Файл: Онлайнкурс Учимся легко нейропсихология в детском саду и школе Модуль Урок Дополнительные материалы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Человек формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением и регулирует свое поведение, приводя его в соответствие с этими планами и программами, он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект своих действий с исходными намерениями и корригируя допущенные им ошибки. Этим задачам и служат аппараты третьего блока головного мозга. Аппараты третьего блока расположены в лобных отделах больших полушарий. «Выходными воротами» этого блока является двигательная (премоторная) зона коры, пирамидные клетки Беца, волокна от которых идут к двигательным ядрам спинного мозга, а оттуда к мышцам, составляя часть большого пирамидного пути.
Первичная двигательная кора является, как говорил выдающийся исследователь движений Н. А. Бернштейн, «передними рогами головного мозга». Естественно, что двигательный состав тех импульсов, которые она посылает на периферию, должен быть хорошо подготовлен, включен в определенные программы. Аппаратом, участвующим в подготовке двигательных программ, являются верхние слои коры и глиальное серое вещество. По мере перехода к высшим ступеням эволюционной лестницы двигательные импульсы становятся все более управляемыми.
Таблица 1
Развитие структуры коры передней центральной извилины в филогенезе
Вид | Величина клеток Беца,мк | Число клеток Беца (в 1 мм3 серого вещества) | Отношение массы глиального вещества к массе клеток Беца |
Низшие обезьяны | 3,7 | 31,0 | 52 |
Высшие обезьяны | — | — | 113 |
Человек | 6Д | 12,0 | 233 |
Решающее значение в подготовке двигательных импульсов имеют вторичные и третичные зоны, подчиняющиеся тем же принципам иерархического строения и убывающей специфичности, которые мы сформулировали, обсуждая принципы функциональной организации второго блока мозга. Основным отличием здесь является тот факт, что в третьем блоке процессы идут в нисходящем направлении, начинаясь в третичных зонах, где формируются двигательные планы и программы, переходя затем к аппаратам первичной двигательной зоны, которая посылает подготовленные двигательные импульсы на периферию.
Другое отличие третьего блока коры от второго заключается в том, что этот блок не содержит модально-специфических зон. Премоторные отделы третьего блока мозга можно отнести к вторичным отделам коры. Префронтальные отделы мозга состоят из клеток третичных зон коры. Они играют решающую роль в формировании намерений и программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека.
Префронтальная область мозга имеет богатейшую систему связей с нижележащими отделами мозга и соответствующими отделами ретикулярной формации, практически со всеми остальными отделами коры. Благодаря двустороннему характеру этих связей префронтальные отделы коры находятся в особенно выгодном положении, как для вторичной переработки информации, так и для регуляции всех структур мозга. Влияние префронтальной коры на высшие формы процессов активации
, регулируемые с помощью речи, было подробно изучено Е.Д.Хомской и ее сотрудниками.
Следует отметить тот факт, что префронтальные отделы мозговой коры созревают на поздних этапах онтогенеза. Новейшие данные, относящиеся к динамике развития префронтальных отделов лобной коры, иллюстрирует рис. 4. Темп роста площади лобных областей мозга резко повышается к 3,5-4 годам; второй скачок приходится на возраст 7 - 8 лет.
Рис. 4. Темп роста площади лобных областей мозга в онтогенезе: а — общая схема роста полей лобной области до и после рождения; б — темп роста поверхности и размеров клеток лобной коры (по данным Московского института мозга)
В многочисленных исследованиях отмечаются обширные связи лобных долей как с затылочными, височными, теменными областями, так и с лимбическими отделами коры (Прибрам, 1961, 1971; Розе, Вулси, 1949; Загер, 1962, 1965, 1968; Наута, 1964; Пандуа, Купере, 1968, 1969).
В отличие от третичных зон задних отделов мозга третичные отделы лобных долей фактически надстроены над всеми отделами мозговой коры, выполняя, таким образом, гораздо более универсальную функцию общей регуляции поведения, чем та, которую осуществляет второй блок мозга. Образования третьего блока вносят огромный вклад в общую организацию поведения человека. Уже ранние наблюдения над животными, лишенными лобных долей мозга, показали, насколько глубоко изменяется поведение животного. Как указывал И.П.Павлов, у такого животного нельзя отметить каких-либо нарушений в работе отдельных органов чувств: зрительный, слуховой и кинестетический анализы остаются у него сохранными, однако осмысленное, целенаправленное поведение глубоко страдает.
