ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Есть несколько вариантов для опроса, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Считай их. Письменный опрос позволяет охватить больше людей. Наиболее распространенной формой является вопросник. Но его недостаток заключается в том, что, используя анкету, невозможно заранее учесть реакцию Ответчика на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что он целенаправленно и продуманно создает искусственную ситуацию, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается наилучшим образом. Основным преимуществом эксперимента является то, что он позволяет более надежным, чем все другие методы, делать выводы о причинно-следственной связи изучаемого явления с другими явлениями, научно объяснять происхождение явления и его развитие. Экспериментальное исследование проводилось среди молодежи в центре психологической помощи «Встреча», г. Москва. Исследование проводилось по методическому пособию Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко «Практикум по возрастной психологии». В эксперименте приняли участие 20 человек: 10 из них женщины и 10 мужчин в возрасте от 20 до 30 лет. Для проведения эксперимента по преодолению коммуникационных барьеров в деловом общении мы использовали следующие методы.
Методика 1. «Прогноз»
Методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска адаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.
Инструкция. Прочтите утверждение и дайте ответ «Да» или «Нет»
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих ключу»:
«Да» – вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42,44,#КСТ 47,48,49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66,67, (' 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82,83, 84;
«Нет» – вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 2S, 30, 33, 37, 38, 39,46,4 54,55,58,61,68.
За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл.
Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:
«Да» – вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43. Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондент если поданной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, в кой он есть. Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ. Она рассматривается в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость.
Условная шкала НПУ
Методика 2. Диагностика стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях)
Методология исследования основных стратегий преодоления – «Индикатор стратегий преодоления стресса» была создана Д. Амирханом в 1990 году. Методика представляет собой короткий опросник для самооценки, состоящий из 33 утверждений, определяющих основные стратегии преодоления, их серьезность в структуре справиться со стрессовым поведением. Трехэтапный факторный анализ различных ситуационно-специфических мер реагирования на стресс позволил Д. Амирхану определить три основные стратегии преодоления: решение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Анкета может быть использована для исследования лиц подросткового и юношеского возраста и взрослых.
Нас интересует, как люди справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в своей жизни. В форме представлены несколько возможных вариантов преодоления неприятностей. Изучив заявления, вы можете определить, какой из предложенных вариантов обычно используется вами. Все ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Постарайтесь вспомнить одну из основных проблем, с которой вы столкнулись за последние 6 месяцев, которая очень вас беспокоила, и опишите эту проблему в максимально возможном количестве слов. Теперь, читая утверждения ниже, возьмите один из трех наиболее приемлемых ответов для каждого.
Порядок проведения. Методика проводится фронтально – с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.
Обработка и интерпретация результатов
Ответы испытуемого сопоставляются с ключом
Ключ
Для получения общего балла по соответствующей стратеги» подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале – 11 баллов, максимальная – 33 балла.
Если пропущен 1 пункт из 11, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 10 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 11; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. (Например, средний балл по шкале 2,12, умножить на 11 = 23,32, общий балл – 24.)
При пропуске двух и более пунктов обработка данных испытуемого не производится.
Преобладающей считается стратегия, сумма баллов по которой выше остальных более чем на три балла.
Выводы об уровне совладающего поведения:
высокий – 26–33
средний – 17–25
низкий – 11–16
После проведения эксперимента, нами был проведен анализ и оценка результатов полученных в экспериментальной работе.
2.2 Анализ и оценка результатов по преодолению коммуникативных барьеров
До настоящего времени механизмы, лежащие в основе преодоления поведения в возникающих трудных жизненных ситуациях, не изучались.
Очевидно, что длительный стресс негативно влияет на психологическое состояние человека. Сегодня уже невозможно достичь социального процветания без максимальной напряженности имеющихся ресурсов жизненной силы в проблемных ситуациях, способности эффективно преодолевать стресс и социальные трудности.
Методика 1. «Прогноз»
Методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска адаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.
Инструкция. Прочтите утверждение и дайте ответ «Да» или «Нет»
-
Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать. -
В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять» за друга. -
Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться. -
Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний. -
У меня часто болит голова. -
Иногда я говорю неправду. -
Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле. -
Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь. -
Бывает, что я сержусь.
