ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 лица, передавшего ее. Таким образом, информации как объекту гражданского права свойственны такие характеристики как физическая неотчуждаемость и тиражируемость (информация может быть распространена среди неограниченного круга лиц без изменения ее содержания).
В то же время, как отмечает В.А. Дозорцев, для того чтобы информация считалась объектом передачи, она должна находится в ограниченном доступе. В противном случае, если информация является общедоступной, утрачивается ее ценность, и объектом передачи будет являться право на ее использование, но не сама информация
22
. С данной точкой зрения можно согласиться, но следует дополнить, что данное правило применимо лишь в том случае, когда информация является основным объектом или предметом правоотношения. Например, при продаже какого-либо товара по договору розничной купли-продажи продавец обязан предоставить покупателю необходимую информацию о товаре
23
. Несмотря на то, что такая информация может находиться в открытом доступе, она все равно будет являться дополнительным предметом такого договора. Таким образом, под ценностью информации, в данном случае, следует понимать именно экономическую, имущественную оценку такой информации.
Ценность информации также является довольно субъективным понятием.
Так, одна и та же информация может представлять существенную ценность для конкретного человека, группы лиц (организации), государства или общества в целом
24
. При этом ценность в данном случае также может носить различный характер, а именно имущественный и неимущественный. Так, например, прилагающаяся к товару информация вряд ли подлежат экономической оценке, однако ее предоставление безусловно представляет неимущественную ценность для покупателя.
22
Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. М.: Статут, 2005. С.
223 23
Ст. 495 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ.
1994. № 32. Ст. 3301 (в ред. от 03.08.2018)
24
Муслимов Ш.Р. Информация, как определяющая категория для формирования информационного права и законодательства // Colloquium-Journal. 2017. №11-3. С. 55-56.
12
Глава 2. Правовой режим информации
Параграф 1. Общий и специальные правовые режимы информации
Сущность того или иного правового режима информации заключается в определении объема правомочий и обязанностей у определенного лица по обладанию, передаче (предоставлению), распространению и пользованию такой информацией. Общий правовой режим информации установлен частью 4 статьи 29
Конституции Российской Федерации, где указано, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом
25
. Иначе говоря, это означает, что при соблюдении ряда условий, обладателем определенной информации может стать любое лицо. В качестве примера можно привести общедоступную информацию, то есть доступ к которой ничем не ограничен
26
. Такую информацию заинтересованное лицо может получить и использовать, не вступая в какие-либо правоотношения с обладателем этой информации, если он вообще существует. В то же время следует отметить, что на информацию, находящуюся в обладании конкретного лица или группы лиц, но неизвестную, при этом, третьим лицам также установлен общий правовой режим, если обладатель не установил каких-либо ограничений на доступ к такой информации. В случае же, если лицом установлены определенные ограничения на доступ к такой информации, это следует рассматривать как специальный правовой режим, такой как, например, коммерческая или государственная тайна.
В определенном смысле правовой режим информации схож с правовым режимом вещей, однако, проведение полной аналогии между данными объектами невозможно ввиду наличия существенных различий. Так, вещи принято разделять на полностью оборотоспособные, ограниченные в обороте и изъятые из оборота
27
В то же время классификация информации является более сложной. На наш взгляд
25
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.
26
Ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448 (в ред. от 18.12.2018)
27
Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Статут, 2017. С. 221.
13 по критерию оборотоспособности информацию необходимо разделять на следующие виды: обязательная в обороте, свободная в обороте (полностью оборотоспособная), ограниченная в обороте и изъятая из оборота. Такое различие обосновывается тем, что на вещи всегда или в большинстве случаев установлено исключительное право лица или группы лиц и распоряжение вещью, по общему правилу, также зависит только от воли собственника.
В то же время, на лицо, обладающее той или иной информацией, может быть возложена обязанность по предоставлению такой информации другим лицам либо по обнародованию такой информации.
Например, согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирным домом обязана обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, в частности, о финансовых показателях, оказываемых услугах и выполняемых работах и т.п
28
. Такую информацию можно рассматривать как общедоступную, поскольку она опубликовывается на официальном сайте такой организации
29
и, таким образом, ознакомиться с ней может неограниченное количество лиц.
К обязательной в обороте следует также относить такую информацию, предоставление которой обязательно определенному кругу лиц. Например, акционерное общество обязано предоставлять акционерам доступ к ряду документов, а именно: к решениям о выпуске ценных бумаг, годовой отчетности, бухгалтерской отчетности и так далее. К некоторым документам, таким как, протоколы заседаний совета директоров или протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа, доступ предоставляется лицам, владеющим определенным процентом голосующих акций, однако, это по-прежнему является обязанностью общества
30 28
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1.
