Файл: Исследование рейтингового агентства Эксперт Эксперт600.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тестдляэкзаменаподисциплине«Региональнаяэкономикаирегиональнаяполитикапродвинутыйуровень»


1. Методологическую основу региональной экономики составляют (выбрать варианты ответа): 

  

       а) исследование рейтингового агентства «Эксперт» − «Эксперт-600» 

        б) метод картографического анализа 

        д) основополагающие труды ученых по проблемам регионального социально-экономического развития 

  

2.В состав интегрального потенциала экономического и социального развития территории входят     следующие частные потенциалы (выбрать варианты ответа): 

  

       а) рекреационный                                                   е) потребительский 

       в) инновационный                                                   г) интеграционный                                                                  з) трудовой 

  

3. Для определения отраслей специализации региона могут использоваться показатели (выбрать варианты ответа): 

  

       а) коэффициент локализации 

       

       в) коэффициент душевого производства 

         +1 

4. В 2018 году стоимость валового регионального продукта в расчете на 1 жителя в РФ составляла (выбрать правильный ответ): 

  

        

       б) 646 тыс. руб. 

         

5. Второй этап административно-территориальной реформы РФ предполагает (выбрать варианты ответа): 

  

                        

        д ) объединение развитых субъектов Федерации с отсталыми и депрессивными  

+1 

  

6. Какое значение имеет анализ факторов развития регионов Российской Федерации? Какие факторы чаще всего используются для анализа развития регионов РФ, а какие используются реже, но их значение растёт 

  

 Анализ факторов развития регионов Российской Федерации позволяет определять оптимальные специфические модели регионального развития, в которых упор делается на активизацию действия позитивно влияющих факторов и снижение уровня воздействия ограничивающих факторов. 

Чаще всего выделяются 2 группы факторов: субъективные и объективные  

Объективные факторы (внешние прямого воздействия): 

1.Внешние поставщики товаров и услуг; 

2.Внешние потребители; 

3.Регионы-конкуренты; 

4.Финансовые организации; 

5.Транспортные предприятия. 

 

Объективные факторы (внутренние): 

1.Экономико-географическое и транспортно-географическое положение региона 

2.Место региона в общей системе территориальной организации хозяйства страны; 

3.Структура и уровень развития хозяйства региона; 

4.Достигнутый уровень жизни населения региона; 

5.Характер  освоения  территории  (сплошной,  очаговый,  смешанный);  плотность  населения  и характер динамики демографических процессов; 

6.Производственно-ресурсный потенциал; 

7.Инфраструктурный потенциал региона; 

8.Структура регионального рынка; 

9.Кадровый потенциал региона; 

10.Региональный бюджет. 

  

 Субъективные факторы: 

1.модель экономического развития региона, реализуемая органами власти региона (отношение с федеральным центром,инвестиционная политика, политика поддержки предпринимательства...); 

2.насыщенность и полнота законодательной базы, регламентирующей социально-экономическое развитие региона (институциональный аспект развития региона); 

 

  

  

 Какие факторы начинают преобладать? 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

7. Какое значение имеет инновационный потенциал среди других потенциалов, используемых для анализа развития региона? Какие существуют методические подходы к измерению инновационного потенциала? 

  

 Инновационный потенциал территории- составляющая интегрального показателя, отражающая: 

• Уровень развития науки и научного обслуживания; 

• Состояние подготовки научных кадров; 

• Внедрение новых технологических процессов; 

• Уровень инновационной активности предприятий. 

Значение: эффективность национальной инновационной инфраструктуры будет напрямую зависеть от качества и эффективности развития региональных и территориальных инновационных инфраструктур, от степени интеграции территориальных инфраструктурных объектов (наукоградов, бизнес-инкубаторов, технопарков, особых экономических зон и т.д.) в структуру национальной инновационной системы. Однако, следует отметить, что уровень инновационного развития отдельных территорий и субъектов РФ неодинаков и находится в прямой зависимости от уровня инновационной активности отдельно взятых регионов и территорий. 

методические подходы к измерению инновационного потенциала: 

Классификация методов исследования 

Метод сравнительного анализа  

Метод статистического анализа  

Метод системного анализа 

 

Ещё методы для анализа инновационного потерциала? 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

8. Региональная политика: сущность и содержание. 

  

 Региональная политика — это составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. 

Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития. 

Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны. 

