Файл: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Южно-Уральский многопрофильный колледж»


НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ И ИХ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономика организации

КР 38.02.01 ЭК- 201


Нормоконтролер Руководитель

А.А.Иванова А.А.Иванова

___________________ __________________

«____»_____________ 2021 г. «__»___________2021 г.


Автор работы

студентка группы ЭК-201

К.С.Васина

__________________

«__»___________2021 г.
Оценка

__________________

«__»___________2021 г.


г.Челябинск, 2021

СОДЕРЖАНИЕ


Введение.......................................................................................

3

1

Понятие и экономическое содержание нематериальных активов.......

6

1.1

Нематериальные активы организации и их использование................

6

1.2

Классификация нематериальных активов......................................

9

1.3

Оценка нематериальных активов предприятия...............................

14

2

Расчет экономических показателей деятельности организации..........

20

2.1

Расчет показателей использования основного капитала организации..

20

2.2

Расчет заработной платы...........................................................

23

2.3

Расчёт финансовых результатов деятельности организации..............

25

Заключение...................................................................................

27

Список использованных источников...................................................

30



ВВЕДЕНИЕ
В последние годы резко возросла степень и роль нематериальных активов в производственной и финансовой деятельности предприятия. В связи с этим особую актуальность для российских предприятий приобрела проблема совершенствования учета и анализа нематериальных активов. Это обусловлено волной поглощения одних предприятий другими, быстротой и масштабами технологических изменений, усложнением и интеграцией финансового рынка России.

Нематериальные активы – идентифицируемые немонетарные активы, не имеющие физической формы, которые входят в состав внеоборотных активов. К нематериальным активам относятся затраты предприятий на нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочных периодов хозяйственной деятельности и приносящие доход [1].

К сожалению, на российских предприятиях до сих пор недооценивают вклад нематериальных активов в воспроизводственный процесс. Мало кто из руководителей соотносит критерий максимизации рыночной стоимости компании с правильным управлением стоимостью нематериальных активов при внутрифирменном планировании. Поэтому так велика неэффективность управления в отечественных компаниях. Также существует проблема недооценки стоимости российских корпораций при сделках купли-продажи из-за неучтенной деловой репутации, что в свою очередь искажает информацию для инвесторов.

На данный момент отсутствует адекватная система сбора информации о нематериальных активах, как в рамках компаний, так и на уровне статистических агентств, что затрудняет возможности управления и отчетности нематериальных активов.

Проблема коммерческой оценки нематериальных активов как средств, представляющих собой будущие экономические выгоды, за которые была выплачена компенсация, давно назрела; нужна классификация нематериальных активов, методы оценки и переоценки стоимости.

Все это превращает проблему нематериальных активов в одну из наиболее актуальных экономических и правовых проблем на данном этапе движения российской экономики в целом, сферы НИОКР и наукоемкого производства, в частности, к цивилизованным рыночным отношениям.

Предметом исследования курсовой работы является теоретические и методологические аспекты учета и анализа нематериальных активов.

Объектом исследования курсовой работы являются российская организация, а также содержание международных и российских стандартов по учету нематериальных активов в данной организации.



Во введении раскрывается актуальность, обозначена цель исследования, указаны объект и предмет исследования.

Целью настоящего исследования является изучение теоретических и методологических основ нематериальных активов предприятия и их оценка с точки зрения современной экономической науки.

В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:

– рассмотреть понятие и экономическое содержание нематериальных активов;

– исследовать классификацию нематериальных активов;

– рассмотреть методы оценки нематериальных активов;

– рассмотреть подходы к оценке эффективности использования;

– проанализировать использование нематериальных активов в предприятиях;

– расчет экономических показателей деятельности организации.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались общенаучные методы познания.

Курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы.

Во введении рассмотрены актуальность исследования, цели и задачи работы.

В первой главе обобщены понятие и значение нематериальных активов, дана их классификация, оценка активов предприятия, инвентаризация, методы оценки.

В практической главе проводится расчет экономических показателей деятельности организации

В заключении обобщены основные выводы по результатам исследования и подведены итоги.

1 Понятие и экономическое содержание нематериальных активов
1.1 Нематериальные активы организации и их использование
В условиях перехода к рыночной экономики неотъемлемым фактором хозяйственной деятельности, приносящей доход, являются нематериальные активы. Экономическая практика подтверждает важность нематериальных активов как факторов экономического роста. Инвестиции в нематериальный аспект бизнеса крайне необходимы, поэтому инвесторам нужно понимать значение нематериальных активов и корпоративных ценностей. Ведь интеллектуальный капитал стал ведущим активом из-за трансформации промышленности из производственной базы к базе услуг, ориентированной на промышленно-развитые страны мира.