В. М. Бехтерев высказал предположение о том, что лобные доли мозга играют важную роль в «правильной оценке внешних впечатлений и целесообразном, направленном выборе движений, сообразно с упомянутой оценкой», обеспечивая, таким образом, «психорегуляторную деятельность». В наши дни П. К. Анохин высказал предположение, что лобные доли мозга играют существенную роль в «синтезе обстановочных сигналов», обеспечивая «предварительную, предпусковую афферентацию» поведения.
Разрушение префронтальной коры приводит к глубокому нарушению сложных программ поведения и к выраженному растормаживанию непосредственных реакций на побочные раздражители, в результате чего выполнение сложных программ поведения становится невозможным.
Многочисленные наблюдения показывают, что лобные доли осуществляют не только функцию синтеза внешних раздражителей, подготовки к действию и формирования программ, но и функцию учета эффекта произведенного действия и контроля его протекания. Этот факт был установлен наблюдениями, показавшими, что животное без лобных долей мозга оказывается не в состоянии обнаруживать и исправлять допускаемые ошибки, вследствие чего поведение его теряет организованный, осмысленный характер (Прибрам, 1959, 1960, 1961; и др.).
Последние годы внесли еще одно существенное дополнение в наше понимание функциональной организации лобных долей мозга животного. Рядом исследователей (Гросс, Вейзкранц, 1964; Брутковский, 1964) было установлено, что лобные доли высших млекопитающих и приматов не являются однородным образованием. Они состоят из нескольких зон.
Лобные доли человека развиты неизмеримо больше, чем лобные доли высших обезьян; вот почему у человека процессы программирования, регуляции и контроля сознательной деятельности в несравненно большей степени зависят от префронтальных отделов мозга, чем процессы регуляции поведения у животных. В настоящее время имеется обширный материал, который раскрывает роль префронтальных отделов коры в регуляции психических процессов человека.
Отличительная черта процессов регуляции сознательной деятельности у человека заключается в том, что эта регуляция совершается при участии речи (Л. С. Выготский, 1956, 1960; А.Н.Леонтьев, 1959; А.В.Запорожец, 1960; П.Я.Гальперин, 1959). Поэтому есть основания ожидать наиболее грубых нарушений программирующего, регулирующего и контролирующего влияния лобных долей мозга прежде всего на те формы сознательной деятельности, которые совершаются при ближайшем участии речевых процессов.
Последние десятилетия принесли нам бесспорные факты, подтверждающие эту гипотезу. Английский исследователь Грей Уолтер (1964, 1966) показал, что ожидание движения на стимул вызывает появление в префронтальной области коры человека медленных потенциалов, которые возрастают по амплитуде по мере увеличения вероятности появления ожидаемого сигнала, уменьшаются с уменьшением этой вероятности и исчезают, как только задача отвечать на сигнал отменяется. Характерно, что эти волны, которые были названы им волнами ожидания, появляются прежде всего в лобных отделах коры и уже оттуда распространяются назад к роландовой борозде.
Почти одновременно с этой находкой известный советский физиолог М. Н.Ливанов вместе со своими сотрудниками установили участие префронтальных отделов мозга в наиболее сложных формах активации, вызываемой интеллектуальной деятельностью. Регистрируя с помощью многоканальной установки токи действия, отражающие возбуждение одновременно работающих 100 пунктов мозга, авторы обнаружили, что каждая достаточно сложная умственная работа (например, счет в уме) ведет к увеличению числа синхронно работающих пунктов прежде всего в лобных долях мозга (рис. 5).
Р ис. 5. Изменение корреляции синхронно работающих пунктов лобной области при интеллектуальной деятельности (по М.Н.Ливанову, Н.А.Гавриловой и А. С.Асланову): а — спокойное состояние; б — решение сложной задачи;
Таким образом, лобные доли человека принимают самое непосредственное участие в повышении состояния активности, сопровождающем всякую сознательную деятельность. Именно префронтальные отделы коры обеспечивают сложнейшие формы программирования, регуляции и контроля сознательной деятельности человека.
Общая физиология сенсорных систем
Психические процессы
Это одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению.
Выделение психических процессов — условное разделение психики на составные элементы.
В психических процессах можно выделить два уровня организации:
1 связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности
2 связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы
Психические процессы бывают: познавательные, эмоциональные, волевые
Первый уровень организации психического процесса – сенсорная система
У нее есть периферический, проводниковый и центральный отделы
Периферия
Рецептор – это специализированная структура (клетка или окончание афферентного нейрона), которая в процессе эволюции приспособилась к восприятию соответствующего раздражителя внутреннего и внешнего мира путем преобразования энергии стимула (раздражителя) в изменение проницаемости своей мембраны.