Научной основой региональной политики служит система объективных законов и факторов территориального формирова­ния экономики в сочетании с научными принципами управле­ния. 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

9. Законодательное регулирование регионального инновационного развития в России. 

  

 Основу законодательного регулирования в области передовой деятельности составляют: 

Гражданский кодекс РФ.  

Законы: «Об авторском праве и смежных правах»;  

«О науке и государственной научно-технической политике»; «Патентный закон РФ»;  

«Об инновационном центре «Сколково».  

Указы и распоряжения: «О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России»;  

«Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».  

Нормативно-правовая база инновационного развития, в которых были изложены основные задачи обеспечения институционально механизма центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний; содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов частно государственного партнерства и многое другое. 

Федеральный уровень: 

- Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998 – 2000 годы; 

- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; 

- Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий; 

- Стратегия развития науки и инноваций в Российской федерации на период до 2015 года; 

- Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2015 года и другие.  

Региональный уровень: 

- Закон Республики Мордовия «О технопарке в сфере высоких технологий в Республике Мордовия»; 

- Закон Республики Мордовия «Об инновационной деятельности в Республике Мордовия»; 

- постановления Правительства Республики Мордовия: 

- «О предоставлении финансовой поддержки научно-технической деятельности и разработке инновационных проектов в Республике Мордовия»; 

- «Об утверждении Положения о проведении Республиканского конкурса научных работ и инновационных идей»; 

- государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» и другие. 

 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

10. На основе приведенных статистических данных проанализируйте финансовый потенциал субъекта Федерации в 2016 году, дайте сравнительную характеристику с показателями по федеральному округу и Российской Федерации, сделайте вывод об особенностях и состоянии финансового потенциала субъекта Федерации. 

  

Финансовый потенциал субъекта Федерации  

 

 

 

 

 

 

 

Номер показателя 

 Наименование показателей 

Источник информации 

Показатели по субъекту Федерации 

Показатели по Федеральному округу (ФО) 

Показатели по РФ  

Доля (%) или откл. (+) от знач.по ФО 

Доля (%) или откл. (+) от знач. по РФ 

















  

Справочно: численность населения, млн.чел 

файл 

3,042 

9,776 

146,804 

31,12% 

2,07% 

  

Стоимость валового регионального продукта, млн. руб. 

файл 

597096,7 

1797972,3 

69254134,3 

33,21% 

0,86% 



Общий объем доходов консолидир. бюджетов СФ, млн.руб. (!!!по РФ - млрд. руб.) 

РР   23.2 

98065,6 

Х 

9923800 

Х 

0,99% 

2 

Общий объем доходов консолидиров. бюджетов  в расчете на 1 жителя, руб., 

расчет 

32237 

Х 

67599 

Х 

-35362 



Общий объем расходов консолидиров. бюджетов СФ, млн.руб. (!!!по РФ - млрд. руб.) 

РР   23.4 

96253,1 

Х 

9936400 

Х 

0,97% 

4 

Общий объем расходов консолидированного бюджета  в расчете на 1 жителя,руб. 

расчет 

31641 

Х 

67685 

Х 

-36043 



Профицит (дефицит) консолидированных бюджетов, млн. руб. 

расчет 

1812,5 

Х 

-12600,0 

Х 

-0,1 



Профицит (дефицит) бюджета в % от ВРП 

расчет 

0,30% 

Х 

-0,02% 

Х 

0,32% 



Профицит (дефицит) бюджета в % от доходов консолидир.бюджетов 

расчет 

1,85% 

Х 

-0,13% 

Х 

1,98% 

  

Распределение доходов консолидированных бюджетов СФ, млн. руб. 

РР   23.2 

Х 

Х 

Х 

Х 

Х 



налог на прибыль(доход)  предприятий и организаций 

"--" 

3756 

Х 

2279300 

Х 

0,16% 



налог на доходы физических лиц 

"--" 

12194 

Х 

3018500 

Х 

0,40% 

10 

налог на имущество 

"--" 

4649 

Х 

1117100 

Х 

0,42% 

11 

безвозмездные поступления 

"--" 

64584 

Х 

1634500 

  

3,95% 

12 

другие 

"--" 

12883 

Х 

1874400 

Х 

0,69% 

  

Структура доходов консолидированных бюджетов СФ,% 

расчёт 

100,0 

Х 

100,0 

Х 

Х 

13 

налог на прибыль(доход)  предприятий и организаций 

"--" 

3,8 

Х 

23,0 

Х 

-19,1 

14 

налог на доходы физических лиц 

"--" 

12,4 

Х 

30,4 

Х 

-18,0 

15 

налог на имущество 

"--" 

4,7 

Х 

11,3 

Х 

-6,5 

16 

безвозмездные поступления 

"--" 

65,9 

Х 

16,5 

Х 

49,4 

17 

другие 

"--" 

13,1 

Х 

18,9 

Х 

-5,8 

  

Распределение расходов консолидированных бюджетов СФ, млн. руб. 

