Файл: Учебное пособие. Челябинск Издво зао Библиотека А. Миллера.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 590
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
127
Таблица 11
Ставки транспортного налога (на примере легковых автомобилей)
Наименование объекта налогообложения
Налоговая ставка
(в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
2,5 свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
3,5 свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
5 свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
7,5 свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
15
Налоговые ставки транспортного налога могут быть увеличены
(уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз.
Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
Налоговые льготы. Федеральные льготы по транспортному налогу НК
РФ не предусмотрены. При установлении налога законами субъектов РФ могут
128 предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Законом Челябинской области от 30.10.2018 № 801-ЗО внесены изменения в пункт 2 статьи 4 Закона Челябинской области от 28.11.2002 № 114-
ЗО «О транспортном налоге». Согласно внесенным изменениям для пенсионеров и многодетных семей, имеющих трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, снижена ставка для легковых автомобилей мощностью от
150 до 180 л.с. включительно. Указанная категория граждан уплачивает налог по сниженной ставке 1 руб. с каждой л.с. в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика.
В августе 2019 года в Челябинской области ставки транспортного налога для автомобилей с мощностью до 100 л.с. включительно были снижены на 33% ставки – с 7,7 руб. до 5,16 руб. Владельцы автомобилей мощностью от 100 до
150 л.с. оплачивают налог 13,40 руб. вместо 20 руб.
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по
налогу.
1. Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов
(организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством РФ.
129
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансового платежа по налогу) самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками- организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
130 выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
Так, например, в 2021 году перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более
20 лет, насчитывает 101 модель [14].
С 2022 года, согласно п. 16 ст. 2 Закона № 67-ФЗ (от 26.03.2022) повышающие коэффициенты будут действовать при расчете налога за автомобили стоимостью:
от 10 млн руб. до 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 10 лет (повышающий коэффициент 3);
от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет
(повышающий коэффициент 3).
Перечень таких автомобилей Минпромторг России должен публиковать на сайте ежегодно не позднее 31 марта (пп. "б" п. 16 ст. 2 Закона № 67-ФЗ).
Согласно действующей редакции п. 2 ст. 362 НК РФ перечень размещается на сайте ведомства ежегодно не позднее 1 марта.
Поправками уточняется, что перечисленные нововведения распространяются на уплату транспортного налога только за 2022 год (ч. 6 ст. 5
Закона № 67-ФЗ).
Исходя из изложенного, за автомобили стоимостью до 10 млн руб. транспортный налог за 2022 год организации платят без повышающих коэффициентов (независимо от года выпуска автомобиля).
Если в субъекте РФ по месту нахождения транспортного средства предусмотрена уплата авансовых платежей по транспортному налогу, то с
131 авансового платежа за первый квартал 2022 года применять повышающий коэффициент по автомобилям стоимостью до 10 млн руб. не нужно.
В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. расчет производится по формуле:
Размер налога = Ставка налога * Налоговая база * (количество месяцев
владения / 12) * Повышающий коэффициент
Уплата налога производится на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые уведомления об уплате налога направляются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены статьей 52 НК
РФ.
3. В случаях наличия в налоговом уведомлении блока с перерасчетом ранее исчисленных сумм налогов и направления налогового уведомления в срок не позднее 30 рабочих дней до наступления срока уплаты налога, налог уплачивается не позднее 1 декабря года направления налогового уведомления, а случае направления налогового уведомления в срок менее 30 рабочих дней – не позднее 1 декабря года, следующего за годом направления налогового уведомления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было
132 зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации
(снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками- организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
133
Вопросы для самоконтроля
1)
Что собой представляет транспортный налог?
2)
Что признается объектом налогообложения по транспортному налогу?
3)
Какие транспортные средства не являются объектами налогообложения?
4)
Как определяется налоговая база по транспортному налогу?
5)
Как исчисляется транспортный налог?
6)
Каков порядок уплаты транспортного налога для организаций и физических лиц?
134
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Глава 4. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
Местные налоги – это налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено условиями специального налогового режима, применяемого налогоплательщиком.
4.1. Земельный налог
Земельный налог – местный налог. Земельный налог устанавливается в соответствии с Главой 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и
Севастополе налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов
РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов РФ.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
135
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
Объектом
налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования
(городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
3) земельные участки из состава земель лесного фонда;
4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством
РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
5) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.