-
Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни. -
Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня. -
Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях -
Самая трудная борьба для меня – борьба с самим собой. -
Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко. -
Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным. -
Я довольно безразличен к тому, что со мной будет. -
В гостях я держусь за столом лучше, чем дома. -
Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено. -
Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых. -
Мне часто говорят, что я вспыльчив. -
Запоры у меня бывают редко. -
В игре я предпочитаю выигрывать. -
Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо. -
Сейчас мой вес постоянен – я не полнею и не худею. -
Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придай мне вес в собственных глазах. -
Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона. -
С моим рассудком творится что-то неладное. -
Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы. -
Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки. -
Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде. -
Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся. -
Думаю, что я человек обреченный. -
Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко. -
Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю. -
Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать. -
Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других. -
В школе я усваивал материал медленнее, чем другие. -
Моя внешность меня в общем устраивает. -
Я вполне уверен в себе. -
Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным. -
Кто-то управляет моими мыслями. -
Я ежедневно выпиваю много воды. -
Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех. -
Счастливей всего я бываю, когда один. -
Кто-то пытается воздействовать на мои мысли. -
Я любил сказки Андерсена. -
Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким. -
Меня злит, когда меня торопят. -
Меня легко привести в замешательство. -
Я легко теряю терпение с людьми. -
Часто мне хочется умереть. -
Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним. -
Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня. -
К вопросам религии я отношусь равнодушно – они не занимают меня. -
Приступы плохого настроения бывают у меня редко. -
Я заслуживаю сурового наказания за свои проступки. -
У меня были очень необычные мистические переживания. -
Мои убеждения и взгляды непоколебимы. -
У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон. -
У человек нервный, легко возбудимый. -
Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже). -
Все у меня получается плохо, не так, как надо. -
Я почти всегда ощущаю сухость во рту. -
Большую часть времени я чувствую себя усталым. -
Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву. -
Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи. -
Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь. -
Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви. -
Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым. -
Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо. -
Я часто чувствую себя несправедливо обиженным. -
Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих. -
Я часто испытываю чувство усталости от жизни и мне не хочется жить. -
На меня обращают внимание чаще, чем на других. -
У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний. -
Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть. -
В. Мне трудно проснуться в назначенный час. -
Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным. -
В детстве я был капризный и раздражительный. -
Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров. -
Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства. -
У меня есть судимые родственники. -
В юности я имел приводы в милицию. -
Случалось, что меня грозили оставить в школе на второй год.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих ключу»:
«Да» – вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42,44,#КСТ 47,48,49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66,67, (' 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82,83, 84;
«Нет» – вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 2S, 30, 33, 37, 38, 39,46,4 54,55,58,61,68.
За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл.
Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:
«Да» – вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43. Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондент если поданной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, в кой он есть. Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ. Она рассматривается в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость.
Условная шкала НПУ
Полученные баллы НПУ | Пункт шкалы НПУ | Значение пунктов шкалы НПУ |
33 и более 29–32 23–28 18–22 | 1 2 3 4 | Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе |
14–17 | 5 | Среднее |
11–13 9–10 7–8 6 5 и менее | 6 7 8 9 10 | Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе |
Методика 2. Диагностика стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях)
Методология исследования основных стратегий преодоления – «Индикатор стратегий преодоления стресса» была создана Д. Амирханом в 1990 году. Методика представляет собой короткий опросник для самооценки, состоящий из 33 утверждений, определяющих основные стратегии преодоления, их серьезность в структуре справиться со стрессовым поведением. Трехэтапный факторный анализ различных ситуационно-специфических мер реагирования на стресс позволил Д. Амирхану определить три основные стратегии преодоления: решение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Анкета может быть использована для исследования лиц подросткового и юношеского возраста и взрослых.
Нас интересует, как люди справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в своей жизни. В форме представлены несколько возможных вариантов преодоления неприятностей. Изучив заявления, вы можете определить, какой из предложенных вариантов обычно используется вами. Все ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Постарайтесь вспомнить одну из основных проблем, с которой вы столкнулись за последние 6 месяцев, которая очень вас беспокоила, и опишите эту проблему в максимально возможном количестве слов. Теперь, читая утверждения ниже, возьмите один из трех наиболее приемлемых ответов для каждого.
| Да | Скорее да, чем нет | Нет |
1. Позволяю себе поделиться чувством с другом 2. Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему 3Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять 4. Пытаюсь отвлечься от проблемы 5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо 6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи 7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше 8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией 9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора 10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах 11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий 12. Доверяю свои страхи родственнику или другу 13. Больше времени, чем обычно, провожу один 14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению 15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение 16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы 17. Обдумываю про себя план действий 18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно 19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше 20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации 21. Избегаю общения с людьми 22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблем 23. Иду к другу за советом – как исправить ситуацию 24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему 25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей 26. Сплю больше обычного 27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе 28. Представляю себя героем книги или кино 29. Пытаюсь решить проблему 30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного 31. Принимаю помощь от друзей или родственников 32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше 33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения | 1 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Порядок проведения. Методика проводится фронтально – с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.
Обработка и интерпретация результатов
Ответы испытуемого сопоставляются с ключом
Ключ
Базисная копинг-стратегия | Пункты опросника, номер |
Разрешение проблем Поиск социальной поддержки Избегание | 2,3,8,9, 11, 15, 16, 17,20,29,33 1,5,7, 12, 14, 19,24,23,25,31,32 4,6, 10, 13, 18,21,22,26,27,28,30 |
Для получения общего балла по соответствующей стратеги» подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале – 11 баллов, максимальная – 33 балла.
Если пропущен 1 пункт из 11, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 10 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 11; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. (Например, средний балл по шкале 2,12, умножить на 11 = 23,32, общий балл – 24.)
При пропуске двух и более пунктов обработка данных испытуемого не производится.
Преобладающей считается стратегия, сумма баллов по которой выше остальных более чем на три балла.
Выводы об уровне совладающего поведения:
высокий – 26–33
средний – 17–25
низкий – 11–16
После проведения эксперимента, нами был проведен анализ и оценка результатов полученных в экспериментальной работе.
2.2 Анализ и оценка результатов по преодолению коммуникативных барьеров
До настоящего времени механизмы, лежащие в основе преодоления поведения в возникающих трудных жизненных ситуациях, не изучались.
Очевидно, что длительный стресс негативно влияет на психологическое состояние человека. Сегодня уже невозможно достичь социального процветания без максимальной напряженности имеющихся ресурсов жизненной силы в проблемных ситуациях, способности эффективно преодолевать стресс и социальные трудности.