Файл: Планконспект проведения занятия по дисциплине Охрана и проверка знаний требований охраны труда работников организаций тема Основные принципы обеспечения безопасности и охраны труда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Краснодарский учебный центр федеральной противопожарной службы»

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ФАУ ДПО

Краснодарский учебный центр ФПС

А.П. Михайлов

«___»_______________2018 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по дисциплине «Охрана и проверка знаний требований охраны труда работников организаций »

ТЕМА № 1. «Основные принципы обеспечения безопасности и охраны труда»


Рассмотрено на заседании отделения

протокол № _____

от «___»____________2018 года

Цель занятия:  

учебная: изучить основные требования федерального законодательства и подзаконных актов в области охраны труда.

развивающая: добиться от слушателей устойчивого понимания целей, задач в области охраны труда.

воспитательная: Дать слушателям знания и умения по безопасному ведению работ на пожарах.

Время занятия: 135 мин.

Вид занятия: классно-групповое.

Место проведения: учебная аудитория.

Материальное обеспечение: план-конспект, презентация, интерактивная доска.
Литература:

Основная:

1. Федеральный закон 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Учебные вопросы:

1. Трудовая деятельность человека.

2. Основные принципы обеспечения безопасности труда.

3. Основные принципы обеспечения охраны труда.
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ: ___5__ (мин).

1. Доклад командира группы, приветствие, осмотр внешнего вида.

2. Проверка личного состава.

3. Сообщение о ходе предстоящего занятия.
П. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 125 (мин.)

ХОД ЗАНЯТИЙ

__________________________________________________________________

Краткое содержание учебных вопросов
1. Трудовая деятельность человека.

 Сегодня труд является основой благополучия и устойчивого развития всего человечества. Однако поскольку труд очень часто является занятием тяжелым и опасным, поскольку многие хотят жить, не занимаясь трудом, то роль и значение труда часто принижают, делая его даже постыдным. История уже убедительно доказала, что те государства и общества, где на каком-то этапе развития труд перестал считаться почетным и необходимым занятием, относительно быстро развалились, а затем и исчезли, поглощенные более "трудолюбивыми" соседями. Эта же судьба сейчас грозит и нашей стране, где дух наживы взял верх над суровой рациональностью бытия - повседневной необходимостью плодотворно трудиться. Труд, как и любая деятельность человека, сложное, многоплановое явление материального мира, в том числе его социального устройства, и вместе с тем явление личной (а значит и психической) жизни почти каждого.

    Основой всего является "простой процесс труда" (еще его называют "живым трудом", но еще чаще его называют просто "трудом", что и вносит в дальнейшее путаницу), осуществляемый трудящимся человеком (субъектом труда) по преобразованию предмета труда с помощью средств труда в продукт труда. Простой процесс труда наглядно олицетворяет процесс преобразования внешнего мира человеком.
      Многообразие видов различного труда неисчерпаемо, и можно построить массу всевозможных его классификаций, но мы обратимся к исторически, наверное, самому первому и наиболее распространенному (в том числе до сих пор) типу труда - физическому труду.

Физический труд - одна из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием физической нагрузки над психической. В физическом труде человек в основном использует свою мышечную энергию и силу для приведения "в действие" средств и орудий труда по преобразованию предмета труда в продукт труда и частично "управляет" этим "действием".
    Физический труд может потребовать значительных физических усилий (например, при поднятии или перемещения тяжести) или высокой напряженности, когда какое-то движение надо выполнять в высоком ритме, или выносливости, когда какое-то действие надо производить длительное время.

Весь прогресс человечества связан с "освобождением" от физического труда. Вначале весь физический труд был ручным трудом (в современной фразеологии - немеханизированный и неавтоматизированный).

При механизированном труде (при выполнении одной и той же в целом работы) в целом тяжесть труда снижается, но для ряда операций нарастает напряженность работы, требующая большей внимательности и координации движений человека. Автоматизированный труд вытесняет человека из простого процесса труда, оставляя за ним функции участия в других простых процессах труда, связанных с разработкой, наладкой, контролем.

