Файл: Учебное пособие. Челябинск Издво зао Библиотека А. Миллера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 583

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Юридические принципы:
1. Законности
Единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные законом.
2. Определенности
Налог считается установленным лишь в том случае, когда законом определены налогоплательщики и все элементы налога.
Отсутствие хотя бы одного элемента в законе означает, что обязанности налогоплательщика по уплате данного налога не установлены.
3. Обязательности
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

13
Продолжение таблицы 1

Принципы
Содержание принципа
4. Обоснованности
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
5. Недискримина- ционного характера
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
6. Презумпции невиновности
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Принципами налогообложения необходимо руководствоваться при формировании и совершенствовании налоговой системы с учётом конкретных условий развития государства и общества. Любая страна для обеспечения стабильного и поступательного развития своей экономики обязана учитывать базовые принципы построения налоговой системы, просчитывать все экономические и социальные последствия при отступлении от того или иного принципа.
Зависимость между налоговыми поступлениями в бюджет и налоговыми ставками описывается кривой
Лаффера (см. рисунок 2).
Рис. 2. Кривая Лаффера

14
Кривая используется для иллюстрации аргумента о том, что иногда снижение налоговых ставок может увеличить общие налоговые поступления и наоборот. Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (t
опт
). Превышение этого уровня (до t
1
) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает доходы и поступления в бюджет (T
1
< T
max
). Наоборот, переход к более низкой ставке обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате – увеличение поступлений в бюджет. Однако найти оптимальную шкалу налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны, различна для разных стран.


15
1.3. Классификация налогов
Налоговая система в России, как по отношению к юридическим, так и по отношению к физическим лицам, по своим принципам, функциям и структуре в целом соответствует налоговым системам в странах с рыночной экономикой.
Наглядно это можно увидеть, проанализировав классификацию налогов по различным признакам.
Схематично налоги можно клссифицировать следующим образом
(см. табл. 2).
Таблица 2
Классификация налогов
Признак классификации
Виды налогов
1. По уровню бюджета
Федеральные, региональные, местные
2. По субъекту налогообложения
Налоги, взимаемые с юридических лиц; с физических лиц; с юридических и с физических лиц
3. По форме (способу) взимания
Прямые, косвенные
4. По объекту налогообложения
С доходов, с имущества, с вида деятельности
5. По целевой направленности
Общие, специальные (целевые)
6. По характеру изменения налоговых ставок
Пропорциональные, прогрессивные, регрессивные
7. По методу взимания
Метод удержания, декларационный метод (метод начисления), кадастровый метод
8. По источнику обложения
Со стоимости, с прибыли, с заработной платы…
Рассмотрим более подробно данные виды налогов по указанным признакам:
1. Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) по уровню бюджета делит все налоги на три основные группы: федеральные, региональные и местные. При этом в настоящее время налоговая система в РФ включает 9 федеральных, 3 региональных и 3 местных налогов и сборов, а также 5 специальных налоговых режимов и страховые взносы (их тоже можно условно отнести к «федеральной» группе налогов) (см. табл. 3).

16
Таблица 3
Классификация налогов по уровню бюджета
Группы налогов по уровню бюджета
Виды налогов
Федеральные
налоги
1) Налог на добавленную стоимость (НДС)
2) Акцизы
3) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
4) Налог на прибыль организаций (НПО)
5) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
6) Водный налог
7) Государственная пошлина
8) Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
9) Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Специальные налоговые режимы
1
:
1) Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог –
ЕСН)
2) Упрощенная система налогообложения (УСН)
3) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП)
4) Патентная система налогообложения (ПСН)
5) Налог на профессиональный доход (НПД) (в порядке эксперимента)
2
Страховые взносы
1
Региональные
налоги и сборы:
1) Транспортный налог
2) Налог на игорный бизнес
3) Налог на имущество организаций
Местные налоги и
сборы:
1) Земельный налог
2) Налог на имущество физических лиц
3) Торговый сбор
3 1
Специальные налоговые режимы и Страховые взносы лишь условно относятся к
«федеральной» группе налогов, хоть и не являются налогами как таковыми
2
Введен до 31 декабря 2028 года включительно в соответствии с ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» от 27.11.2018 N 422-ФЗ
3
Действует только в Москве с 1 июля 2015г.


17
Федеральные налоги установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны.
Региональные налоги также содержится в НК РФ, но вводятся в действие законами субъектов РФ и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта. Вводя в действие региональные налоги, законодательные органы власти субъектов РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, а также налоговые льготы. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ.
Федеральные налоги установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны.
Региональные налоги также содержится в НК РФ, но вводятся в действие законами субъектов РФ и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта. Вводя в действие региональные налоги, законодательные органы власти субъектов РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, а также налоговые льготы. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ.
Такой же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.
Следует отметить, что перечень региональных и местных налогов является исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта
РФ и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это положение создаёт для налогоплательщиков уверенность в незыблемости налоговой системы страны.

18 2. Все перечисленные выше налоги можно также классифицировать по
субъектам уплаты, т.е. налоги, уплачиваемые юридическими и/или налоги, уплачиваемые физическими лицами (см. табл. 4).

