Файл: Курсовая работа по модулю Теоретикометодический модуль студента заочной формы обучения.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
Педагогический институт
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра теории, педагогики и методики начального образования
и изобразительного искусства
формирование культурного поля младших школьников на уроках литературного чтения
Курсовая работа
по модулю «Теоретико–методический модуль»
студента заочной формы обучения
направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
2 курса группы 02022154
Махновской Анны Александровны
| Научный руководитель: д.ф.н., профессор Черкасов В.А. |
| |
БЕЛГОРОД 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ | | |||
Введение………………………………………………………………… | 3 | |||
Глава 1. Теоретические основы формирования культурного поля младших школьников на уроках литературного чтения | | |||
| 1.1. Понятие «культурное поле» и его сущность………………… | 7 | ||
| 1.2. Особенности младшего школьного возраста в процессе обучения на уроках литературного чтения …………………………............................................................ 1.3. Приемы и методы формирования культурного поля младших школьников на уроках литературного чтения……………………... | 9 12 | ||
Глава 2. Методические аспекты формирования культурного поля младших школьников на уроках литературного чтения | | |||
| 2.1. Педагогический опыт формирования культурного поля младших школьников на уроках литературного чтения…………… | 18 | ||
| 2.2. Диагностика и методика формирования культурного поля у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения………………………………………………………………… | 28 | ||
Выводы по второй главе………………………………………………… | 35 | |||
Заключение………………………………………………………………… | 36 | |||
Список литературы………………………………………………………... Приложение | 40 42 | |||
| |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблема воспитания личности у младшего школьника – это одна из самых важных в современном мире, так как современное образование, требует нравственного воспитания учащихся, а также вхождение младшего школьника в культурное пространство, освоение им культурной среды, а так же формирование культурного поля.
Двигателями процесса цивилизации, всегда являлись люди, у которых культурное полу сформировано на высоком уровне, так как такие люди, всегда развиваются и не стоят на месте, так же как и цивилизация.
Культурная среда каждого человека индивидуальна, она формируется посредством общества, семьи, всего окружения. Обретение собственного культурного поля и вступление в культурную среду своего эпохи – это сущность процесса обучения. Огромное внимание необходимо уделять культурному полю младшего школьника. Педагогические процессы начального образования могут быть названы одними из аспектов формирования культурной среды младшего школьного возраста, являющейся основой всей образовательной деятельности детей. Основным «двигателем» процесса развития культурного поля является сам младший школьник, который проявляет активность в овладении культурным пространством.
Процесс формирования должен быть включен в процесс обучения младшего школьника. Создавать задачи на уроках литературного чтения, которые пробуждают ученика к самостоятельному поиску и развитию культурного поля.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования предполагает воспитание культурной личности.
Многие ученые (какие) в течение нескольких лет ведут исследования, связанные с поиском новых форм и методов работы по формированию культурного поля у младшего школьника. Поле – это пространство, в котором проявляется действие каких–либо сил. Культурное поле – это освоенное учеником пространство культуры, в котором действуют силы, создающее это поле.
Формирование культурного поля личности происходит за счет стимулирования активности, мотивированности на изучение, сохранения и создания культурных ценностей. Исследуя литературу, можно сделать вывод, что для формирования культурного поля младшего школьника является урок литературного чтения. Предмет литературное чтение, является инструментом приобщения младших школьников к миру культуры, а так же средством развития нравственных и эстетических чувств у учеников.
Степень изученности:
Рассмотрена идея воспитания человека в контексте культуры (Е.В.Бондаренко, М.С. Каган, В.И. Максакова);
Изучена проблема культурного поля младшего школьника (М.П.Воюшина, Т.П. Малькова);
Изучены особенности младшего школьного возраста ( Л. В. Кузнецова, О.А. Карнеев)
Описаны основные показатели, характеризующие культурное поле младшего школьника М.П. Воюшиной и С.И.Петрова;
Рассмотрены способы формирования культурного поля на уроках литературного чтения С.И. Петровой;
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования культурного поля младших школьников на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель курсового исследования.
Исходя из актуальности, проблемы и цели, определены объект и предмет нашего исследования.
Объект исследования - это процесс формирования культурного поля младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования – это педагогические приемы и методы, которые способствующие формированию культурного поля младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование культурного поля младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
-
Будет теоретически обосновано понятие «культурное поле» для учеников младших классов; -
Будет сформировано культурное поле у младших школьников с учётом их возрастных особенностей. -
Будет развиваться у учащихся оценочное отношение к поступкам героев произведений, а также умение видеть позицию автора; -
Будут применяться специальные упражнения, позволяющие в полном объеме формировать культурное поле младшего школьника.
