Файл: Психологопедагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с зпр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 265

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР НА МАТЕРИАЛЕ
ПРИЗНАКОВОЙ ЛЕКСИКИ
Исследование, направленное на обогащение словарного запаса у дошкольников с ЗПР на материале признаковой лексики, проводилось на базе МБДОУ детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга»» в г.
Екатеринбург. Среди исследуемых детей было 8 мальчиков и 2 девочки в возрасте 5-6 лет.
В ходе реализации данной работы будут решаться следующие задачи:
1.Развитие словарного запаса посредством прилагательных;
2.Развитие речевой активности детей;
3.Восполнение пробелов и дальнейшее совершенствование коммуникативной и обобщающей функции речи.
Решение этих задач будет осуществляться через развитие грамматического оформления речи, активизацию и обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие связной речи.
Цель исследования – выяснить, действительно ли словесные дидактические игры и упражнения при систематическом и комплексном использовании будут способствовать развитию словарного запаса детей с
ЗПР (на основе признаковой лексики).
Для реализации работы были отобраны дидактические игры и упражнения, способствующие развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

32
3.1. Описание результатов констатирующего эксперимента
Эксперимент проводился индивидуально с детьми 5-6 лет и состоял из цикла заданий по 8-ти лексическим темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Посуда», «Мебель»,
«Транспорт».
Цель эксперимента: выявить состояние словаря прилагательных.
Оборудование: картинки с изображением животных и предметов по лексическим темам: «Дикие животные» (лиса, медведь, заяц, волк),
«Домашние животные» (собака, кошка, свинья, коза), «Овощи» (огурец, помидор, лук), «Фрукты» (яблоко, банан, апельсин), «Одежда» (штаны, платье, шорты), «Посуда» (тарелка, кастрюля, ложка, нож), «Мебель» (диван, кресло, стол, стул), «Транспорт» (автобус, машина, поезд).
Инструкция: экспериментатор поочерѐдно показывает картинки и просит описать, что изображено.
Каждому ребенку предоставлялись по 3-4 картинки с изображением животных или предметов по каждой лексической теме, и предлагалось их описать.
Все ответы детей занесены в бланки ответов и представлены в
Приложении 1.
Для интерпретации данных полученных в процессе исследования объема словарного запаса прилагательных была использована оценочная шкала баллов, в которой высокому уровню сформированности соответствует результат 5 балла, среднему уровню – 2-4 балла, низкому – 0-1 балл. В каждой группе картинок высчитываются баллы на основе ответов детей, затем выводится средний балл.
Баллы интерпретируются следующим образом:


33 5 баллов – ребенок самостоятельно описал предмет несколькими прилагательными.
4 баллов – ребенок самостоятельно описал предмет одним прилагательным.
3 балла – ребенок описал предмет несколькими прилагательными, но только с помощью наводящих вопросов.
2 балла – ребенок описал предмет одним прилагателньым, но только с помощью наводящих вопросов.
1 балла – ребенок отвечал больше не прилагательными, а глаголами или существительными.
0 балл – ребенок не дал ни одного ответа, отказался от помощи исследователя.
В ходе исследования объѐма словаря прилагательных были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни сформированности словарного запаса на материале
признаковой лексики у детей с ЗПР на этапе констатирующего
эксперимента
ВЫВОДЫ
Как видно из результатов, в данной группе детей никто не набрал 0 баллов. Все дети принимали помощь и что-то отвечали. Два испытуемых ребѐнка в среднем набрали по 1 баллу, что говорит о низком объеме словарного запаса прилагательных. При выполнении задания дети часто путались в названии, отвечали неправильно, вместо признака говорили о

