Файл: Ситуационный подход к менеджменту (ТЕОРЕТИЧЕСКИК АСПЕКТЫ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИК АСПЕКТЫ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ
1.1. Этапы развития ситуационного менеджмента
1.2. Сущность ситуационного подхода к управлению
1.3. Основные модели ситуационного управления
ГЛАВА 2. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2.1. Характеристика исследуемой организации
2.2. Анализ финансовых результатов организации
2.3. Анализ текущего состояния среды организации
2.4. Ситуационный подход к управлению исследуемой организацией
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что ситуационный подход к управлению организацией является одним из факторов принятия эффективных решений в ожесточенных условиях рыночной экономики. Рыночные условия характеризуются тем, что организация постоянно осуществляет свою деятельность с риском воздействия на нее угроз из внешней и внутренней среды. Задача руководства организации разрабатывать такой набор методов и решений, которые бы позволили снизить риск воздействия данных угроз. Но проблема заключается в том, что внешняя и внутренняя среда являются системой динамически развивающейся и постоянно меняющейся. Поэтому единый набор мер не будет эффективным. Задача организации принимать решения исходя из текущей ситуации в среде организации с целью повышения эффективности деятельности организации в постоянно меняющихся условиях внешней и внутренней среды. В этом и заключается суть ситуационного подхода к управлению организацией.
Цель работы заключается в анализе применения ситуационного подхода в конкретной организации.
Объектом исследования является ООО «Сити Ресторантс» КФС Ступино.
Предметом исследования являются методы ситуационного подхода в организации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты ситуационного подхода к менеджменту;
- Дать характеристику исследуемой организации;
- Провести анализ финансовых результатов организации;
- Проанализировать методы ситуационного подхода к управлению исследуемой организации.
При написании курсовой работы применялись такие методы исследования, как анализ, синтез, дедукция, обобщение, классификация и метод экспертных оценок.
Изучением вопросов, связанных с ситуационным подходом к менеджменту занимались такие ученые, как Веснин В.Н., Мескон М., Хедоури Ф., Виханский О.С., Наумов А.И. и многие другие. Вместе с тем, данный вопрос является актуальным и подлежит дополнительному изучению.
В первой главе данной курсовой работы изучены этапы развития ситуационного подхода к менеджменту, отражены сущность и модели ситуационного подхода.
Вторая глава посвящена анализу применения ситуационного подхода к управлению организацией. Для этого была дана характеристика объекта исследования, проведен анализ финансовых результатов и методов реализации ситуационного подхода в ней.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИК АСПЕКТЫ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ
1.1. Этапы развития ситуационного менеджмента
Суть ситуационного подхода в отличие от альтернативных подходов заключена в том, что руководство организации принимает решения, опираясь на текущие рыночные условия. Задача ситуационного менеджмента провести анализ соответствия принимаемых решений текущей ситуации и оценить их эффективность.
Важно понимать, что рыночные условия характеризуются высокой динамикой развития и изменений, что, соответственно, говорит о том, что решения, эффективные сейчас, вряд ли будут эффективны завтра. Как правило, организация вырабатывает стратегию, опираясь на личные прогнозы и прогнозы государства. Но, нельзя исключать вероятность того, что прогнозы могут реализоваться частично, либо не реализоваться вообще. Поэтому, важно, чтобы стратегия организации была гибкой и могла подстраиваться под актуальные изменения ситуаций, как во внешней, так и во внутренней среде организации.
Предпосылками развития ситуационного подхода к менеджменту являлись, проблемы, с которыми сталкивались топ-менеджеры при управлении организациями. Существовала практика перехода менеджеров из одной корпорации в другую. Менеджеры, опираясь на опыт работы в предыдущих организациях, сталкивались с тем, что их решения не являются эффективными и не приносят желаемого результата. Это говорит о том, что менеджеры к двум совершенно разным организациям применяли одинаковые подходы. Они не брали во внимание то, что организации находятся в совершенно разных условиях. На основе данных проблем, стал развиваться ситуационный подход с той целью, чтобы менеджеры смогли принимать эффективные решения, опираясь на анализ текущего положения дел организации и на текущие внешние условия.
Современная наука, как правило, трактует начало развития ситуационного подхода 60 годами 20 века. Тем не менее, предпосылки были еще в 20-х годах 20 века. Так, известная ученая того времени Паркер М. разработала «закон ситуации». Суть закона состояла в том, что к различным видам ситуацией требуются различные подходы, поэтому менеджер, не обладающий гибкостью в принятии решений, не может быть эффективным.
