Файл: Учебное пособие. Челябинск Издво зао Библиотека А. Миллера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 581

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24
1.4. Элементы налога и основной налоговый понятийный аппарат
Каждый установленный законодательно налог характеризуется обязательными параметрами – элементами налога.
Для каждого налога вторая часть НК РФ определяет элементы налогообложения, в необходимых случаях налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, порядок декларирования налога.
Именно эти элементы наиболее полно характеризуют конкретный вид налога. Посредством элементов в законах о налогах собственно и устанавливается вся налоговая процедура. В частности, в налоговом законодательстве прописываются порядок и условия исчисления налоговой базы и самой налоговой суммы, определяются ставки, сроки и порядок уплаты и другие условия налогообложения. Следует подчеркнуть, что само понятие каждого из элементов налога универсально, оно используется в налоговых процессах всех стран мира.
При всём многообразии элементов налогообложения НК РФ выделяет лишь некоторые из них, определяя их как обязательные элементы. Кроме того, имеются и так называемые необязательные элементы налогообложения.
Перечень основных элементов налогообложения представлен на рисунке 3.

25
Элем
ен
ты
н
ал
ог
оо
бл
ожени
я
Объект налогообложения
Об
яз
ат
ел
ьны
е
эл
еме
н
ты
н
ал
ого
об
л
ожени
я
Налоговая база
Налоговая ставка
Налоговый период
Порядок исчисления налога
Порядок и сроки уплаты налога
Налоговая льгота
Нео
бяза
те
л
ьны
е
эл
ем
енты
н
ал
ого
об
л
ожени
я
Источник налога
Единица обложения (масштаб налога)
Налоговый оклад
Отчётный период
Рис. 3. Элементы налогообложения
Далее разберем подробнее элементы налогообложения, а также основные определения, связанные с ними.
Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у

26 налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с
НК РФ.
Субъект налогообложения (налогоплательщик) – это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определённых условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком.
Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным налогам и сборам устанавливается НК РФ. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются
НК РФ.
Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.
Остальные налогоплательщики – физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.


27
В случаях, предусмотренных НК РФ, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.
Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Может устанавливаться в абсолютном размере
(например, рублей за тонну; рублей за сотку земли) или в процентах к налоговой базе, либо быть комбинированной. Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов
РФ
, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ.
Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных статьей 55 НК РФ.
Порядок исчисления налога – это определенные правила исчисления суммы налога.
Обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговый агент – лицо, на которое в силу принятых актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению в соответствующий бюджет (бюджетный фонд) налога или сбора.

28
Налоговое уведомление – это письменное извещение об обязанности уплатить в установленный срок сумму налога.
В налоговом уведомлении, помимо подлежащей уплате суммы и срока уплаты налога, указываются: объект налогообложения, налоговая база, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему РФ. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Порядок и сроки уплаты налога. Существуют два способа уплаты налогов:
1) у «источника» выплаты доходов, т.е. когда момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. В данном случае обязанность по исчислению, удержанию из начисленного дохода и перечислению в бюджет возложена на того, кто выплачивает доходы (налоговый агент).
Налогоплательщик сам не рассчитывает налог, он получает свой доход за вычетом налога.
2) по декларации. При данном способе на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган заявление о своих налоговых обязательствах, т.е. налоговую декларацию.
Налоговая декларация – это письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых


29 льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговую декларацию составляют как физические, так и юридические лица. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.
Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Порядок уплаты налога – способ внесения налогоплательщиком или налоговым агентом суммы налога в соответствующий бюджет. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.
Налоговая льгота – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы могут быть предоставлены в разной форме. Например, в виде освобождения от уплаты налога для определенных налогоплательщиков.
К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения
НДС (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ, п. 14 Постановление Пленума ВАС РФ от
30.05.2014 N 33);
Предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налога (пп. 4 п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 61 НК РФ) некоторые специалисты также относят к налоговым льготам. Однако с этим можно не согласиться. Ведь при их предоставлении у