34 действии (например: «лает», «кусается», «царапается»), либо обобщали
(например, тарелка – «посуда»). Один ребенок, набравший 1 балла, увидев лису, сказал, что это кошка. Другой ребенок, также получивший 1 балл, при предъявлении картинки с изображением свиньи почему-то сказал только:
«Клюв» – и более по данному изображению ничего не сказал, а при рассмотрении картинки с изображением поезда сказал только: «Ту-ту» и
«Чух-чух-чух», т.е. только подражал звукам поезд. Ближе к концу эксперимента у детей стало наблюдаться быстрое снижение работоспособности, рассеивание внимания.
Большинство детей (8 человек) набрали от 2 до 4 баллов, что свидетельствует о среднем уровне развития словаря существительных у детей. При выполнении задания учащиеся этой группы так же путались в незнакомых понятиях, но, в отличие от детей с низким объемом словаря, у них наблюдалось меньше неверных ответов, заинтересованность в работе и устойчивость внимания. При помощи наводящих вопросов они давали правильный ответ (например, «Твѐрдый или мягкий?», «Посмотри, какого цвета?», «Из чего сделан? Значит какой?»). Притом, дети, которые набрали по 4 балла (их всего 3), самостоятельно дали по одному ответу. В основном это были колоративные (например: «красный», «желтый», «зеленый»,
«коричневый») или оценочные (например: «хороший», «плохой», «злой»,
«красивое») прилагательные. Также дети со средним уровнем развития признакового словаря описывали предметы с помощью глаголов (например:
«В автобусе ездят люди», «Коза дает молоко», «У платья есть кружево, и оно висит на вешалке»), т.е. описывали увиденное на картинке более детально.
Немногие опирались на свой чувственный опыт, лишь несколько детей сказали о том, что банан вкусный и сладкий, а апельсин сочный.
Ни один ребѐнок не набрал 5 баллов, что свидетельствует об отсутствии высокого развития словаря прилагательных. Это значит, что у


35 всех детей в данной группе развитие словарного запаса на основе признаковой лексики ниже нормы.
3.2. Описание формирующего эксперимента
По данным, полученным из констатирующего эксперимента, была разработана коррекционно-развивающая программа формирующего эксперимента на срок в 5 недель для формирования признакового словаря у детей с задержкой психического развития.
Коррекционно-развивающая программа педагога-дефектолога в
старшей группе для детей с ЗПР
Пояснительная записка
В данной программе определены цель, коррекционные задачи формирования словарного запаса на основе признаковой лексики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и их связной речи.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

36
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л. С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Цель программы:
Формирование словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (на материале признаковой лексики).
Основные задачи:
1.
Уточнение, расширение и обогащение словарного запаса старших дошкольников с ЗПР (на основе признаковой лексики).
2.
Формирование грамматического строя речи.
3.
Развитие связной речи старших дошкольников.
4.
Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ЗПР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
Данная программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.


37
Длительность занятия на начальном этапе работы – 20 минут, к концу первого недели она может быть увеличена до 25 минут.
Таблица 2
Коррекционно-развивающая программа, разработанная на основе
констатирующего эксперимента
По данной программе в течение 5 недель проводились занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Ниже дано краткое описание методик, по которым проводились коррекционные занятия.
1.Занятие «Домашние животные». Форма занятия – фронтальная.
Цель: формировать умение сопоставлять прилагательное с существительным.
Ход занятия:
1) Игра «Кто скрывается в лесу?»
Инструкция: педагог просит отгадать, про кого он говорит.
1.Он в поросятах знает толк, он злой, зубастый, серый … . (Волк)
2.Он неуклюж и косолап, и осенью впадает в спячку. (Медведь)
3.Рыжая шѐрстка, хитрая морда, ловкая и быстрая. (Лиса)
4.Длинноухий и пушистый, морковку любит грызть. Зимой беленький, а летом серенький. (Заяц)
2) Упражнение «Составь предложение с данными прилагательными»
Инструкция: педагог озвучивает прилагательное и просит придумать с ним предложение.
1.Косолапый.
2.Хитрая.

38 3.Ушастый.
4.Колючий.
3) Игра «Добрый – злой»
Инструкция: педагог просит правильно соотнести прилагательное с существительным.
1.Медведь – злой.
2.Заяц – добрый.
3.Олень – добрый.
4.Ёж – добрый.
5.Волк – злой.
2. Занятие «Домашние животные». Форма занятия – подгрупповая.
Цель: активизировать словарный запас прилагательных.
Ход занятия:
1) Игра «Угадай, кто?»
Инструкция: педагог описывает животное и просит угадать, кто это.
1.Бывает большой, бывает маленькой, бывает доброй, бывает злой, сторожевая, ездовая, лающая, рычащая.
2.Мурлыкающая, маленькая, пушистая.
3.Большая, розовая, хрюкающая.
2) Игра «Маленький - большой»
Инструкция: педагог показывает картинки и просит назвать, маленькое животное или большое.
1.Лошадь;
2.Хомяк;
3.Корова;
4.Кошка;
5.Собака.
3) Игра «Укрась предложение прилагательными»

39
Инструкция: педагог говорит простое предложение и просит украсить его прилагательным.
1.Лошадь скакала по полю.
2.Корова щиплет травку.
3.Кошка мурлычет.
3.Занятие
«Притяжательные прилагательные».
Форма занятия
– индивидуальная.
Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные.
Ход занятия:
1) Упражнение «Чей (чья, чье?)»
Инструкция: педагог показывает картинки и просит назвать, чей предмет.
1.Чья морковка? – Заячья.
2.Чья берлога? – Медвежья.
3.Чей хвост? – Кошачий.
4.Чей пятачок? – Поросячий.
2) Упражнение
«Составь предложение с притяжательными прилагательными»
Инструкция: педагог просит составить предложение со словосочетанием.
1.Львиная грива.
2.Кошачьи глаза.
3.Заячья морковка.
4.Занятие «Овощи». Форма занятия – подгрупповая.
Цель: учить детей образовывать прилагательные от существительных.
Ход занятия:
1) Игра «Как сказать – какой?»
Инструкция: педагог показывает детям овощ и просит назвать прилагательное.


