Файл: Правоотношения по социальному обслуживанию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Формы социального обслуживания

1. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.

2. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.

3. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 настоящего Федерального закона.

4. При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:

1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;

2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;

3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;

4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;

5) оказание иных видов посторонней помощи.

5. Граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному заявлению принимаются на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.


6. Вопросы приема в стационарные организации социального обслуживания и выписки из таких организаций лиц, страдающих психическими расстройствами, регулируются законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи.

2.3. Процедурные правоотношения по социальному обслуживанию

Процедурные правоотношения – это отношения, возникающие по поводу установления юридических фактов либо реализации права на тот или иной вид социального обеспечения на основании волеизъяв­ления гражданина, который вправе требовать, а компетентный орган юридически обязан на основе оценки фактических обстоятельств принять решение о применении нормы права в установленные зако­ном сроки.

Нормы права социального обеспечения регулируют отношения не только имущественного (материального) характера, объектом которых является определенное материальное благо, но и другие, вспомогательные отношения, объективно необходимые для функционирования материальных отношений. Они возникают в связи с осуществлением компетентным органом правоприменительной деятельности, результатом которой может быть установление юридических фактов, необходимых для реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, либо принятие решения о применении нормы права. Это также правоотношения по защите нару­шенного права на социальное обеспечение, т.е. правоотношения юрисдикционного характера.

Вспомогательные отношения подразделяются на процедурные и процессу­альные.

Процедурные правоотношения – это отношения, возникающие по поводу установления юридических фактов либо реализации права на тот или иной вид социального обеспечения на основании волеизъяв­ления гражданина, который вправе требовать, а компетентный орган юридически обязан на основе оценки фактических обстоятельств принять решение о применении нормы права в установленные зако­ном сроки.

Процедурные правоотношения всегда предшествуют материальному правоотношению, а иногда могут и сопутствовать ему.

Единого процедурного правоотношения, как и единого имущественного от­ношения по социальному обеспечению не существует. К процедурным от­носятся правоотношения по установлению юридических фактов, необходи­мых для реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, о чем уже говорилось выше. Данное правоотношение может предшествовать друго­му, также процедурному правоотношению, возникающему в связи с реали­зацией материального права на конкретный вид социального обеспечения.


Процедурные правоотношения, возникающие в связи с реализацией права на пенсию, пособие, компенсацию, медицинскую помощь и лечение, лекарственную помощь, социальную услугу, льготу, классифицируются на виды в зависимости от вида обеспечения, поскольку законом предусмот­рены различные процедуры его реализации.

По сроку действия процедурные правоотношения – это всегда правоотно­шения с определенным сроком действия, причем он не должен быть более того, который предусмотрен законом для принятия соответствующего ре­шения органом, осуществляющим социальное обеспечение. Так, орган, назначающий пенсию, в связи с волеизъявлением гражданина обязан в десятидневный срок рассмотреть представленные документы, проверить юридические факты и принять решение (положительное или отрицатель­ное) о применении нормы права о назначении пенсии.

Круг субъектов процедурных правоотношенийв основном тот же, что и в материальных правоотношениях, если речь идет о гражданах. Что же каса­ется второго субъекта, обязанного принять решение о применении нормы права, то он не всегда совпадает с кругом субъектов, осуществляющих со­циальное обеспечение. Так, юридические факты могут устанавливаться органами, на которые не возложены функции по осуществлению социального обеспечения (факт инвалидности вправе установить только учрежде­ние медико-социальной экспертизы; факт иждивения устанавливается, в частности, судом и т.д.).

Не всегда совпадает и субъект процедурного правоотношения, принимающий решение о применении нормы права, с субъектом, непосредствен­но предоставляющим тот или иной вид социального обеспечения (напри­мер, решение о помещении пожилого гражданина или инвалида на полное или полустационарное обслуживание принимает орган социальной защи­ты, а обслуживание предоставляет соответствующее учреждение социаль­ного обслуживания).

Основанием возникновения процедурных правоотношенийвсегда являет­ся волеизъявление гражданина, который обращается в соответствующий компетентный орган по поводу предоставления конкретного вида социаль­ного обеспечения. В литературе высказана точка зрения, в силу которой под объектом процедурного правоотношения понимается именно результат оп­ределенных законом действий обязанного субъекта1.

Какой же должна быть последовательность действий органа, применя­ющего норму права? В научных работах, посвященных проблемам приме­нения норм права, обосновывается наличие следующих основных стадий правоприменения: а) установление и анализ фактических обстоятельств дела; б) отыскание и анализ правовых норм, подлежащих применению; в) принятие решения и издание акта, закрепляющего это решение2.