Ст. 14. (в ред. от 22.01.2019)
29
Постановление Правительства РФ от 23.09. 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» // Собрание законодательства РФ. 2010 г. № 40 ст. 5064 30
Ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства
РФ. 1996. № 1. ст. 1. (в ред. от 27.12.2018)
14
Отличие свободной в обороте информации от обязательной в обороте заключается в том, что ее передача или распространение зависит исключительно от воли лица, обладающего ей. По сути, к данной категории относится любая информация, являющаяся объектом гражданского права, передача и распространение которой не является обязанностью обладателя информации и на которую, при этом, не установлено специальных правовых режимов.
Специальным правовым режимом обладает такая информация, которая известна строго определенному кругу лиц и на предоставление, распространение и использование которой установлены определенные ограничения. Иными словами, такая информация является конфиденциальной, что и является основным признаком специального правового режима.
Конфиденциальность информации складывается из двух взаимосвязанных составляющих. Во-первых, такая информация должна быть неизвестна широкому кругу лиц. Это, например, является одним из условий существования такого объекта интеллектуальной собственности как секрет производства. «Ноу-хау существует, пока данные о нем остаются недоступными другим лицам
31
». Под
«другими лицами» в данном случае следует понимать именно неограниченный круг лиц, поскольку конфиденциальность не исключает возможности передачи такой информации и прав на ее использование другому лицу, в этом случае лишь сужается сфера ее действия. Возможна также ситуация, когда конфиденциальная информация становится известной другому лицу – повторному создателю, независимо от первоначального правообладателя
32
, однако и в этом случае обладатели такой информации могут быть строго определены.
Второй составляющей конфиденциальности является наличие определенных ограничений на доступ к такой информации, что и обеспечивает ее неизвестность третьим лицам. Такие ограничения могут быть установлены как самим лицом, так и законом. Например, режим коммерческой тайны устанавливается ее обладателем путем принятия определенных мер к ее охране: определение перечня такой
31
Кириченко О.В. Информация как объект гражданских правоотношений // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
32
Там же.
15 информации; установление особого порядка обращения с ней и контроль за его соблюдением, учет лиц, имеющих доступ к такой информации и так далее
33
Законом же установлены ограничения на доступ, например, к персональным данным
34
При этом следует отметить, что ограничения на доступ к такой информации сохраняются также и в случае передачи ее третьим лицам. Например, персональные данные могут быть переданы субъектом персональных данных оператору персональных данных, но дальнейшая их передача возможна только с согласия субъекта персональных данных
35
. Схожее правило установлено и в отношении сведений, составляющих коммерческую тайну
36
Таким образом, специальным правовым режимом обладают следующие виды информации: ограниченная в обороте и изъятая из оборота. Объединяющей характеристикой этих видов является конфиденциальность такой информации, однако, передача и распространение ограниченной в обороте информации возможны, но такое право носит исключительный характер и всегда принадлежит определенному лицу или группе лиц. Примерами ограниченной в обороте информации являются персональные данные, коммерческая тайна, а также сведения о частной жизни гражданина
37
. В отношении последнего следует отметить, что нарушение конфиденциальности таких сведений возможно в общественных или иных публичных интересах
38 33
Ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ.
2004. № 32. Ст. 3283. (в ред. от 18.04.2018)
34
Ст.7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ.
2006. № 31. Ст. 3451. (в ред. от 31.12.2017)
35
Там же
36
Статья 6.1 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства
РФ. 2004. № 32. Ст. 3283. (в ред. от 18.04.2018)
37
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31. Ст. 3451. (в ред. от 31.12.2017)
38
Там же
16
Распространение же изъятой из оборота информации вовсе невозможно в силу прямого указания закона и к такой информации относится, например, государственная тайна
39
, адвокатская тайна
40
, тайна следствия
41
и прочее.
