Файл: 1 Обучающая продолжить формирование умения использовать различные источники географической информации. 2 Развивающая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


10 класс

Электроэнергетика мира

Цель урока:

Определить значение электроэнергии для мировой экономики; изучить особенности электростанций и их расположение.
Задачи урока:

1)Обучающая: продолжить формирование умения использовать различные источники географической информации.

2)Развивающая: формировать широту взглядов и ответственность в принятии решений, умение работать в группе и отстаивать свою точку зрения.

3)Воспитательная: воспитывать интерес к урокам географии. Напомнить о соблюдении правил техники безопасности при пользовании электроприборами с целью сохранения своего здоровья.
Оборудование: учебники В.П. Максаковский “География - 10” М. Просвещение,;

Тип урока: комбинированный.

Формы урока: коллективная, индивидуальная.

План урока:

I. Организационный этап.

II. Изучение нового материала.

III. Закрепление.

IV. Домашнее задание.
Ход урока:

  1. Организационный этап.

На прошлом уроке мы начали изучать промышленность мира и начали с топливно-энергетической промышленности, познакомились с отраслями, которые являются основой мировой энергетики.

- Какие это отрасли? (угольная, нефтяная, газовая)

  1. Изучение нового материала.

На сегодняшнем уроке, мы продолжим изучение этой темы, а именно будем говорить об электроэнергетике. Электроэнергетика - одна из отраслей «авангардной тройки».

- Какие ещё две отрасли входят в «авангардную тройку отраслей? (машиностроение, химическая)

-Итак, откройте тетради и запишите число и тему урока «Электроэнергетика мира»

- Каково назначение этой отрасли? (Электроэнергетика - отрасль, занимающаяся выработкой энергии и доставкой её до потребителя по линиям электропередач (ЛЭП).)
Постановка проблемного вопроса:
“Энергетика – двигатель технического процесса” Так ли это?

Сегодня на уроке вы узнаете:

  • о состоянии мировой энергетики.

  • о различных типах электростанций.

  • Какие виды ресурсов использует энергетика.

  • о проблемах и перспективах отрасли.


Постановка проблемного вопроса:
“Энергетика – двигатель технического процесса” Так ли это?


Изучать отрасль будем по плану:

1.Объёмы выработки электроэнергии по странам мира.
2. Структура электроэнергетики (по видам электростанций).
3. Проблемы отрасли.
4. Перспективы развития - использование альтернативных источников энергии.

5.Значение отрасли.

  1. Объёмы выработки электроэнергии по странам мира.

Анализ таблицы 23 на стр.393 учебника

- Какие страны по уровню развития являются преобладающими, в объёмах выработки электроэнергии? (По объёмам выработки электроэнергии развитые страны в значительной степени опережают развивающиеся страны.)

-Какие регионы являются бесспорными лидерами? (Среди регионов мира лидируют Северная Америка и западная Европа.)
- Какие страны являются ведущими производителями? (Среди стран мира ведущими производителями электроэнергии являются )

Ведущие производители электроэнергии” Таблица №1

Страна

Выработка, млрд. кВт*ч

1.США
2.Янония
3.Китай
4.Россия
5.Канада
6.ФРГ
7.Франция
8.Индия
9.Великобритания
10.Бразилия

3600
950
900
860
530
525
470
400
310
265




  1. Структура электроэнергетики.


Работа в группах

У каждой группы лежит на столе материал с заданием, на выполнение которого отводится 10 мин. За это время вы должны подготовить краткое сообщение о типе станции, какой тип ресурсов используют, отметить положительные, отрицательные стороны, перспективу развития каждого типа станции.

Результаты занести в технологическую карту №1
Карточка №1(ожидаемый результат)

Тип электростанции

Доля вырабатываемой электроэнергии

Технико-экономические особенности, проблемы отрасли

Крупнейшие электростанции

ТЭС

64%

1. Используют невозобновляемые ресурсы (уголь, нефть, газ)
2. Сильно загрязняют атмосферу
3. Воздействуют на водные ресурсы
4. Быстро строятся.

США, Китай, Россия, ФРГ, Польша, ЮАР, Нидерланды, Италия.

ГЭС

18%

1. Используют возобновляемые энергоресурсы (энергия рек)
2. Производят самую дешёвую электроэнергию
3. Длительное время строительства
4. Меняют уровень грунтовых вод, что приводит к заболачиванию территории

Канада, США, Бразилия, Россия, Китай, Норвегия.

АЭС

17%

1. Создают опасность радиационного заражения
2. Производят дорогую электроэнергию
3. Неисчерпаемый запас топлива. Сырьё (уран)

США, Франция, Япония, ФРГ, Швеция, Россия, КНР, Канада, Великобритания, Украина.




  1. Проблемы отрасли.

Атомная энергетика вполне обеспечена сырьем. 25 лет назад произошла Чернобыльская техногенная катастрофа, в марте 2011 года произошла страшнейшая катастрофа в Японии. Это изменило взгляд человечества на атомную энергетику. Но мир так и не отказался от АЭС. Почему?

Контроль за использование атома в мирных целях ведет МАГТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия его работа приобрела особое значение, что работы в мирной ядерной области не переключались на военные цели.
МАГАТЭ созывает международные научные форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, направляет в различные страны специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов, исполняет контрольные функции и, в частности, наблюдает за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей. Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.


  1. Перспективы развития отрасли – использование альтернативных источников энергии.

Каждая группа получила опережающее задание, изучить альтернативные источники энергии. Послушаем отчёт каждой группы, остальные слушают и заполняют технологические карты №2, вписывая названья стран.
Карточка №2 (ожидаемый результат)

Приливные электростанции (ТЭС)

Солнечные электростанции (СЭС)

Ветровые электростанции (ВЭС)

Геотермальные электростанции (ГеоТЭС)

Франция
Великобритания
Канада
Россия (Кислогубская)
Индия
Китай

Работают в 30 странах мира
Франция
Испания
Япония
США
Крым

Западная Европа
Дания, ФРГ
Великобритания
Нидерланды
США, Индия
Китай
Север России

Страны Центральной Америки
Филиппины
Исландия
Камчатка (Паужетская ГТЭС)



- Мы выяснили, что доля вырабатываемой электроэнергии на ТЭС – 64%, на ГЭС- 218%, на АЭС – 17%, альтернативные источники -1%.

Задание: построить круговую диаграмму энергетического баланса в мире.

Карточка №3




  1. Значение отрасли. Мы рассмотрели все виды электростанций.

Пришло время ответить на вопрос заданный в начале урока.

Постановка проблемного вопроса:
“Энергетика – двигатель технического процесса” Так ли это?


(Высказывания групп)

III. Закрепление.

Укажите, к каким типам электростанций относятся следующие технико-экономические особенности:

  • Используют невозобновляемые ресурсы.

  • Сильно загрязняют атмосферу.

  • Воздействуют на водные ресурсы.

  • Используют возобновляемые энергоресурсы.

  • Длительное время строительства.

  • Дают самую дешёвую электроэнергию.

  • Создают опасность радиационного заражения.

  • Дают много твёрдых отходов.

  • Дают дорогую электроэнергию.

IV. Домашнее задание.

Стр.130-131 в учебнике