ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Задачи, требующие установления сходства или различия.
Критерии различия позволяют оценить степень статистической достоверности различий между разнообразными показателями, полученными согласно плану проведения психологического исследования. Важно подчеркнуть, что уровень достоверности различий включается в план проведения эксперимента.
Для разных измерительных шкал существуют свои собственные критерии различий. Однако целый ряд критериев дает возможность обрабатывать данные, полученные в любой шкале. Для большинства критериев должно выполняться требование равенства численности сравниваемых выборок. Некоторые критерии позволяют сопоставлять неравные по численности выборки. Существуют критерии, позволяющие оценить различия сразу в трех и большем числе выборок. При выборе критерия различий важно также учитывать величину выборки.
2. Задачи, требующие группировки и классификации данных.
3. Задачи, ставящие целью анализ источников вариативности изучаемых психологических признаков.
4. Задачи, предполагающие возможность прогноза на основе имеющихся данных.
Методы решения
математико-статистических задач
- Критерий знаков G
Он относится к непараметрическим критериям и применяется только для связанных (зависимых) выборок. Он дает возможность установить, насколько однона- правлено изменяются значения признака при повторном измерении связанной, однородной выборки, но не позволяет установить точную величину различия. Критерий знаков применяется к данным, полученным в ранговой, интервальной шкале и шкале отношений.
- Парный критерий Т Вилкоксона
Для решения задач, в которых осуществляется сравнение результатов двух экспериментов, полученных на связной выборке, можно использовать парный критерий Т Вилкоксона. Он позволяет выявить не только направленность изменений, но выраженность сдвига.
- Критерий Фридмана
Критерий позволяет установить уровень статистической достоверности различий сразу в нескольких измерениях (от 3 до 100) с помощью одной процедуры, но не дает возможности выявить направление изменений.
- Критерий Пейджа
Еритерий не только позволяет выявить различия, но указывает на направление в изменении величин признака.
- критерий Крускала-Уоллиса
Критерий Н применяется для оценки различий по степени выраженности анализируемого признака одновременно между тремя, четырьмя и более несвязными выборками (группами). Он позволяет выявить степень изменения признака в выборках, не указывая, однако, на направленность этих изменений.
- Критерий Фишера
Этот критерий можно применять для оценки различий в любых двух выборках зависимых или независимых. С его помощью можно сравнивать показатели одной и той же выборки, измеренные в разных условиях.
- Критерий t Стыодента
Это один из самых распространенных методов статистического анализа, поскольку позволяет ответить на простой вопрос о различии двух выборок по уровню выраженности какого-либо признака.
Существует три варианта критерия t Стьюдента.
Первый вариант. Критерий t Стьюдента направлен на оценку различий величин средних х и у двух независимых (несвязных) выборок х и у, которые распределены по нормальному закону. При этом выборки могут быть как равны, так и неравны по величине.
Второй вариант. Критерий t Стьюдента направлен на оценку различий величин средних х и у двух зависимых (связных) выборок х и у, которые распределены по нормальному закону. При этом выборки обязательно должны быть численно равными по величине.
Третий вариант. Критерий t Стьюдента позволяет сравнивать среднее значение какого-либо признака, полученного на одной выборке е эталонным значением этого признака.