Умственный труд - вторая из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием психической (умственной) нагрузки над чисто физической (мускульной). В процессе умственного труда человек в основном использует свои интеллектуальные возможности.

Технический прогресс по автоматизации и информатизации всех видов деятельности неизбежно уменьшает роль физического труда и увеличивает роль умственного. Исчезают одни проблемы, возникают другие. Ответственность оператора за своевременное распознание сигнальной информации и принятие правильного решения (например, водитель, машинист электровоза, пилот самолета, диспетчер АЭС и т.д.), быстрота смены ситуации (например, диспетчера аэродромов), непрекращающаяся монотонность репродуктивного труда, требующего внимания и сосредоточенности (кассир супермаркета) и многое другое ставят ранее не существовавшие проблемы облегчения умственного труда на повестку дня XXI века. Характер труда существенно меняется, когда вместо одного человека начинают трудиться несколько. Практики хорошо знают, что организация труда одного человека, либо двух человек, либо трех и более человек - совершенно разные задачи, вносящие свои проблемы в запланированное осуществление простого процесса труда. Человек - существо социальное, да и труд - источник всякого богатства, а потому труд носит двойственный характер. Он не только простой процесс труда по преобразованию материального мира, но и социальное отношение участвующих (прямо или косвенно) в нем людей.



Социальный характер труда обусловлен формой собственности на средства производства и связан с правом присвоения продукта труда. По этому признаку различают частный труд (собственника или арендатора) и наемный труд. Социальный характер труда (как источника средств к существованию и богатства) проявляется и в формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение).

Заметим, что тяжелые формы физического труда (каторжные работы в карьерах, дорожном строительстве, туннелях, на галерах и т.п.) использовались и используются для наказания осужденных.

Всемирное и всеобщее разделение труда, безудержный рост масштабов современного товарного производства привели к доминированию наемного труда, часто называемого еще профессиональным.

Наемный труд - результат осознанной наемным работником необходимости трудиться, чтобы не помереть с голоду и одновременно осознанной нанимающим его работодателем необходимости привлечения работников для выполнения, реализуемого им процесса производства для получения в итоге прибыли.
    Различные виды конкретного труда подразделяются в зависимости от их целевого назначения, сферы приложения и функциональной роли в производственной деятельности. Для общей характеристики конкретного труда используются все возможные его отличительные признаки в их сочетании.
     Как и любая другая деятельность, трудовая деятельность содержит в себе различные опасности, в том числе опасности для жизни и здоровья занятого в простом процессе труда человека. Для защиты от них нужно многое знать и уметь.

Общие сведения об организме человека и его взаимодействии с окружающей средой


      Не зная "себя", нельзя понять, как следует защищать "себя" от угроз внешнего мира, а потому мы позволим себе напомнить некоторые основные данные анатомии и физиологии человека.

Современный человек прошел длительный эволюционный путь приспособления к окружающей среде, а человеческий организм представляет собой единое целое, все системы и органы которого развиваются и функционируют во взаимной зависимости и обусловленности. Хотя организм функционирует как единое целое, деление его нате или иные системы необходимо для понимания функционирования организма во внешней среде, особенно если эти системы либо анатомически достаточно отчетливо выделены, как, например, системы кровообращения и пищеварения, либо являются физиологически функциональными, как, например, системы терморегуляции и иммунитета.


Человеческий организм настолько сложен, что его изучением занимается целый ряд научных дисциплин. Мы будем рассматривать его очень упрощенно и только с позиций обеспечения безопасности человека в процессе труда.
       С этих позиций в человеческом организме с некоторой долей условности можно выделить условно названные нами: (1) формообразующие системы, (2) системы жизнеобеспечения и (3) системы управления.

К системам формообразования можно отнести костную и мышечную системы, а также кожу и ряд слизистых оболочек.