Нематериальные активы – это часть внеоборотных активов предприятия, к которой относят объекты, не имеющие физической структуры. Они принадлежат организации на праве собственности, используются ей в производственных целях в течение долгого времени, а также приносят доход. Нематериальные активы оформляются согласно требованиям законодательства [2].


В последнее время для организаций большую роль играет такой вид имущества как нематериальные активы. Это вызвано быстро развивающимися процессами поглощения одних организаций другими, огромными изменениями в технологии производства товаров и услуг, ростом роли информационных технологий.

Учет материальных и нематериальных активов имеет значительное сходство. Однако трудности учета нематериальных активов состоят в идентификации, оценке срока полезного эксплуатирования, в частности отсутствие физического содержимого затрудняет оценку периода срока службы, который становится трудноопределимым [3].

Если рассматривать отличительные черты нематериальных активов от материальных, то это товары и права, которые не являются ни вещественно, ни финансово существующими [4]. Таким образом, трудно идентифицировать, измерять и управлять ими. Нематериальные активы частично отражаются в финансовых отчетах, главным образом в балансах. Из-за их неоднородности, нематериальные активы не свободно продаются на рынке. Материальные и нематериальные активы различаются с точки зрения публичности, амортизации, ликвидности, разнообразия, расширения и обеспечения прав собственности [5].

Если говорить о важности нематериальных активов для организации, то стоит описать одну категорию этих активов – товарный знак, бренд. Бренды влияют на принятие решений клиентов и представляют гарантию качества. Реальная финансовая выгода, хотя и нелегко измеримая, возникает из-за нематериальных активов, таких как ценность бренда и взаимоотношения с клиентами. Борьба за ресурсы будет неизбежно вести фирмы к улучшению интеллектуального управления активами, улучшению систем и процессов организации по инвестиционной заинтересованности сторон.

Работа предприятия сильно зависит от их взаимоотношений с клиентами, поставщиками, сотрудниками, от приверженности к марке, и т.д. Все эти нематериальные активы – ключевые показатели эффективности доходности фирмы и будущей финансовой устойчивости. Нематериальные активы обеспечивают потенциальный источник конкурентных преимуществ для фирм.

Нематериальный актив должен быть первоначально измерен по фактической (первоначальной) стоимости, определенной во время ее принятия для бухгалтерского учета, независимо от того, было ли это приобретено на стороне или создано независимо. Последующие расходы по нематериальным активам признаются в качестве расходов [6].


Некоторые нематериальные активы могут быть идентифицированы отдельно от других активов предприятия. Например: патенты, торговые марки и франшизы. Однако другие нематериальные активы не могут быть идентифицированы отдельно, а наоборот, их стоимость извлекается из их взаимодействия с другими активами фирмы. Например, гудвилл, который основывается на доверии клиентов или на уровне квалификации сотрудников.

Для документирования хозяйственных операций, отражающих процесс движения нематериальных активов, и выполнения задач учета НМА в организации должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным графиком [7].

Практическое использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий есть, по сути, процесс коммерциализации инновационной сферы, который условно можно свести к следующим стадиям:

Первая стадия – это грамотная классификация объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться предварительная оценка их рыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют, либо делают это по–дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых методологических и методических рекомендаций.

Вторая стадия – это включение стоимости объектов нематериальных активов в состав имущества предприятий по бухгалтерскому счету 04 «Нематериальные активы». В соответствии с законодательством РФ эти средства подлежат амортизации: ежемесячно относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) по нормам, которые рассчитывает предприятие (фирма), исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности самого предприятия, затем реализуются и оседают на расчетном счете предприятия. В дальнейшем они используются исключительно на развитие данного производства, на вознаграждение авторам разработок, и потому не должны облагаться налогами.

Третья стадия – коммерциализации нематериальных активов заключается:

– в активном выходе предприятий на рынок научно–технической продукции;

– в умении найти своего покупателя, овладевать искусством предпринимателя, т.е. самому искать заказчика (потребителя) для своей идеи или разработки;

– в умении писать в журналы, пробиваться на телевидение и т.д.

Нематериальные активы важны для создания конкурентных преимуществ современной экономики. Несмотря на трудности с оценкой нематериальных активов