РР   23.4 

Х 

Х 

Х 

Х 

Х 

18 

общегосударственные вопросы 

"--" 

6418 

Х 

625000 

Х 

1,03% 

19 

национальная экономика 

"--" 

14013 

Х 

2002500 

Х 

0,70% 

20 

жилищно-коммунальное хозяйство 

"--" 

5733 

Х 

936200 

Х 

0,61% 

21 

социально-культурные мероприятия 

"--" 

68629 

Х 

6077900 

Х 

1,13% 

22 

другие 

"--" 

1460 

Х 

294800 

Х 

0,50% 

  

Структура расходов консолидированных бюджетов СФ, % 

расчёт 

100,0 

Х 

100,0 

Х 

Х 

23 

общегосударственные вопросы 

"--" 

6,7 

Х 

6,3 

Х 

0,4 

24 

национальная экономика 

"--" 

14,6 

Х 

20,2 

Х 

-5,6 

25 

жилищно-коммунальное хозяйство 

"--" 

6,0 

Х 

9,4 

Х 

-3,5 

26 

социально-культурные мероприятия 

"--" 

71,3 

Х 

61,2 

Х 

10,1 

27 

другие 

"--" 

1,5 

Х 

3,0 

Х 

-1,4 

28 

Безвозмездные поступления, руб. на душу населения 

расчет 

21231 

Х 

11134 

Х 

10097 

29 

Объём государственного долга СФ, тыс. рублей 

файл 

16559785 

Х 

Х 

Х 

Х 

30 

Отношение госдолга региона к налоговым и неналоговым доходам бюджета, % 

файл 

70,6% 

Х 

Х 

Х 

Х 

31 

Место региона в рейтинге по уровню долговой нагрузки 

файл 

49 

Х 

Х 

Х 

Х 

32 

Поступления налоговых платежей и др.доходов в бюджетную систему РФ, млн. руб 

ФР Т.2.5 

27508 

Х 

13787800 

Х 

0,002 

33 

Поступление налоговых платежей и др. доходов в бюджетную систему РФ в расчете на 1 жителя, руб. 

расчет 

9043 

Х 

93920 

Х 

-84877 

34 

Задолженность  СФ по поступлению налоговых платежей и др. доходов в бюджетную систему РФ, млн.руб. 

ФР Т.2.6 

8990 

Х 

827300 

Х 

1,09% 

35 

Задолженность  по поступлению налоговых  платежей  и др. доходов в бюджетную систему РФ в расчете на 1 жителя, руб. 

расчет 

2955 

Х 

5635 

Х 

-2680 

36 

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций   СФ, млн.руб. 

РР   23.18 

-9302 

29494 

12801581 

-31,54% 

-0,07% 

37 

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций   СФ в расчете на 1 жителя, млн.руб. 

расчет 

-3058 

3017 

87202 

-6074,84 

-90259,71 

38 

Удельный вес убыточных организаций, % от общего числа организаций 

РР   23.21 

26,9% 

28,1% 

29,5% 

-0,01 

-0,03 

39 

Кредиторская задолженность организаций, млн.руб 

РР   23.23 

79918 

654876 

42280108 

12,20% 

0,19% 

40 

Кредиторская задолженность организаций в расчете на 1 жителя, руб 

расчет 

26272 

66988 

288004 

-40717 

-261732 

41 

Дебиторская задолженность организаций, млн.руб 

РР   23.23 

35251 

374397 

37053181 

9,42% 

0,10% 

42 

Дебиторская задолженность организаций в расчете на 1 жителя, руб 

расчет 

11588 

38298 

252399 

-26709 

-240811 

43 

Вклады физических лиц на рублевых счетах в филиалах сберегательного банка РФ и их подраздел. на душу насел., руб. 

ФР Т.5.11 

727 

Х 

18190 

Х 

-17463 

44 

Место СФ по финансовому потенциалу  

Эксперт(ф) 

16