Файл: 1 Обучающая продолжить формирование умения использовать различные источники географической информации. 2 Развивающая.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10 класс
Электроэнергетика мира
Цель урока:
Определить значение электроэнергии для мировой экономики; изучить особенности электростанций и их расположение.
Задачи урока:
1)Обучающая: продолжить формирование умения использовать различные источники географической информации.
2)Развивающая: формировать широту взглядов и ответственность в принятии решений, умение работать в группе и отстаивать свою точку зрения.
3)Воспитательная: воспитывать интерес к урокам географии. Напомнить о соблюдении правил техники безопасности при пользовании электроприборами с целью сохранения своего здоровья.
Оборудование: учебники В.П. Максаковский “География - 10” М. Просвещение,;
Тип урока: комбинированный.
Формы урока: коллективная, индивидуальная.
План урока:
I. Организационный этап.
II. Изучение нового материала.
III. Закрепление.
IV. Домашнее задание.
Ход урока:
-
Организационный этап.
На прошлом уроке мы начали изучать промышленность мира и начали с топливно-энергетической промышленности, познакомились с отраслями, которые являются основой мировой энергетики.
- Какие это отрасли? (угольная, нефтяная, газовая)
-
Изучение нового материала.
На сегодняшнем уроке, мы продолжим изучение этой темы, а именно будем говорить об электроэнергетике. Электроэнергетика - одна из отраслей «авангардной тройки».
- Какие ещё две отрасли входят в «авангардную тройку отраслей? (машиностроение, химическая)
-Итак, откройте тетради и запишите число и тему урока «Электроэнергетика мира»
- Каково назначение этой отрасли? (Электроэнергетика - отрасль, занимающаяся выработкой энергии и доставкой её до потребителя по линиям электропередач (ЛЭП).)
Постановка проблемного вопроса:
“Энергетика – двигатель технического процесса” Так ли это?
Сегодня на уроке вы узнаете:
-
о состоянии мировой энергетики. -
о различных типах электростанций. -
Какие виды ресурсов использует энергетика. -
о проблемах и перспективах отрасли.
Постановка проблемного вопроса:
“Энергетика – двигатель технического процесса” Так ли это?
Изучать отрасль будем по плану:
1.Объёмы выработки электроэнергии по странам мира.
2. Структура электроэнергетики (по видам электростанций).
3. Проблемы отрасли.
4. Перспективы развития - использование альтернативных источников энергии.
5.Значение отрасли.
-
Объёмы выработки электроэнергии по странам мира.
Анализ таблицы 23 на стр.393 учебника
- Какие страны по уровню развития являются преобладающими, в объёмах выработки электроэнергии? (По объёмам выработки электроэнергии развитые страны в значительной степени опережают развивающиеся страны.)
-Какие регионы являются бесспорными лидерами? (Среди регионов мира лидируют Северная Америка и западная Европа.)
- Какие страны являются ведущими производителями? (Среди стран мира ведущими производителями электроэнергии являются )
“Ведущие производители электроэнергии” Таблица №1
Страна | Выработка, млрд. кВт*ч |
1.США 2.Янония 3.Китай 4.Россия 5.Канада 6.ФРГ 7.Франция 8.Индия 9.Великобритания 10.Бразилия | 3600 950 900 860 530 525 470 400 310 265 |
-
Структура электроэнергетики.
Работа в группах
У каждой группы лежит на столе материал с заданием, на выполнение которого отводится 10 мин. За это время вы должны подготовить краткое сообщение о типе станции, какой тип ресурсов используют, отметить положительные, отрицательные стороны, перспективу развития каждого типа станции.
Результаты занести в технологическую карту №1
Карточка №1(ожидаемый результат)
Тип электростанции | Доля вырабатываемой электроэнергии | Технико-экономические особенности, проблемы отрасли | Крупнейшие электростанции |
ТЭС | 64% | 1. Используют невозобновляемые ресурсы (уголь, нефть, газ) 2. Сильно загрязняют атмосферу 3. Воздействуют на водные ресурсы 4. Быстро строятся. | США, Китай, Россия, ФРГ, Польша, ЮАР, Нидерланды, Италия. |
ГЭС | 18% | 1. Используют возобновляемые энергоресурсы (энергия рек) 2. Производят самую дешёвую электроэнергию 3. Длительное время строительства 4. Меняют уровень грунтовых вод, что приводит к заболачиванию территории | Канада, США, Бразилия, Россия, Китай, Норвегия. |
АЭС | 17% | 1. Создают опасность радиационного заражения 2. Производят дорогую электроэнергию 3. Неисчерпаемый запас топлива. Сырьё (уран) | США, Франция, Япония, ФРГ, Швеция, Россия, КНР, Канада, Великобритания, Украина. |
-
Проблемы отрасли.
Атомная энергетика вполне обеспечена сырьем. 25 лет назад произошла Чернобыльская техногенная катастрофа, в марте 2011 года произошла страшнейшая катастрофа в Японии. Это изменило взгляд человечества на атомную энергетику. Но мир так и не отказался от АЭС. Почему?
Контроль за использование атома в мирных целях ведет МАГТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия его работа приобрела особое значение, что работы в мирной ядерной области не переключались на военные цели.
МАГАТЭ созывает международные научные форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, направляет в различные страны специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов, исполняет контрольные функции и, в частности, наблюдает за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей. Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
-
Перспективы развития отрасли – использование альтернативных источников энергии.
Каждая группа получила опережающее задание, изучить альтернативные источники энергии. Послушаем отчёт каждой группы, остальные слушают и заполняют технологические карты №2, вписывая названья стран.
Карточка №2 (ожидаемый результат)
Приливные электростанции (ТЭС) | Солнечные электростанции (СЭС) | Ветровые электростанции (ВЭС) | Геотермальные электростанции (ГеоТЭС) |
Франция Великобритания Канада Россия (Кислогубская) Индия Китай | Работают в 30 странах мира Франция Испания Япония США Крым | Западная Европа Дания, ФРГ Великобритания Нидерланды США, Индия Китай Север России | Страны Центральной Америки Филиппины Исландия Камчатка (Паужетская ГТЭС) |
- Мы выяснили, что доля вырабатываемой электроэнергии на ТЭС – 64%, на ГЭС- 218%, на АЭС – 17%, альтернативные источники -1%.
Задание: построить круговую диаграмму энергетического баланса в мире.
Карточка №3
-
Значение отрасли. Мы рассмотрели все виды электростанций.
Пришло время ответить на вопрос заданный в начале урока.
Постановка проблемного вопроса:
“Энергетика – двигатель технического процесса” Так ли это?
(Высказывания групп)
III. Закрепление.
Укажите, к каким типам электростанций относятся следующие технико-экономические особенности:
-
Используют невозобновляемые ресурсы. -
Сильно загрязняют атмосферу. -
Воздействуют на водные ресурсы. -
Используют возобновляемые энергоресурсы. -
Длительное время строительства. -
Дают самую дешёвую электроэнергию. -
Создают опасность радиационного заражения. -
Дают много твёрдых отходов. -
Дают дорогую электроэнергию.
IV. Домашнее задание.
Стр.130-131 в учебнике