19
Таблица 4
Классификация налогов по субъекту уплаты
Налоги, взимаемые с
юридических лиц
Налоги, взимаемые с
физических лиц
Налоги, взимаемые и с
юридических, и с
физических лиц
1) Налог на добавленную стоимость
2) Акцизы
3) Налог на прибыль организаций
4) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
5) Водный налог
6) Единый налог при выполнении соглашений о разделе продукции
7) Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
8) Налог на добычу полезных ископаемых
9) Сборы при выполнении соглашений о разделе продукции
10) Налог на игорный бизнес
11) Налог на имущество организаций
1) Налог на доходы физических лиц
2) Налог на имущество физических лиц
3) Патентная система налогообложения
4)
Налог на профессиональный доход
1) Государственная пошлина
2) Транспортный налог
3) Земельный налог
4) Торговый сбор
5) Единый сельскохозяйственный налог
6) Единый налог при упрощенной системе налогообложения
Из приведённых данных в таблице следует, что преобладающее значение в отечественной налоговой системе имеют налоги, уплачиваемые юридическими лицами. Из всех видов налогов, установленных налоговой системой РФ, одинадцать налогов уплачиваются юридическими лицами, уплата


20 шести налогов возложена как на юридических, так и на физических лиц, и четыре налога платят исключительно физические лица.
3. Характеристика налоговой системы с точки зрения её влияния на финансовое положение налогоплательщика и на экономику страны невозможна без классификации налогов по форме (способу) взимания, согласно которой налоги делятся на прямые и косвенные. При классификации налогов принято, что прямые налоги всегда увязаны с доходом налогоплательщика (взимаются посредством именных списков и кадастров), а косвенные имеют отношение к ценам на потребление и связаны только с продажей товаров (как правило, налоги на товары и услуги). Многие экономисты утверждают, что прямые налоги связаны непосредственно с характеристикой плательщика и взимаются с его дохода или собственности, а косвенные – с той деятельности, которой он занимается. При этом косвенные налоги определяются опосредованным путём, исходя из размеров расходов плательщика. Несмотря на различные подходы к делению налогов на прямые и косвенные, общим для этих подходов является установление окончательного плательщика налога.
Доминантой налогообложения в России являются косвенные налоги. В структуре доходов Федерального бюджета в 2021 г. платежи по НДС и акцизам составили более 27% (НДС является самым большим по собираемости налогом в РФ)
1 4. По объекту налогообложения налоги подразделяются на:
 налоги, взимаемые с доходов – выручка от реализации, прибыль, заработная плата, дивиденды (НДС, НПО, НДФЛ);
 налоги, взимаемые с имущества (налог на имущество физических лиц, налог на имущество юридических лиц);
1
Для справки: доходы бюджета РФ в 2021 г. составили около
21 трлн.руб. Бюджет РФ в 2021 году исполнен с профицитом 514,8 млрд руб. Налоговые доходы составляют более 70% от общего объема доходов

21
 налоги, взимаемые с определенного вида деятельности (налог на игорный бизнес, налог на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами и др.).
5. По целевой направленности использования налоговых поступлений:
 общие налоги – средства от их поступления могут быть использованы для финансирования нужд государства (НДС, НПО, НДФЛ и др.),
 специальные (целевые) налоги – средства, полученные от взимания этих налогов, направляются на определенные цели (например, НДПИ, акцизы на автомобильный бензин).
6. В зависимости от характера изменения налоговых ставок выделяются следующие налоги:
 пропорциональные – не зависят от величины налогооблагаемой базы; при изменении налоговой базы – ставка не меняется;
 прогрессивные – зависят от величины налогооблагаемой базы – чем больше ее величина, тем выше налоговая ставка;
 регрессивные – зависят от величины налогооблагаемой базы: увеличение налогооблагаемой базы сопровождается уменьшением доли в доходе (косвенные налоги).
7. По методу взимания:
 метод удержания, когда обязанность по удержанию и перечислению налога в бюджет возложена на налогового агента, т.е. на орган, который выплачивает доход. В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Например, при взимании НДФЛ, при налогообложении доходов, полученных в виде дивидендов, процентов;
 декларационный метод (метод начисления). В отличие от предыдущего способа взимание налога «no декларации» представляет собой


22 изъятие части дохода налогоплательщика после его получения. Как видно из названия, указанный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы декларации – официального заявления налогоплательщика о своих налоговых обязательствах за определённый период времени. На основе декларации налоговый орган проверяет правильность расчёта налога налогоплательщиком. Декларация фактически является отчётом налогоплательщика, цель которого зафиксировать исчисленную им самостоятельно сумму налога. При подаче декларации налогоплательщик не должен ждать получения от налогового органа извещения об уплате налога, а обязан уплатить налог самостоятельно, в установленный законом срок.
Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников;
 кадастровый метод применяется в отношении налогов, имеющих недвижимый объект обложения, и, соответственно, не меняющуюся налоговую базу. В основе его применения лежит составленный соответствующими государственными органами кадастр подобных объектов. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объём двигателя и т.д. Этот метод применяется, как правило, при обложении земельным и транспортным налогами, уплачиваемыми физическими лицами, а также налогом на имущество физических лиц. На основе кадастра и установленной налоговой ставки налоговым органом исчисляется сумма налога и выписывается уведомление налогоплательщику.
Поэтому данный метод ещё называют «по уведомлению». В этом случае налогоплательщик уплачивает налог по уведомлению налогового органа, в котором указываются вид налога, размер платежа и срок уплаты налога.

23 8. По источнику обложения:
 налоги, включаемые в стоимость продукции (работ, услуг) и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы, транспортный налог, НДПИ),
 налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг)
(земельный, водный налоги),
 налоги, уплачиваемые за счет прибыли (НПО, налог «на дивиденды»),
 налоги, уплачиваемые за счет заработной платы (НДФЛ).
Такое разнообразие видов налогов дает возможность создавать гибкую, эффективную систему налогообложения, использовать налоги с целью влияния на экономическое и социальное развитие страны.