30 налогоплательщика не происходит уменьшения налоговых обязательств. Он должен будет уплатить ту же сумму налога, но в более поздний срок.
Источник налога – доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога. Например, источником налога на прибыль является прибыль; подоходного налога – заработная плата, доходы лиц, работающих не по найму, дивиденды по акциям и т.д. Источник может совпадать с объектом налога, примером может служить подоходный налог с рабочих и служащих: объект налога – заработная плата (она же источник налога).
Единица обложения (масштаб налога) – единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога. Такой единицей, например, по подоходному налогу может служить один рубль дохода, по земельному налогу – единица измерения площади (0,01 га, квадратный метр).
Сумма налога (налоговый оклад) – сумма, вносимая плательщиком в определенный бюджет по одному налогу. Рассчитывается путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.
Отчётный период – период, соответствующий сроку проведения промежуточных результатов и представления налоговой отчётности в налоговый орган.
Налоговый вычет – это сумма, на которую уменьшается налоговая база, либо возврат части ранее уплаченного налога в установленных законом случаях.


31
1.5. История становления и развития налоговой системы РФ
Последние годы существования СССР характеризовались началом реформ системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Начала формироваться правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан, к 1991 г. было принято множество законов, устанавливающих порядок налогообложения граждан (физических лиц), а также обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги (налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт).
В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована
Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала
Государственной налоговой службой (с 1998 г. – Министерство
РФ по налогам и сборам, с 2004 г. – Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.
Основы налоговой системы и система налогового законодательства РФ формировались в октябре-декабре 1991 г.
Законами
РФ от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6-7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.
Был принят Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

32
Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения –
Федеральную службу налоговой полиции России.
В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. – отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства РФ, процесс его кодификации.
В 2001 г. ведена в действие II часть НК РФ (глава 21 «Налог на добавленную стоимость», Глава 22 «Акцизы», Глава 23 «Налог на доходы физических лиц», Глава 24 «Единый социальный налог(взнос)»; в 2002 г. введены в действие Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и Глава
26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых»; в 2003 г. был отменен налог на пользователей автомобильных дорог, а также налог с владельцев транспортных средств, введены в действие Глава 28 НК РФ – «Транспортный налог», Глава 26.2 НК РФ – «Упрощенная система налогообложения» и Глава
26.3 НК РФ – «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (утратила силу в 2021 г.).
В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел РФ Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.
В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство
РФ по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов РФ. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной


33
Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует
Министерство финансов РФ.
В последние годы продолжается совершенствование налогового законодательства и налоговой системы страны.
Налоговая система РФ - это совокупность институтов и инструментов, используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с их последующим перераспределением в интересах государства.
Целями налоговой системы РФ, как и любой другой налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой, являются:
 регулирование экономики, направленное на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности;
 обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти возложенных на них функций;
 обеспечение государственной политики регулирования доходов.
Основные черты современной налоговой системы РФ:
 единая нормативно-правовая база. Налоговая система основывается на правовой базе, а не на подзаконных нормативных актах различных уровней государственной власти;
 единые принципы для всей налоговой системы страны, единый механизм исчисления и сбора налогов;
 четкое распределение налогов по звеньям бюджетной системы
(федеральные, региональные и местные налоги);
 региональным и местным органам власти предоставлено право на введение налогов в пределах своей территории;

34
 разграничение налогов на общие и специальные, имеющие строго целевое назначение и регулирующее значение;
 наличие налоговых льгот;
 равные требования и равные условия использования доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления;
 сочетание двух основных видов налогов: прямых и косвенных и др.
В налоговую систему РФ входят четыре блока:
 система налогов и сборов РФ;
 система налоговых правоотношений;
 система участников налоговых правоотношений;
 нормативно-правовая база сферы налогообложения.
Рассмотрим эти составляющие налоговой системы РФ подробнее.
Первый блок налоговой системы РФ - система налогов и сборов в РФ.
Согласно ст.12 НК РФ в стране устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Особенности правового регулирования, установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов, и различия между этими группами налогов представлены в табл. 5.
Кроме названных налогов в налоговую систему РФ входит ряд налогов, относящихся к специальным налоговым режимам (СНР). Специальный налоговый режим - это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. СНР могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов. Исчерпывающий перечень СНР дан в параграфе 1.3. данного пособия.