ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные причины педагогических конфликтов.
К объективным причинам, которые приводят к этим конфликтам относят такие противоречия, как:
-
между системой воспитания и образования в обществе; -
ценностями, которые культивирует школа/семья и ценностями, которые складываются в окружающей среде; -
между педагогическим коллективом и семьей; -
между традициями и новациями в системе обучения и воспитания.
К субъективным причинам конфликтов относят следующие:
-
индивидуальные личностные особенности учителя, например, бескомпромиссность, директивность и тому подобное; -
контрольно-оценочная деятельность, которая переносится на межличностные отношения; -
неумение учитывать индивидуальные особенности личностей в процессе работы с ними.
Педагогические конфликты могут быть открытыми и скрытыми. Например, в начальной школе большинство конфликтов, которые развиваются между ребенком и взрослым протекают от лица ребенка и имеют скрытый характер, потому что к открытому противостоянию он попросту не готов
Педагогических конфликтов множество, но наиболее значимые из них следующие:
-
связь между позицией педагога и управленческим стилем (организаторской деятельностью); -
стратегии взаимодействия педагогов в ходе развития педагогического конфликта; -
социальная роль учителя в коллективе, которая влияет на обострение межличностных отношений.
Учительская позиция в текущей конфликтной ситуации определяется ведущим эго-состоянием. Каждый участник занимает одну из трех позиций — Родитель, Взрослый и Ребенок.
Стиль организаторской деятельности учителя определяется позицией. Стиль непременно коррелирует с эго-состоянием:
-
Родитель придерживается авторитарного стиля; -
Взрослый — демократического; -
Ребенок — предпочитает попустительский стиль.
Классификация школьных конфликтов и их причины
Школьный конфликты можно представить в виде основных источников, которых всего три:
-
организация учебно-воспитательного процесса (организационные конфликты); -
межличностные отношения в системе «учитель и ученик» (конфликты взаимоотношений); -
конфликтогенные личности (отдельные учителя или отдельные ученики).
Организационные причины подразделяются на следующие:
-
нецелесообразное составление расписания (отвечающее удобству учителя, а не учеников); -
плохо подобранный состав учителей, работающих на одной параллели; -
плохо стыкующиеся программы и требования; -
учебная перегрузка учеников; -
плохой режим работы школы/плохая организация питания/уроков физкультуры и тому подобное.
Также стоит рассматривать возрастные школьные периоды, в которых наиболее часто возникают конфликты между учителями и учениками. Это может происходить из-за объективных особенностей детского развития или ввиду недостаточно продуманной организационно-педагогической школьной деятельности