Файл: Тема Особенности содержания обновленных фгос ооо, фгос соо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №1
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».

А) изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2012). Оформите работу в виде таблицы:

Параметр сравнения

ФГОС ООО

ФГОС СОО

Требования к условиям реализации программ обучения

Возможность углубленного изучения отдельных предметов, начиная с начальной школы.

Повышение статуса школ, инновационных площадок и их ответственность в части авторства качества образовательных программ и достигаемых результатов.

Предусматривают гибкость усвоения отдельных сроков программ в связи с индивидуальным планом, ОВЗ у ребенка.

Предусмотрено деление на подгруппы по различным основаниям.

В рабочих программах и курсах внеурочной деятельности, кроме разбивки по темам (тематического планирования), указывается форма проведения занятия.

Рассчитан диапазон часов (минимум-максимум) при 5-ти и 6-ти дневной неделе (минимум ниже, максимум - чуть выше тех часов, которые были в стандарте).

На уровне ОО по 5-ти предметам (математика, информатика, физика, биология, химия) результаты определены на базовом и углубленном уровне. Школа выбирает уровень изучения этих предметов.

Самое главное – появилось содержание образования. Появились выверенные рабочие программы.


Ключевое отличие обновлённых ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано

Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик.

Появление нового понятия «функциональная грамотность»
В стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.


Личностные результаты в обновленном ФГОС СОО сгруппированы по направлениям воспитания: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, ценности научного познания.

Метапредметные результаты конкретизированы по видам универсальных учебных действий (УУД) и сгруппированы по трем направлениям: универсальные учебные познавательные действия

– базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; универсальные учебные коммуникативные действия

– общение, совместная деятельность; универсальные учебные регулятивные действия – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.

В новой редакции ФГОС СОО определены четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Например, по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст

из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов. По литературе закреплен перечень обязательных произведений для изучения.

Для 10 учебных дисциплин установлены требования к предметным результатам для базового и углубленного уровней.

В перечень предметов, которые сдаются обучающимися в форме

государственной итоговой аттестации по выбору, включены родной язык и родная литература.

В обновленном ФГОС СОО изменены названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и

«Естественно-научные предметы» соответственно.

Также изменен перечень ряда учебных дисциплин. Исключены учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В учебный предмет

«Математика», наряду с учебными курсами «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», включен еще один курс – «Вероятность и статистика». В учебный предмет «История» включены учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». Также изменен перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях.

Обновленный ФГОС СОО предоставляет право каждой образовательной организации, учитывая ее ресурсы и пожелания родителей, самостоятельно решать вопрос о преподавании второго

иностранного языка, родного языка и родной литературы на уровне среднего общего образования. Для внесения этих предметов в учебный план необходимы письменные заявления родителей.



Требования к структуре основной образовательной программы

Целевой раздел:

▪ пояснительную записку;

▪ планируемые результаты освоения

ООП ООО;

▪ систему оценки достижения

планируемых результатов ООП ООО.

Содержательный раздел:

▪ рабочие программы учебных

предметов, учебных курсов (в том

числе внеурочной деятельности),

учебных модулей;

▪ программу формирования

универсальных учебных действий у

обучающихся;

▪ рабочую программу воспитания;

▪ программу коррекционной работы

(разрабатывается при наличии в

Организации обучающихся с ОВЗ).

Организационный раздел:

▪ учебный план;

▪ план внеурочной деятельности;

▪ календарный учебный график;

▪ календарный план воспитательной

▪ характеристику условий реализации

ООП ООО (в том числе

адаптированной)


Изменен объем учебной нагрузки. Максимальный объем аудиторной нагрузки старшеклассника сокращен на 74 часа и составляет 2516 учебных часов, минимум 2170

Теперь в учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13 обязательных предметов. Из них минимум два предмета школьники

будут изучать углубленно.

Структура программы коррекционной работы уточнена и дополнена.


Требования к результатам обучения

Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).


Требуют корректировки или нового составления рабочие программы учебных предметов.

В рабочие программы учебных предметов и курсов следует внести поправки во все разделы. В разделе «Планируемые результаты освоения» аналогично одноименному разделу всей ООП нужно

заменить все три блока планируемых результатов. Предметные результаты педагоги должны сформулировать в соответствии с уровнем, на котором преподается тот или иной предмет.




Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС ООО (2010, 2021), ФГОС СОО (2012, 2022)