Таким образом, объектом процедурного правоотношения является юри­дическое действие обязанного субъекта, завершающееся принятием акта применения права.

Содержание процедурных правоотношенийсоставляют права и обязанно­сти их субъектов: право граждан требовать от компетентного органа совер­шения определенного юридического действия и обязанность этого органа такие действия выполнить в установленные законом сроки и в установлен­ном законом порядке (установить юридический факт, рассмотреть заявле­ние и представленные документы, определить на основе их оценки право на тот или иной вид социального обеспечения, принять решение о его предоставлении).

В отличие от процедурных процессуальные отношения всегда возни­кают по поводу защиты нарушенного права на социальное обеспечение в связи с обращением граждан в уполномоченные органы.

Круг субъектов из числа граждан такой же, как в материальных правоотношениях (о них шла речь в предыдущих параграфах). Что же касается других субъектов, то это органы, компетентные рассматривать обращения граждан в связи с нарушением их прав на определенный вид социального обеспечения.

Так, гражданин вправе обратиться как в вышестоящий компетентный орган с жалобой на решение, принятое нижестоящим органом (в административном порядке), так и в суд (в судебном порядке). Жалобы подаются в исполнительный орган (должностному лицу), к непосредственному ведению которого относится разрешение поставленного гражданином вопроса об обжаловании решений, действий (бездействий) подчиненного ему должностного лица или органа. Гражданин вправе требовать, а компетентный орган обязан рассмотреть жалобу в установленный срок. Решение по жалобе должно быть мотивированным, обоснованным, а исполнение решения - организованным. Оно своевременно сообщается гражданину. Если гражданин не согласен с решением по жалобе, он вправе обжаловать это решение в административном порядке в вышестоящий исполнительный орган, либо в суд. В связи с таким обращением вновь возникнут процессуальные отношения по защите гражданином своего нарушенного права.

В то же время статья 46 Конституция РФкаждому гарантирует право на судебную защиту в случае его нарушения. Поэтому право на социальное обеспечение может защищаться по всем видам социального обеспечения в судебном порядке без каких-либо предварительных условий.

Регулирование процессуальных отношений осуществляется не нормами права социального обеспечения, а нормами других отраслей права.


Отношения между гражданином и органом, осуществляющим социальное обеспечение, решение которого обжалуется в компетентный орган, уполномоченный рассматривать жалобу, регулируются нормами административного права, которые направлены на регулирование порядка внесудебного обжалования и именуются административными.

В судебном порядке защита прав граждан на социальное обеспечение может осуществляться как в рамках гражданского, так и административного судопроизводства. Это зависит от того в какой форме гражданин обратиться в суд: в виде гражданского иска в связи с возникновением спора о праве на определенный вид социального обеспечения или в форме административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) органа, осуществляющего социальное обеспечение.

Отношения, возникающие между гражданином и органом, осуществляющим социальное обеспечение, в случае предъявления в суд гражданского иска в связи со спором о праве на определенный вид социального обеспечения между указанными субъектами, регулируются нормами гражданского процессуального права и называются гражданско-процессуальные. Рассмотрение таких споров производится в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Что касается отношений между гражданином и органом, осуществляющим социальное обеспечение, решение, действие (или бездействие) которого оспаривается в суд в виде предъявления административного искового заявления, регулируются нормами административного процессуального права и являются административно-процессуальными. Такие дела рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной курсовой работы хотелось бы подвести итог всему вышеописанному, а именно еще раз дать определения, тем понятиям, которые изучались в ходе разработки темы работы.

Таким образом, по данной теме можно сделать определенные выводы:

Правоотношение - одно из важнейших звеньев правового механизма, обеспечивающего реальную жизнь права как регулятора общественных отношений. Правоотношения входят в систему общественных отношений (экономических, политических, социальных, нравственных и т. д.), но занимают в ней особое место.

Правоотношения представляют собой форму тех индивидуально-волевых общественных отношений, которые подвержены правовому регулированию и «выражают особую общественную связь между лицами, связь через права и обязанности». Поскольку участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у субъектов права при наступлении определенных юридических фактов, одной из важнейших предпосылок существования правоотношений является наличие трех элементов: нормативной базы, юридических фактов и субъектов права. Сочетание этих элементов необходимо не только для возникновения, но и для изменения и прекращения правоотношения.