Параграф 2. Характеристика вещных прав на информацию
Традиционно право собственности может быть установлено лишь в отношении такого объекта гражданского права как вещи. В то же время правомочия обладателя информации весьма схожи с правомочиями собственника вещи: он может владеть информацией, распоряжаться ей и использовать ее в своих целях. Как указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 26 октября 2017 г. N 25-П, статус обладателя информации аналогичен статусам собственника и титульного владельца, однако характер их прав и обязанностей различается исходя из особенностей такого объекта гражданских прав как информация
42
Термин «обладатель информации», согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» означает лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам
43
. Представляется, однако, что указанный перечень полномочий не в полной мере отражает реальный правовой статус данного лица. Как указал Конституционный суд, к перечню правомочий обладателя информации относится также право решать вопрос о ее получении другими лицами и о способах ее использования как другими лицами, так и самим обладателем. Таким образом, не является обладателем информации лицо,
39
Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. стр.
8220-8235. (в ред. от 29.07.2018)
40
Ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. ст. 2102 (в ред. от 29.07.2017)
41
Ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4921. (в ред. от 27.12.2018)
42
Постановление Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 № 25-П «По делу о проверке конституционности пункта
5 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в связи с жалобой гражданина А.И. Сушкова» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_281568/#dst100028
(дата обращения: 07.03.2019)
43
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448 (в ред. от 18.12.2018)
17 получившее к ней доступ без передачи соответствующих прав
44
. С учетом данных положений, не нашедших отражения в законе, можно сказать, что статус обладателя информации действительно схож со статусом собственника вещи.
Тем не менее, остается неразрешенным вопрос о том, является ли обладателем информации лицо, которое получило какую-либо информацию, а также право на ее использование, но которое, при этом, обязано сохранять конфиденциальность такой информации если это, например, предусмотрено соответствующим договором. Исходя из буквального толкования закона можно сказать, что для признания лица обладателем информации необходимо наличие всей совокупности правомочий, в том числе, по разрешению и ограничению доступа к такой информации. Такое право, на наш взгляд, носит исключительный характер и может принадлежать только обладателю информации. Исходя из этого представляется необходимым введение нового термина, в полной мере отражающего правомочия лиц, не являющихся обладателями информации.
Так, лицо, располагающее определенными сведениями и имеющее право на их использование, но не разрешающее при этом вопрос о доступе к такой информации можно называть «пользователем информации». Следует отметить, что использование в данном случае должно осуществляться именно в интересах пользователя информации. Так, например, не может считаться пользователем информации лицо, использующее информацию в связи с исполнением должностных обязанностей в рамках трудовых отношений с обладателем информации, поскольку это следует рассматривать как должностной, а не личный интерес. В некоторых правоотношениях для наименования таких лиц применяются особые понятия, например, оператор персональных данных для лица, осуществляющего деятельность по обработке персональных данных
45 44
Постановление Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 № 25-П «По делу о проверке конституционности пункта
5 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в связи с жалобой гражданина А.И. Сушкова» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_281568/#dst100028
(дата обращения: 07.03.2019)
45
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. 2006.
№ 31. Ст. 3451. (в ред. от 31.12.2017)
18
Также представляется необходимым более подробно раскрыть сущность правомочий, которые могут быть осуществлены в отношении информации как объекта гражданского права. Под владением информацией подразумевается знание лица об определенных фактах, обстоятельствах, процессах и так далее. При этом владение может быть как законным, так и незаконным. Согласно части 4 статьи 4
Федерального закона «О коммерческой тайне» под незаконным владением понимается получение лицом такой информации умышленно, а также при наличии оснований полагать, что такая информация составляет коммерческую тайну
46
Представляется, однако, что лицо, случайно получившее такую информацию, также владеет ей незаконно и разница в данном случае заключается лишь в наличии вины и мере ответственности. Независимо от оснований незаконного владения информацией возникает вопрос об охране самой информации, а также интересов законного обладателя. Так, незаконное владение вещью можно прервать путем добровольного или принудительного изъятия данной вещи у незаконного владельца. В то же время лишение человека владения информацией невозможно физически. Таким образом, охрана интересов законного обладателя обеспечивается с помощью обеспечения незаконным владельцем режима конфиденциальности такой информации, запрета на ее использование и ответственности в виде возмещения убытков за ее разглашение или передачу.
Следует также отметить, что в прямом смысле данного понятия владеть информацией может лишь физическое лицо, поскольку для этого необходимо обладать сознанием, которое отсутствует у других субъектов гражданского права.
Владение юридических лиц может осуществляться путем документирования такой информации и закрепления права собственности юридического лица на соответствующие документы и (или) путем ознакомления должностных лиц и работников организации с определенной информацией в целях использования ее исключительно в интересах юридического лица. При исчезновении юридической связи между данным физическом лицом и организацией (например, в случае
46
Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3283. (в ред. от 18.04.2018)