Файл: Правоотношения по социальному обслуживанию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 314

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заслуживает внимания точка зрения Ю.С.Мацулевича (Мацулевич Ю.С. Граждане как субъекты советского права социального обеспечения. Автореф. дис. к.ю.н. М.,1990. С.11.), который выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей – постоянную и переменную. Содержание постоянной части правоспособности образует совокупность юридических возможностей быть носителем прав и обязанностей на все без исключения виды социального обеспечения. Объем содержания постоянной части правоспособности одинаков у всех граждан независимо от каких-либо других обстоятельств.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обслуживания к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека с момента рождения можно рассматривать в качестве потенциального субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности граждан в социальном обеспечении персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других личных обстоятельств. Объем ее содержания меняется на протяжении жизни человека. С помощью переменной части правоспособности за конкретным лицом закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания (индивидуальный правовой статус в социальном обеспечении). Например, для вступления в пенсионное правоотношение по старости необходимо достигнуть установленного возраста. При этом наступление постоянной и переменной части отраслевой правоспособности не совпадает во времени: первая возникает с рождения, а вторая – по достижении пенсионного возраста.

Дееспособность физических лиц в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у разных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.

Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

Вторым субъектом правоотношений по социальному обслуживанию выступают различные государственные органы, учреждения или иные уполномоченные государством лица. К их числу относятся:


- территориальные отделения ПФР и территориальные отделения ФСС;

- органы министерства здравоохранения и социального развития;

- органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.);

- учреждения здравоохранения и социального обслуживания и др.

В соответствии с законодательством субъектами правоотношений по социальному обслуживанию выступают, с одной стороны, граждане РФ, лица без гражданства и иностранцы, если в отношении последних международным договором не предусмотрено иное, с другой – государственные (муниципальные) социальные службы.

В соответствии со ст. 4 Закона «Об основах социального обслуживания населения» социальные услуги вправе также оказывать организации частной формы собственности и индивидуальные предприниматели. Однако система частного обслуживания, во-первых, еще не сформировалась в связи с фактическим отсутствием спроса на платные услуги из-за низкой платежеспособности нуждающихся и, во-вторых, она не может быть в полной мере отнесена к социальному обслуживанию как к институту права социального обеспечения, поскольку здесь преобладают гражданско-правовые механизмы регулирования.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями).

Что касается субъектов-получателей, то в рамках данных правоотношений они именуются клиентами социальной службы, т.е. лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации, которым в связи с этим предоставляются социальные услуги.

Правоспособность клиента возникает с момента наступления трудной жизненной ситуации и реализуется посредством обращения (письменного или устного) в социальную службу. Обращение может исходить как от самого гражданина, так и от его опекунов, попечителей, а также органов социальной защиты.

Особенность праводееспособности в правоотношениях по социальному обслуживанию заключается в том, что у клиента ограничено право выбора услуг – т.е. он может требовать предоставления только тех из них, которые предусмотрены законодательством для данной категории клиента в конкретной ситуации.

Для того чтобы стать клиентом социальной службы, необходимо:

• заявление (личное, опекунов, родственников);

• медицинское заключение о состоянии здоровья;

• доказательство отсутствия противопоказаний к обслуживанию в данном учреждении;

• справка органов социального обеспечения о размере пенсии и надбавок;


• договор на оказание платных услуг;

• приказ руководителя органа социальной защиты или руководителя учреждения.

Социальные службы – это государственные (муниципальные) предприятия и учреждения социального обслуживания населения, находящиеся в ведении Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований.

Все социальные службы имеют специальную правоспособность, поскольку создаются только для данного вида деятельности. Особенность социальных служб заключается в том, что они в ряде случаев не принимают правоприменительные решения о предоставлении нуждающемуся социальных услуг, а только непосредственно оказывают их. Решение об осуществлении социального обслуживания принимают органы социальной защиты населения, а его реализация осуществляется через социальные службы.

Социальные службы с функциональной точки зрения можно разделить:

1) на центры:

• комплексные, включающие два или более направлений обслуживания;

• специализированные, обеспечивающие одно из следующих направлений обслуживания:

– центры социальной помощи семье и детям;

Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 52 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям"».

– центры психолого-педагогической помощи;

Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 53 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого-педагогической помощи населению"».

– социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

Постановление Минтруда РФ от 29 марта 2002 г. № 25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

– центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

– центры помощи на дому;

– центры экстренной психологической помощи по телефону;

Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 54 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр экстренной психологической помощи по телефону"».

– геронтологические центры.

Постановление Минтруда РФ от 14 ноября 2003 г. № 76 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Геронтологический центр"».


2) дома и приюты:

• ночного пребывания;

• для одиноких престарелых;

• для детей и подростков.

3) стационарные учреждения (включая предоставление в них медицинских услуг):

• дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

• психоневрологические интернаты;

• детские дома-интернаты для умственно отсталых детей;

• дома-интернаты для детей с физическими недостатками.

1.3 Содержание правоотношений по социальному обслуживанию

Содержание правовых отношений в сфере социального обслуживания составляют субъективные права и корреспондирующие им юридические обязанности субъектов правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности образуют юридическую связь между субъектами правоотношения, которая, как правило, представлена правами субъекта на социальное обеспечение и обязанностями управомоченного органа (организации) по их реализации. Причем у каждого из субъектов может быть несколько прав и обязанностей.

К содержанию правоотношений по социальному обслуживанию относятся права и обязанности поставщиков и получателей социальных услуг

Содержанием материального правоотношения являются субъективное право гражданина требовать предоставления ему назначенных в определенном размере пенсии, пособия, компенсации услуги и обязанность соответствующего органа (организации) предоставить данный вид обеспечения в установленном размере .

Содержанием процедурного правоотношения являются субъективное право гражданина на процедуру проверки юридических фактов и установления его права на соответствующий вид социального обеспечения и вынесения решения о его назначении и обязанность соответствующего органа (организации) провести эту процедуру и назначить пенсию или другой вид обеспечения, являющийся объектом данного правоотношения.

Содержанием процессуального правоотношения являются процессуальные действия субъектов по рассмотрению спора о социальном обеспечении и вынесению решения о восстановлении нарушенного права гражданина на социальное обеспечение или отказе в этом, если нет правонарушения


ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

2.1. Социальные услуги.

Объекты правоотношений по социальному обслуживанию – блага, благодаря которым люди вступают в правоотношения.

Социальная услуга — помощь гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Социальные услуги оказываются в процессе социальной работы. Различные виды социальных услуг могут оказываться государственными, частными и общественными организациями. Социальные услуги оказываются в сфере образования, общественного питания, здравоохранения, охраны правопорядка, противопожарной безопасности, трудоустройства, усыновления детей, исследований и лоббирования.

Существуют следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.