К системам жизнеобеспечения надо отнести все системы обмена с внешней средой (дыхательную, пищеварительную и выделительную системы) и распределения веществ в организме между различными органами (сердечно-сосудистую систему).

К системам управления относят вегетативную и центральную нервные системы. Все системы организма состоят из различных органов, функционально взаимосвязанных друг с другом. Органы построены из различных тканей. Ткани состоят из клеток и межклеточного вещества, в которых происходят различные биохимические процессы. В каждом органе имеются кровеносные сосуды, а в большинстве и лимфатические. Ко всем органам подходят и разветвляются в них нервы.
        Костно-мышечная система образует опорно-двигательный аппарат человека и обеспечивает автономность организма, возможность совершения им различных действий и перемещения в пространстве. Кроме того, кости, мышцы и кожа обеспечивают защиту других, так называемых внутренних органов от непосредственного воздействия внешней среды. Помимо защитных функций кожа участвует в обмене веществ и теплорегуляции.

Сердце и кровеносные сосуды образуют замкнутую систему, по которой кровь движется благодаря сокращениям сердечной мышцы и стенок сосудов. Кровеносные сосуды делятся на три основных типа: артерии, капилляры и вены. Артерии несут кровь от сердца. Они разветвляются на сосуды все меньшего диаметра, по которым кровь поступает во все части тела. В самых отдаленных от сердца частях тела кровеносные сосуды столь малы, что различимы лишь под микроскопом. Именно эти микроскопические сосуды, капилляры, снабжают клетки кислородом и питательными веществами. После их доставки кровь, нагруженная конечными продуктами обмена веществ, направляется в сердце по сети сосудов, называемых венами, а из сердца - в легкие, где происходит газообмен, в результате которого кровь насыщается кислородом.


Дыхательная, пищеварительная и выделительная системы служат для потребления из окружающей среды необходимых для жизни веществ и удаления продуктов метаболизма (биохимических процессов жизни).

Немаловажную роль в поддержании водно-солевого и кислотно-щелочного баланса организма играет потоотделение через кожу. В среднем же с потом человек выделяет 600 мл воды в сутки. С потом выводится огромное (около 270) количество химических веществ.

Анатомически нервная система состоит из центральной и периферической систем. Центральная нервная система включает головной и спинной мозг, а периферическая, - черепно-мозговые и спинномозговые нервы, а также нервные узлы и сплетения, лежащие вне спинного и головного мозга.

Поступающая сенсорная информация подвергается обработке, проходя специфические проводящие пути: например болевые, зрительные или слуховые нервные волокна. Чувствительные проводящие пути идут в восходящем направлении к центрам головного мозга. Результат деятельности центральной нервной системы - активность, в основе которой лежит сокращение или расслабление мышц либо секреция или прекращение секреции желез.
     Вегетативная, или автономная, нервная система регулирует деятельность непроизвольных мышц, сердечной мышцы и различных желез. Ее структуры расположены как в центральной нервной системе, так и в периферической.
     Деятельность вегетативной нервной системы направлена на поддержание относительно стабильного состояния внутренней среды организма: постоянной температуры тела или кровяного давления, соответствующего потребностям организма. Вегетативная нервная система делится на симпатическую и парасимпатическую.
      Симпатическая система стимулирует те процессы, которые направлены на мобилизацию сил организма в экстремальных ситуациях или в условиях стресса.
         Парасимпатическая же система способствует накоплению или восстановлению энергетических ресурсов организма.

Симпатическая и парасимпатическая системы действуют координировано, и их нельзя рассматривать как антагонистические. Они сообща поддерживают функционирование внутренних органов и тканей на уровне, соответствующем интенсивности стресса и эмоциональному состоянию человека. Обе системы функционируют непрерывно, но уровни их активности колеблются в зависимости от ситуации.
     Эндокринная система состоит из желез внутренней секреции, не имеющих выводных протоков. Они производят химические вещества, называемые гормонами, которые поступают непосредственно в кровь и оказывают регуляторное действие на отдаленные от соответствующих желез органы.