделы коры головного мозга и соответствующие подкорковые структуры.
Аппараты этого блока имеют иерархическое строение, распадаясь на первичные (проекционные) зоны, которые принимают информацию, вторичные (ассоциативные) зоны, которые обеспечивают синтез составных частей информации, и третичные зоны (зоны перекрытия), обеспечивающие совместную работу различных анализаторов и выработку символических схем, лежащих в основе комплексных форм познавательной деятельности.
3 БЛОК ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ СЛОЖНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прием, переработка и хранение внешней информации составляют только одну сторону психической жизни человека. Ее другую сторону составляет организация активной сознательной психической деятельности. С этой задачей и связан третий из основных функциональных блоков мозга — блок программирования, регуляции и контроля протекающей деятельности.