Файл: Курсовая работа по модулю Теоретикометодический модуль студента заочной формы обучения.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В качестве обязательного элемента занятия мы рассматриваем личный опыт и размышления ребенка по теме обсуждения. На наш взгляд, очень важно, чтобы всем учащимся была предоставлена возможность высказать свое мнение: это формирует уверенность в себе, позитивное отношение к себе, показывает командную направленность и мнение. При работе над проблемами культурной сферы младших школьников необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности. Важно научить ребенка рассматривать интересы и потребности других, как отражение его личного опыта
Для формирования культурного поля необходимо осознанное прохождение процесса обучения. Таким образом, педагог должен давать знания, благодаря которым, младший школьник сформирует у себя представление о смысле нравственных качеств, о необходимости их и преимуществах в овладении ими.
Библиографический список
-
Аничков Е.В. Эстетика / Е.В. Аничков. – Санкт–Петербург: Лань, 2017. – 51 с. -
Анохина Е.Ю. Духовно–нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: учебно–методическое пособие / А.Ю. Анохина. – М.: Флинта, 2017. – 210 с. -
Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С. Богданова.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. -
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович – М. Воронеж, МОДЭК, 1999. – 368 с. -
Божевич Л.И., О нравственном развитии и воспитании детей, вопросы психологии / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2015 – 456 с. -
Горьков Е.Н., Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: метод рекомендации. – М.: Дрофа, 2015–365 с. -
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н.И. Болдырев. – М.: Педагогика, 2015. – 224 с. -
Бондаревская Е.Е. Ценностные основания личностно–ориентированного воспитания/ Е.Е. Бондаревская//Педагогика -1995- № 4. С. 17–29. -
Выготский Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т.4. – С. 129. -
Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – 1991. – № 4. – С. 5–18. -
Воюшина М.П. Культурное поле школьника как объект метаметодического исследования // Метаметодика как перспективное направление развития частных методик: материалы Второй Всероссийскогй научно–практической конференции 1–2– декабря 2004 года. – СПб.: Изд–во «Сударыня», 2005. С.9–13. -
Воюшина М. П., Кислинская С. А., Лебедева Е. В. и др. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с. -
Воюшина М. П., Петрова С. И. Диагностика процесса становления культурного поля школьника на уроке литературного чтения // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик: Материалы VIII Всероссийской научно– практической конференции 7–8 декабря 2010 г. / под ред. д–ра пед. наук Е. П. Суворовой. СПб.: РГПУ, 2011. – С. 32–40. -
Каган М.С. Философская теория ценностей / М. С. Каган //Философия. – СПб. : 1997 – № 12. – С.31. -
Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каиров. – М. : 2006. – 201 с -
Карнеев О.А. Изучение особенностей личности учащихся /О.А. Карнеев // Вестник образования. – 2012. – №3. – С. 28–35. -
Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л. В. Кузнецова // Психологические особенности формирования личности школьника – М. : Педагогика, 1988. – 220 с. -
Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников / В.И. Максакова // Методическое пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003. -
Петрова С.И. Формирование культурного поля младшего школьника на уроках литературного чтения. / Петрова СИ. //Педагогическое обозрение.(Материалы из опыта работы педагогов Адмиралтейского района / Под ред.В.А.Гаран. – СПб.: НМЦ Адмиралтейского района, 2005. – С. 59 – 63. -
Петрова С.И. Формирование культурного поля младшего школьника в процессе проектной деятельности на уроках литературного чтения. / С.И.Петрова // Известия Российского педагогического университета им. А.И.Герцена. №32 (70): (Педагогика и психология, теория и методика обучения): Научный журнал. – СПб., 2008. – 188 с.С.137– 143. -
Тиманова О.И. Детская литература в контексте культуры. – СПб.: Питер, 2016. -
Чернышева Л.Н. Чтение как компонент духовно–нравственного развития подрастающего поколения / Л.Н. Чернышова //Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.– 2012.– №4.– С. 76
Приложение 1
Размышляем о жизненном опыте. Вопросы.
1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
а) обойду, не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение.
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?
а) ничего, какое мое дело;
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.
3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
а) тороплюсь в школу;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу,
5 Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в паше трудное время;
б) оборачиваюсь и предлагаю половину;
в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.
6.Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного.
7.Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?
а) они мои, раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть, возьму себе.
8.Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
а) на шпаргалки, конечно: экзамен — это лотерея;
б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;
в) на свои знания.
9 Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
а) найду что-нибудь рядом с домом;
б) поищу высокооплачиваемую работу;
в) хочу создавать нечто ценное на земле.
10.Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?
а) по России;
б) по экзотическим странам;
в) по одной из ведущих развитых стран.
11.Вы пришли на субботник и видите, что пес орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?
а) проболтаюсь немного, потом видно будет
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
в) отказываюсь решительно.
13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?
а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.
14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придется;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?
а) еду на дачу согласно плану;
б) не еду, остаюсь, конечно;
в) жду, что скажет мой товарищ.
17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?
а) бездомный щенок;
б) взрослый пес с известным Вам нравом;
в) дорогой щенок редкой породы.
18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?
а) напомню о праве на отдых;
б) делаю, раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.
19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет значения;
в) разрываю связь.
20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
а) играю, конечно;
б) разумеется, не играю;
в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?
а) самому (самой) приготовить все блюда;
б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;
в) пригласить гостей на кофе.
22. Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?
а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, строю планы самообразования;
в) буду ожидать новых сообщений..
23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?
а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) я, как все, аплодирую.
24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?
а) отдаю — здоровье дороже;
б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.
25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?
а) о новогодних подарках;
б) о каникулах и свободе;
в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.
26. Какова роль музыки в Вашей жизни?
а) она мне нужна для танцев;
б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;
в) она мне просто не нужна..
27. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
а) снятся родные места;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не замечал (не замечала).
28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?
а) нет, если мои дела идут хорошо;
б) да, в настоящее время довольно часто;
в) не замечал (не замечала).
29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?
а) отбираю интересное и приношу;
б) ненужных мне книг у меня нет;
в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?
а) да, безусловно, могу;
б) нет, на свете много интересного;
в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.