40 1.Томат – томатный;
2.Картофель – картофельный;
3.Капуста – капустный;
4.Морковь – морковный;
5.Лук – луковый.
2) Упражнение «Исправь ошибки в предложении»
Инструкция: педагог говорит предложение и просит найти и исправить в нем ошибку.
1.Мама приготовила (картофель) суп.
2.(Томат) соус очень вкусный.
3.Петя не любит (морковь) сок.
5.Занятие «Фрукты». Форма занятия – подгрупповая.
Цель: учить детей образовывать прилагательные от существительных.
Ход занятия: педагог показывает детям фрукт и просит назвать прилагательное.
1) Упражнение «Как сказать – какой?»
Инструкция:
1.Яблоко – яблочный;
2.Апельсин – апельсиновый;
3.Банан – банановый;
4.Персик – персиковый;
2) Упражнение «Исправь ошибки в предложении»
Инструкция: педагог говорит предложение и просит найти и исправить в нем ошибку.
1.Папа пьет (персик) сок.
2.Мама испекла (банан) торт.
3.Настя не любит (апельсин) сок.
6.Занятие «Какая бывает одежда?». Форма занятия – индивидуальная.

41
Цель: формировать словарный запас прилагательных, обозначающий материал.
Ход занятия:
1) Упражнение «Опиши предмет на ощупь»
Инструкция: педагог дает ребенку пощупать материал, из которого шьются вещи.
1.Свитер – шерстяной, теплый, вязаный, мягкий.
2.Платье – шелковое, гладкое, нежное, длинное.
3.Юбка – джинсовая, короткая, грубая.
2) Упражнение «Исправь ошибки в предложении»
Инструкция: педагог просит найти и исправить ошибки в предложении.
1.Мама сшила (шелк) платье.
2.Бабушка связала (шерсть) свитер.
3.Петя одел (джинсы) шорты.
3) Упражнение «Образуй прилагательное из существительного»
Инструкция: педагог говорит словосочетание и просит преобразовать его в словосочетание с прилагательным.
1.Майка из ткани – тканевая майка.
2.Пальто из кашемира – кашемировое пальто.
3.Куртка из джинсы – джинсовая куртка.
7.Занятие «Из чего делают посуду?». Форма занятия – индивидуальная.
Цель: формировать словарный запас прилагательных, обозначающий материал.
Ход занятия:
1) Игра «Назови, какой предмет?»
Инструкция: педагог просит назвать, из чего сделан предмет и описать его прилагательным.
1.Ложка из дерева – деревянная;
2.Стакан из стекла – стеклянный;

42 3.Кастрюля из железа – железная;
4.Тарелка из пластмассы – пластмассовая.
2) Игра «Найди предмет»
Инструкция: педагог описывает предмет и просит ребенка найти его.
1.Круглая, стеклянная, из неѐ едят.
2.Железная, холодная, гладкая, в ней варят суп.
3.Железный, острый, им можно порезаться.
3) Упражнение «Покажи предмет из такого же материала»
Инструкция: педагог дает ребенку какой-либо предмет и просит найти предмет из такого же материала или показать на картинке.
1.Пластиковая тарелка – пластиковый стакан, пластиковая вилка.
2.Железная кастрюля – железная ложка, железный нож.
3.Стеклянный стакан – стеклянная тарелка.
8.Занятие «Какая мебель окружает нас?». Форма занятия – подгрупповая.
Цель: активизировать словарный запас прилагательных.
Ход занятия:
1) Игра «Посмотри вокруг»
Инструкция: педагог просит детей осмотреться и описать, какую мебель они видят.
2) Игра «Мягкий – твердый»
Инструкция: педагог называет предметы мебели и просит сказать, какая это мебель – мягкая или твердая.
1.Стул – твѐрдый.
2.Кресло – мягкое.
3.Диван – мягкий.
4.Стол – твердый.
3) Игра «Найдите предмет по описанию»
Инструкция: педагог описывает предмет мебели в комнате и просит детей найти его.