Однако, в современной науке бытую также утверждения о том, что старт ситуационного подхода дан еще во времена до нашей эры. Так в одном из своих трактатов мыслитель Древнего Китая Лао Цзы выражал такое мнение, что подход к управлению нельзя назвать неэффективным, а можно назвать лишь соответствующим или несоответствующим текущей ситуации. Также он отмечал, что эффективным можно назвать лишь того менеджера, который принимает решения, опираясь на текущую ситуацию. Мнение Цзы поддержал еще один мыслитель Сунь Цзы, который в своей работе дал совет руководителям о том, что необходимо перед принятием решения необходимо анализировать текущую ситуацию. Несмотря на то, что в Древнем Китая не существовало как таковой теории управления и менеджмента в целом, умозаключения мыслителей являются актуальными и по сей день.
Долгое время после мыслителей Древнего Китая ситуационный подход не развивался и не являлся целью исследований у ученых. Первые упоминания появились в 16 веке, когда стали зарождаться основы рыночной экономики. Упоминания были сделаны известным ученым того времени Макиавелли Н. В своей работе он уже отразил сущность рыночных условий, их постоянную изменчивость и необходимость действовать согласно ситуации.
Более активное развитие ситуационного подхода приходится на 19 столетие. Его начинателем был Б. Трентовский. Он в своих работах отражал важность воздействия науки на управление. Ученый считал, что при принятии управленческих решений необходим учет практики прошлого, а также считал необходимым опираться на текущие условия. В своей работе Трентовский связывал ситуационный подход к управлению государством. Он имел в виду, что невозможно в разных государствах использовать одинаковые методы управления. При этом он также продолжал умозаключения вышеуказанных ученых о том, что не всегда эффективное решение сегодня, будет эффективно завтра. Тем не менее, существенным отличием трактовок Трентовского от других, являлось то, что на текущую ситуацию необходимо не прости опираться, а изучать его с точки зрения научной аналитики.
На рисунке 1 отразим основные заключения Трентовского, ставшие принципами ситуационного подхода и опорной точкой к его развитию.
Рисунок 1 – Основные заключения работы Б. Трентовского
В середине 20 века ситуационный подход успешно зарождался на западе, но не в советском государстве. Командная экономика предопределяла невозможности реализации ситуационного подхода к управлению. [1, c.100]
В 60-е года 20 столетия был изменен подход к теории управления. Если раньше считалось, что управленцу необходимо знать основы менеджмента и успешно применять их в практической деятельности, то тогда возникла необходимость внедрение иного подхода к управлению. Задачей нового подхода было отразить изменения, происходящие в современных условиях, а также объединить достижения предыдущих подходов. Новым подходом и являлся ситуационный. Его суть состояла в научном анализе текущих реалий и способов управления ими.
В настоящее время ожесточенных условий рыночной экономики, ситуационный подход является единственным фактором эффективного управления организацией. Имеется в виду то, что сегодня внешняя среда развивается с бешеной скоростью и организациям необходимо подстраиваться под эти изменения, обеспечивая при этом себе выживаемость.
1.2. Сущность ситуационного подхода к управлению
В основе ситуационного подхода к управлению лежит мысль о том, что внутреннее функционирование организации должно быть согласовано с требованиями стоящей перед ней задачи, ее техническим оснащением, внешним окружением, а также потребностями персонала. Только в этом случае она будет работать эффективно.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. [2, c.45]
Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырёх шаговый процесс.
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики, в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции.
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.
Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приёмы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путём в условиях существующих обстоятельств. [3, c. 66]
Успех или неуспех в значительной степени основывается на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя полностью определить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникает необходимости прибегать к догадкам или методу проб и ошибок для определения наиболее подходящего решения организационных проблем.
Конкретный выбор переменных точно так же, как и в случае с функциями управления, находит разную интерпретацию у разных авторов, но большинство из них сходятся во мнении, что существует не более десятка факторов, которые можно сгруппировать по двум основным классам внутренних и внешних переменных.
Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. Однако это не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Чисто внутренний фактор есть нечто данное, что руководство должно преодолеть в своей работе. [4, c.87]
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология и люди.
Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.
Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Понимание и успешное управление человеческой переменной очень сложно.
Личностные качества руководителя являются существенными компонентами его руководства. Но очевидно, что эффективность стиля руководства зависит от особенностей конкретной управленческой ситуации.
Когда ситуация меняется, то меняется и выбранный стиль руководства. Выбор стиля и поведение руководителя должны быть гибкими.
Современная теория руководства большое внимание уделяет ситуационному походу. Суть ситуационного подхода заключается в том, что выделяются какие-то базовые, общие для многих конкретных случаев управления факторы (ситуационные переменные), приоритеты которых определяются для каждого случая в зависимости от конкретных обстоятельств в данный момент.
Ученые пытаются определить, какие особенности поведения и личные качества руководителя более всего соответствуют определенным ситуациям. В зависимости от особенностей конкретной ситуации должны выбираться различные стили руководства. В общем случае руководитель должен стремиться к выработке такого стиля, который должен привести к высокой производительности труда и к достаточной удовлетворенности от него работающих.