Задачи исследования:
-
Изучить сущность понятия «культурное поле»; -
Рассмотреть особенности младшего школьного возраста в процессе формирования культурного поля на уроках литературного чтения; -
Определить эффективные приемы и методы, которые способствуют формированию культурного поля младших школьников на уроках литературного чтения; -
Рассмотреть педагогический опыт формирования культурного поля младших школьников на уроках литературного чтения;
Для решения поставленных задач исследования, были использованы методы:
1. Теоретические методы (анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ педагогического опыта, моделирование)
2. Эмпирические методы (наблюдение, диагностика, анкетирование, беседа)
3. Математические методы (анализ полученных результатов)
4. Практические методы ( формирование ....
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятие «культурное поле» и его сущность
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Идея развития культурного поля у младшего школьника рассматривается в трудах педагогов таких, как Л.А. Орнатская, Е.В. Бондаренко, Н.И. Кияшенко, С.В. Петрова и т.д.
Суть образовательного процесса заключается не только в приобретении знаний и навыков, но и во вхождении в культурное поле, развитии культурной среды, а так же приобретении культурного пространства.
В культуру человека входят три ключевых компонента, они являются взаимосвязанными:
-
Культурное пространство; -
Культурная среда; -
Культурное поле. (Карнеев, 2012)
Культурное пространство – это сфера, возникающая в результате взаимодействия и влияния культурных ценностей и их систем. Например, речь идет о библиотеках, театрах, кинотеатрах, средствах массовой информации, памятниках и т.д.
Культурная среда – это все условия, которые окружают, а так же обстоятельства, люди, связанные с сообществами этих условий. Они включают в себя обычную школу, окружение друга, городскую среду и семью.
Культурное пространство, среда и поле является общим понятием. Культурное пространство оказывает наибольшее влияние, оно частично определяет пространство культуры, и они совместно влияют на поле культуры, формируемое самим человеком под воздействием этих «объектов». (Ванюшина, 2010)
Следовательно, можно определить следующую закономерность, культурная среда и пространство влияют на развитие культурного поля ученика.
М.П. Воюшина утверждала, что «культурное поле – пространство культуры, освоенное (присвоенное) личностью под влиянием изучения школьных дисциплин и иных внутренних и внешних сил, влияющих на процесс формирования культурного поля». (Воюшина, 2011)
В качестве основных показателей, характеризующих культурное поле, М.П. Воюшина выделяет следующие: «первичные потребности; мотивы и цели деятельности; активность; знания и умения; уровень восприятия художественного произведения (или уровень собственной творческой работы); кругозор в определённой области знаний; интерес к определённым видам деятельности; наличие вторичной потребности; способность к само–рефлексии»
Воюшина М. П. и Петрова С. И изучили, как происходит процесс формирования культурного поля младшего школьника на уроках литературного чтения. Они утверждали, что «младший школьник является потребителем художественной культуры. В процессе восприятия произведений искусства он распредмечивает опыт человечества, аккумулированный в художественных текстах, произведениях живописи, музыки, скульптуры, графики. Одновременно с этим ребенок опредмечивает свой жизненный опыт в собственном продукте творчества – рисунке, сочинении, исполнении песни, лепке». (Воюшина, Петрова, 2011)
Таким образом, культурное поле – это личное пространство личности человека, где потребности, ценности, мотивы, интерес и активная деятельность, позволяют создавать культурное поле у младшего школьника. У учителя, главная задача побудить младшего школьника к выходу в культурное поле. Для этого в нашей работе мы используем различные методы и приемы на уроках литературного чтения.
Если младший школьник активно проявляет себя в учебном процессе, у него формируются мотивы и потребности в получении новых знаний и умений, так же формируются интересы и ценности – а это и есть культурное поле личности.
1.2 Особенности младшего школьного возраста в процессе обучения на уроках литературного чтения
Младший школьный возраст составляет 7–11 лет. Это период обучения в начальной школе и определяет самый важный момент жизни ребенка – его поступление в школу. Считается, что этот возраст для детей самый ответственный и сложный. Период активного развития мотивационной сферы приходится на младший школьный возраст.
Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин говорили, что «на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Естественно, что все одновременно учесть невозможно. Но даже если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, то окажется, что фактором номер один является всё–таки умение бегло читать. Кроме того, чтение предполагает общение с автором и слушателями (при чтении вслух), общение с самим собой: своего отношения к предмету или событию, осознание собственного «я», т. е. становление и развитие личности».